город Ростов-на-Дону |
|
22 апреля 2022 г. |
дело N А32-19634/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Абраменко Р.А., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Петросьян Н.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Санрайз" (путем использования системы веб-конференции): представитель Цапкова Ю.Е. по доверенности от 10.01.2022;
от ответчика: представитель не явился, извещен должным образом;
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санрайз", общества с ограниченной ответственностью "Мультипарк"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2022 по делу N А32-19634/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Санрайз" (ИНН 2312107440, ОГРН 1032307187340),
общества с ограниченной ответственностью "Мультипарк" (ИНН 2312133641, ОГРН 1062312041736);
к ответчику Администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799),
при участии третьих лиц:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Парки культуры и отдыха города Краснодара"; муниципального образования город Краснодар; Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
о признании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Санрайз" и общество с ограниченной ответственностью "Мультипарк" обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования города Краснодара с требованиями:
1. Признать результаты формирования земельного участка площадью 285 956 кв.м. с кадастровым номером 23:43:0425003:1392 недействительными (незаконными);
2. Признать незаконным (недействительным) постановление Администрации МО г. Краснодар N 5312 от 08.12.2020 "О предоставлении муниципальному бюджетному учреждению культуры "Парки культуры и отдыха города Краснодара" муниципального образования город Краснодар земельного участка в городе Краснодаре";
3. Снять земельный участок площадью 285 956 кв.м. с кадастровым номером 23:43:0425003:1392 с кадастрового учета.
Исковые требования мотивированы тем, что земельный участок площадью 285 956 кв.м. с кадастровым номером 23:43:0425003:1392 сформирован без учёта площади, необходимой для эксплуатации принадлежащим истцам объектов недвижимости.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2021 к участию в деле привлечены: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея и муниципальное бюджетное учреждение культуры "Парки культуры и отдыха города Краснодара" муниципального образования город Краснодар в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2022 в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано тем, что истцы не доказали, что оспариваемые действия администрации нарушают принадлежащие им законные права и интересы. В настоящем деле не рассматривается вопрос о законности возведенных истцами строений и сооружений.
Общество с ограниченной ответственностью "Санрайз", общество с ограниченной ответственностью "Мультипарк" обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просили решение отменить, иск удовлетворить полностью. В обоснование апелляционной жалобы указывают следующее. Вывод об отсутствии нарушения права на доступ к объектам недвижимости является преждевременным, поскольку для осуществления проезда требует согласование с муниципальным бюджетным учреждением культуры "Парки культуры и отдыха города Краснодара". Издание постановления Администрации МО г. Краснодар N 5312 от 08.12.2020 "О предоставлении муниципальному бюджетному учреждению культуры "Парки культуры и отдыха города Краснодара" муниципального образования город Краснодар земельного участка в городе Краснодаре" препятствует заявителям обратиться в суд с иском об установлении границ необходимого для эксплуатации объектов земельного участка. Действия администрации по формированию земельного участка являются злоупотреблением правом. Суд неправомерно отказал в назначении по делу экспертизы. Суд не оценил акт натурного установления границ, из которого следует, что навесы (веранды) заявителя находятся на сформированном земельном участке общего пользования. Кафе "Тропиканка" и кафе "Долина" является единым недвижимым комплексом строений и сооружений (навесов и веранды).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества "Санрайз" дала суду пояснения об обстоятельствах и материалах дела, просила решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявлено ходатайство об объявлении перерыва для формулирования ходатайства о проведении экспертизы.
В удовлетворении ходатайства судом отказано.
Соответствующее ходатайство должно быть заявлено лицами, участвующими в деле, до начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу. Данное ходатайство должно соответствовать требованиям части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то есть содержать обоснование невозможности представления данных доказательств в суд первой инстанции, и подлежит рассмотрению арбитражным судом апелляционной инстанции до начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества "Санрайз", арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истцы являются собственниками объектов недвижимости, расположенных на землях парка.
Суд установил, что объекты недвижимости возведены на основании разрешений на строительство, право собственности на них зарегистрировано в ЕГРН. В материалы дела представлены свидетельства о регистрации права собственности общества "Санрайз" на объекты: кафе "Адмирал", кафе "Тропиканка", кафе "Долина", свидетельства о регистрации права собственности общества "Мультипарк" на объекты: туалет, административное здание.
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0425003:005, отнесённый к землям общего пользования, был предоставлен правопредшественнику муниципального бюджетного учреждения культуры "Парки культуры и отдыха города Краснодара" муниципального образования город Краснодар на праве аренды для целей эксплуатации территории парка (договор от 31.05.2006 N 4300014417).
С собственником объектов недвижимости - обществом "Санрайз" - были заключены договоры субаренды от 05.09.2007 N 4, 5. С собственником объектов недвижимости - обществом "Мультипарк" заключены договоры субаренды от 05.09.2007 N 6, N 7, N 8, N 9, N 10
Договоры субаренды признаны ничтожными в деле А32-52366/2018, А32-2021/2019. Записи о субаренде погашены.
В 2020 году Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО "Санрайз" об обязании ООО "Санрайз" осуществить снос самовольной постройки - кафе "Адмирал".
При рассмотрении указанного искового заявления в рамках дела N А32-2075/2020 суды трех инстанций установив, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0425003:0005 является федеральной собственностью, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для размещения ООО "Санрайз" спорного объекта, в связи с чем, требование Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея об освобождении части данного участка путем сноса самовольной постройки удовлетворено.
На основании постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 18.11.2019 N 5080 (в редакции от 13.01.2020 N 102) "О реорганизации муниципального предприятия "Парки инвестиции, туризм" муниципального образования город Краснодар в форме преобразования в муниципальное бюджетное учреждение культуры" МУП "Парки, инвестиции, туризм" реорганизовано в МБУК "Парки культуры и отдыха города Краснодара" муниципального образования город Краснодар.
В связи с завершением работы по расторжению договоров субаренды частей земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:5, а также в связи с наличием на территории земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:5 объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности третьим лицам на основании постановления Администрации муниципального образования город Краснодар "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, городской округ город Краснодар, город Краснодар, ул. Трамвайная, з/у 2" проведена работа по исключению из состава данного земельного участка площадей, занятых этими объектами недвижимости.
Вновь образованному в результате раздела земельному участку площадью 285956 кв.м присвоен кадастровый номер 23:43:0425003:1392, на который зарегистрировано право собственности муниципального образования город Краснодар (запись регистрации от 25.11.2020 N 23:43:0425003:1392-23/226/2020-1).
Площадь земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:5 составила 13313 кв.м.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 08.12.2020 N 5312 "О предоставлении муниципальному бюджетному учреждению культуры "Парки культуры и отдыха города Краснодара муниципального образования город Краснодар земельного участка в городе Краснодаре" МБУК "Парки культуры и отдыха города Краснодара" муниципального образования город Краснодар предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 23:43:0425003:1392 площадью 285956 кв.м для эксплуатации территории парка по ул. Трамвайной, 2, в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, произведена государственная регистрация от 21.12.2020 N 23:43:0425003:1392-23/226/2020-2.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 04.02.2021 N 412 "О перемещении (демонтаже) самовольно размещенных временных сооружений, установленных на территории муниципального образования город Краснодар", принятым на основании постановления администрации от 24.01.2013 N 650 "Об утверждении Порядка обращения с временными сооружениями, размещенными на территории муниципального образования город Краснодар с нарушением порядка предоставления земельных участков, установленного действующим законодательством Российской Федерации", 89 временных сооружений (павильоны, киоски, навесы, аттракционы, лотки, сооружения, сборно-разборные конструкции, туалеты, навесы, ворота, забор), расположенных в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара по ул. Трамвайной, 2, включены в перечень самовольно размещенных временных сооружений, подлежащих демонтажу.
ООО "Санрайз", ООО "Мультипарк" обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар, управлению муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар о признании недействительным постановления администрации N 412 от 04.02.2021 в части сноса (демонтажа) строений (сооружений), принадлежащих заявителям. Исковые требования были мотивированы тем, что объекты по номерами 60-89 не могли быть включены в оспариваемое постановление и демонтированы, поскольку являются составной частью объектов капитального строительства - кафе "Долина" и "Тропиканка".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2021 по делу N А32-9300/2020, оставленным без изменений апелляционным постановлением от 29.11.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В настоящем деле общество "Санрайз" и общество"Мультипарк" заявили требования о признании результатов формирования земельного участка площадью 285 956 кв.м. с кадастровым номером 23:43:0425003:1392 недействительными (незаконными), о признании незаконным (недействительным) постановления N 5312 от 08.12.2020 и о снятии земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1392 с кадастрового учета.
Заявленные требования правомерно оставлены без удовлетворения в силу следующего.
Общество "Санрайз" и общество "Мультипарк" указывают, что формирование земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1392 произведено без учёта их потенциального права на формирование земельных участков для эксплуатации принадлежащих на праве собственности объектов недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (пункты 1, 3, 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности (пункты 1, 2, 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункты 1, 4, 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Осуществляя формирование земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1392, закрепляя данный земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования за МБУК "Парки культуры и отдыха города Краснодара", администрация муниципального образования город Краснодар реализовала права собственника земельного участка.
Доводы истцов касаются не учтённых при формировании земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1392 сооружений: литер Г195 (веранда), литер Г193, Г194 (навесы). Истцы указывают, что указанные сооружения входят в состав единого недвижимого комплекса - кафе "Тропиканка" и кафе "Долина". Расположение навесов за границей земельного участка 23:43:0425003:5 подтверждено схемой натурного установления границ земельного участка и координирования строений.
Вместе с тем, как установил суд первой инстанции, указанные объекты недвижимостью не являются, а потому правомерно не были учтены при формировании земельного участка с кадастровым номером 23:43:0425003:1392. Кроме того, истцам отказано в признании недействительным постановления администрации от 04.02.2021 N 412 в части сноса (демонтажа) принадлежащих заявителям строений (сооружений), расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. Трамвайная, 2, указанных в пунктах 7, 8, 13, 19, 21, 22, 24 - 26, 29, 30, 32, 43, 60, 61, 75 - 77, 85 - 87, 89 раздела "Карасунский внутригородской округ города Краснодара" приложения N 1 к указанному постановлению. В частности, суды отклонили доводы заявителей о том, что некоторые из названных в оспариваемом постановлении сооружений являются составной частью объектов капитального строительства, а именно: навесы и веранды являются составной частью принадлежащих заявителям объектов недвижимости (кафе "Долина" и "Тропикана"), то есть представляют собой единый недвижимый комплекс.
Аналогичные доводы заявлены в настоящем деле ли обоснованно были отклонены судом первой инстанции.
Судебная коллегия также учитывает следующее.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Исключения составляют случаи, предусмотренные в пункте 2 данной статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса, на праве оперативного управления (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на категории, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса. Эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельные участки, в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 1963-О).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Вместе с тем, с учетом положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации допускается предоставление земельных участков собственникам для целей эксплуатации объектов недвижимости.
Тем не менее, вопрос о соразмерности земельных участков подлежит изучению исключительно в инициированной заявителями процедуре заключения договоров аренды. Наличие потенциального права на приобретение земельного участка не может ограничивать собственника в формировании земельного участка для эксплуатации территории парка.
Также суд апелляционной инстанции учитывает и правомерность вывода суда первой инстанции о том, что в настоящем деле общество не доказало, что веранды и навесы являются частью недвижимого комплекса, что подтверждалось сведениями ЕГРН. Частично сооружения истцами демонтированы, что также является подтверждением отсутствия признаков единого недвижимого комплекса строений и сооружений.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении ходатайства об объявлении перерыва отказать.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2022 по делу N А32-19634/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19634/2021
Истец: МБУК "Краснодарские парки", ООО "Мультипарк", ООО "Санрайз"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Парки культуры и отдыха города Краснодара" муниципального образования город Краснодар, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю