22 апреля 2022 г. |
Дело N А83-12916/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 апреля 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю., судей Ольшанской Н.А. и Рыбиной С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Логуновым К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Институт "ШЕЛЬФ" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 октября 2021 года по делу N А83-12916/2019,
по иску Министерства экономического развития Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "Институт "ШЕЛЬФ" о взыскании,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, Министерства топлива и энергетики Республики Крым,
при участии в судебном заседании представителя:
- от Министерства экономического развития Республики Крым - Чикова Анна Викторовна, представитель по доверенности от 30.12.2021 N 16-05/183Д, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена по паспорту гражданина Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Республики Крым (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Институт "ШЕЛЬФ" (далее - ООО "Институт "ШЕЛЬФ", общество, ответчик) о взыскании суммы нецелевого использования субсидии в размере 23 131 820,67 руб. в бюджет Республики Крым (с учетом уточнений исковых требований от 19.01.2021 в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 11 октября 2021 года исковые требования удовлетворены. Взыскана с ООО "Институт "ШЕЛЬФ" в пользу Министерства экономического развития Республики Крым сумма нецелевого использования субсидии в размере 23 131 820,67 руб. Взыскана с ООО "Институт "ШЕЛЬФ" в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 138 659,00 руб.
Не согласившись с решением суда, ООО "Институт "ШЕЛЬФ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что работы на сумму 7 400 066,74 руб. приняты у ООО "Городок" и оплачены обществом с целью достижения цели, для реализации которой выделялись бюджетные средства, что отражено в бухгалтерском учете общества в декабре 2018 года и следует из акта проверки целевого использования субсидии N 1 от 26.02.2019. Таким образом, расходование бюджетных вышеуказанных средств произведено в рамках целей субсидии, что оставлено судом первой инстанции без внимания. Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2022 апелляционная жалоба ООО "Институт "ШЕЛЬФ" принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
От Министерства экономического развития Республики Крым поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
От Министерства строительства и архитектуры Республики Крым поступили письменные пояснения на апелляционную жалобу, которые приобщены судом к материалам дела.
Представитель Министерства против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменных возражения на нее.
Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Министерство топлива и энергетики Республики Крым о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку заявителем апелляционной жалобы обжалуется только решение в части размера удовлетворенных требований, от иных участников процесса возражения не поступали, суд пересматривает решение суда только в этой части.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
10.08.2018 между Министерством экономического развития Республики Крым и ООО "Институт "ШЕЛЬФ" (Получатель) заключено Соглашение N 48 о предоставлении субсидии из средств бюджета Республики Крым юридическим лицам (за исключением субсидии государственным учреждениям), осуществляющим деятельность в топливно-энергетическом комплексе Республики Крым, доля участия исполнительных органов государственной власти Республики Крым в уставном капитале которых не менее 90 процентов (далее - Соглашение).
Указанное Соглашение заключено в рамках Порядка предоставления субсидии из бюджета Республики Крым юридическим лицам (за исключением субсидии государственным учреждениям), осуществляющим деятельность в топливно-энергетическом комплексе Республики Крым, доля участия исполнительных органов государственной власти Республики Крым в уставном капитале которых не менее 90 процентов, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 08.06.2018 N 268 (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.1 раздела 1 Соглашения предметом Соглашения является предоставление в 2018 году Получателю субсидии из бюджета Республики Крым с целью финансового обеспечения расходов, связанных с проведением капитального ремонта зданий, сооружений и помещений, находящихся на балансе Получателя, порядком предоставления которой установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с целями предоставления, согласно пункту 1.2 Порядка (далее - Субсидия).
Права и обязанности сторон предусмотрены разделом 2 Соглашения.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2.4 раздела 2 Соглашения получатель обязан использовать полученную субсидию в соответствии с ее целевым назначением, согласно условиям и порядку, предусмотренными настоящим Соглашением, Порядком, законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
Согласно пункту 3.3 раздела 3 Соглашения в случае неисполнения, ненадлежащего исполнения условий Соглашения, в том числе в случае установления фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления Субсидии по результатам проверок, получатель обязан в бесспорном порядке по письменному требованию Министерства возвратить полученную субсидию в течение 15 календарных дней с даты получения требования о возврате субсидии.
Соглашение оно вступает в силу с момента его подписания т действует до 31 декабря 2018 года (пункт 4.1 Соглашения).
Во исполнение пункта 4.1 раздела 4 Порядка Министерством проведена проверка целевого использования Субсидии, предоставленной ООО "Институт "ШЕЛЬФ".
В рамках проведенной проверки установлено, что ООО "Институт "ШЕЛЬФ" не исполнены условия Соглашения, а именно: Субсидия использована на возмещение расходов, не связанных с ее целевым назначением, чем нарушены условия, цели и порядок предоставления Субсидии, установленные Порядком, о чем составлены акты проверки от 26.10.2018 N 5 и 26.02.2019 N 1.
Как следует из указанных актов, согласно данным раздельного бухгалтерского учёта и выписок банка Субсидия в сумме 9 501 278, 98 руб. использована ООО "Институт "Шельф" на покрытие расходов, связанных с осуществлением текущей хозяйственной деятельности, а именно: оплату НДФЛ, страховых взносов, услуг банка, выплату заработной платы, что не соответствует цели предоставления Субсидии, предусмотренной пунктом 1.2 Порядка.
Также установлено, что из общей суммы Субсидии, предоставленной на проведение капитального ремонта зданий, сооружений и помещений (24 951 680 руб.), средства Субсидии в сумме 15 450 401,02 руб., в принудительном порядке перечислены банком АО "Генбанк" со счёта ООО "Институт "ШЕЛЬФ" на счета контрагентов в счет погашения кредиторской задолженности ООО "Институт "ШЕЛЬФ" перед ними за товары, работы, услуги, исполнительского сбора, пеней, штрафов, процентов за пользование, юридических услуг на основании исполнительных листов, выданных Арбитражным судом Республики Крым, постановления о взыскании исполнительского сбора, выданного Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым.
01.03.2019 Министерством в адрес ООО "Институт "ШЕЛЬФ" направлено требование за исх. N 14/331 о возврате Субсидии в сумме 24 951 680,00 руб. (в том числе неиспользованного остатка Субсидии по состоянию на 01.01.2019 в сумме 17 551 613,26 руб.), предоставленной по Соглашению.
В соответствии с условиями Соглашения (пункт 3.3) и пункта 4.3 раздела 4 Порядка Субсидия, использованная с нарушением условий, целей и порядка её предоставления, должна быть возвращена в течение 15 календарных дней с даты получения требования о возврате Субсидии.
Требование о возврате Субсидии от 01.03.2019 N 14/331 получено ООО "Институт "Шельф" 01.03.2019.
Однако требование Обществом выполнено не было, что и стало основанием для обращения Министерства в суд с данным заявлением.
Поскольку факт нецелевого расходования средств Субсидии подтвержден материалами дела, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Заслушав пояснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Правоотношения между сторонами по делу возникли в связи с заключением Соглашения N 48 от 10.08.2018 о предоставлении субсидии из средств бюджета Республики Крым юридическим лицам.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств 6 (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В абзаце пятом статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса (в редакции, действовавшей на дату предоставления субсидии) в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, а также федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций и государственных компаний.
Согласно пункту 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предоставление субсидии оформляется договором (соглашением), заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм права, основания для возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидий, определяются законом или нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий.
Положения договора о предоставлении субсидии должны соответствовать таким нормативным правовым актам.
Аналогичная позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 3393/10.
В настоящем случае условиями предоставления ответчику бюджетных средств, с нарушением которых истец связывает обязанность по возврату бюджетных средств, являлось невыполнение обществом установленного пунктами 1.2 и 2.4 Соглашения в части целевого использования средств бюджета.
В ходе проверки установлено, что согласно данным раздельного бухгалтерского учёта и выписок банка Субсидия в сумме 9 501 278,98 руб. использована ООО "Институт "ШЕЛЬФ" на покрытие расходов, связанных с осуществлением текущей хозяйственной деятельности, а именно: оплату НДФЛ, страховых взносов, услуг банка, выплату заработной платы, что не соответствует цели предоставления Субсидии, предусмотренной пунктом 1.2 Порядка предоставления субсидии из бюджета Республики Крым юридическим лицам (за исключением субсидии государственным учреждениям), осуществляющим деятельность в топливно-энергетическом комплексе Республики Крым, доля, участия исполнительных органов государственной власти Республики Крым в уставном капитале которых не менее 90 процентов, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 08.06.2018 N 268 (далее - Порядок от 08.06.2018 N 268), пунктом 1.1 Соглашения от 10.08.2018 N 48.
Так же, проверкой установлено, что из общей суммы Субсидии, предоставленной на проведение капитального ремонта зданий, сооружений и помещений (24 951 680 руб.), средства Субсидии в сумме 15 450 401,02 руб. в принудительном порядке перечислены банком АО "Генбанк" со счёта ООО "Институт "ШЕЛЬФ" на счета Контрагентов в погашение кредиторской задолженности ООО "Институт "ШЕЛЬФ" перед ними за товары, работы, услуги, исполнительского сбора, пеней, штрафов, процентов за пользование, юридических услуг на основании исполнительных листов, выданных Арбитражным судом Республики Крым, постановления о взыскании исполнительского сбора, выданного Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым.
Кроме того, ООО "Институт "ШЕЛЬФ" не уведомило Министерство экономического развития Республики Крым на момент подачи заявления о предоставлении Субсидии и на момент получения Субсидии о наличии просроченной кредиторской задолженности перед Контрагентами, о наличии решений и исполнительных листов, выданных Арбитражным судом Республики Крым, исполнительных производств и постановлений Отдела судебных приставов.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, в период с 10.08.2018 по 23.10.2018 средства Субсидии в общей сумме 24 951 680 руб. использованы не в соответствии с её целевым назначением, что является нарушением пункта 2.4 Соглашения от 10.08.2018 N 48.
Кроме того, с целью проведения капитального ремонта помещений между ООО "Институт "ШЕЛЬФ" и ООО "Городок" заключён договор от 22.10.2018 N 084 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 4-5 этажей западного крыла Лабораторного корпуса (инв.N 3089).
Стоимость работ по капитальному ремонту согласно данному договору составляет 24 951 680 руб. (пункт 1.2 договора).
Общий срок выполнения работ - 60 календарных дней с даты, следующей за датой вступления договора в силу (пункт 3.1 договора).
Договор вступает в силу с даты, указанной перед преамбулой, и действует до полного исполнения Сторонами принятых по нему обязательств, включая гарантийные (пункт 11.1 договора).
Следовательно, исходя из вышеперечисленных условий, договор вступает в силу с 22 октября 2018 года, срок выполнения работ - по 20 декабря 2018 года. Расчёт за работы проводится после выполнения работ на основании подписанного акта выполненных работ (пункт 4.2 договора).
Оплата аванса, предоплаты данным договором не предусмотрена.
В договор 14 ноября 2018 года были внесены изменения путем заключения дополнительного соглашения N 1.
Согласно дополнительному соглашению внесены следующие изменения:
1. Предусмотрено осуществление авансовых платежей в размере стоимости строительных материалов на общую сумму 17 972 481,76 руб., в том числе:
- до 15 ноября 2018 года на сумму 2 000 000 руб.;
- до 30 ноября 2018 года на сумму 10 972 481,76 руб.;
- до 15 декабря 2018 года на сумму 5 000 000 руб.
2. Предусмотрено, что Подрядчик приступает к выполнению обязательств в течение 2 рабочих дней после получения первой суммы авансового платежа на расчётный счёт Подрядчика.
3. Подрядчику предоставлена возможность осуществлять поэтапное выполнение работ согласно Графику выполнения работ (приложение N 2) и Ведомости работ (приложение N 3).
4. В случае, если денежные средства не поступают на расчётный счёт Подрядчика в установленный срок, то выполнение работ приостанавливается. Срок действия договора продлевается на период простоя по вине Заказчика.
Подрядчик письменно извещает Заказчика о приостановлении выполнения подрядных работ.
Необходимо отметить, что дополнительным соглашением N 1 от 14.11.2018 к договору от 22.10.2018 N 084 внесены изменения в существенные условия договора (срок выполнения работ, порядок оплаты), что противоречит условиям пункта 11.2 договора от 22.10.2018 N 084 в части изменения существенных условий договора в случаях:
- при снижении цены договора без изменения предусмотренных объёмов работ, качества выполняемой работы и иных условий договора;
- при увеличении или уменьшении объёма работ не более, чем на 10%.
При этом допускается изменение цены договора пропорционально дополнительному объёму работ не более, чем на 10%.
Как видно из условий дополнительного соглашения от 14.11.2018 N 1, такие существенные условия, как цена договора, объём работ не изменены.
Следовательно, изменение таких существенных условий договора, как срок выполнения работ и порядок оплаты, проведено при отсутствии на то правовых оснований.
Проверкой установлено, что в рамках исполнения договора от 22.10.2018 N 084 на основании счетов на оплату от 15.11.2018 N 752, от 18.12.2018 N 88.2, от 26.12.2018 N 903 ООО "Институт "ШЕЛЬФ" осуществило следующие платежи:
- 04.12.2018, 18.12.2018 перечислены авансы на счёт ООО "Городок" по платёжным поручениям: N 303 на сумму 2 000 000,00 руб., N 412 на сумму 1 500 000,00 руб.;
- 28.12.2018 проведена оплата за выполненные работы по платёжному поручению N 444 на сумму 3 900 066,74 рублей.
Указанные платежи отражены в бухгалтерском учёте по дебету соответствующих субсчетов счёта 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в корреспонденции с кредитом счёта 51 "Расчётные счета" на сумму 7 400 066,74 руб. По состоянию на 31.12.2018 ООО "Городок" выполнены работы на общую сумму 7 400 066,74 руб., что составляет 29,7% от общей суммы договора от 22.10.2018 N 084.
По факту выполненных работ на сумму 7 400 066,74 руб. между ООО "Институт "ШЕЛЬФ" и ООО "Городок" подписан акт о приёмке выполненных работ по форме N КС-2 от 26.12.2018 N 1, справка о стоимости выполненных работ по форме N КС-3 от 26.12.2018 N 1 и акт от 26.12.2018 N 769.
Выполненные работы на сумму 7 400 066,74 руб. отражены в бухгалтерском учёте по дебету счетов 25 "Общепроизводственные расходы", 19 "НДС по приобретенным ценностям" в корреспонденции с кредитом счёта 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
Таким образом, исходя из вышеизложенного, ООО "Городок" не выполнены работы по капитальному ремонту в срок, установленный договором от 22.10.2018 N 084 - по 20 декабря 2018 года.
ООО "Институт "ШЕЛЬФ" использование Субсидии отразило в бухгалтерском учёте в декабре 2018 года в сумме 7 400 066,74 руб. (дебет счёта 86,01 "Целевое финансирование" - кредит счёта 98.02 "Доходы будущих периодов (безвозмездные поступления)") в соответствии с первичными документами о выполненных работах (вышеуказанные акты о приёмке выполненных работ).
По состоянию на 31.12.2018 по данным бухгалтерского учёта (сальдо счёта 86.01 "Целевое финансирование") остаток неиспользованной субсидии ООО "Институт "ШЕЛЬФ" составляет в сумме 17 551 613,26 рублей.
В ходе проверки 14 февраля 2019 года в присутствии представителей ООО "Институт "ШЕЛЬФ" - финансового директора Перелыгиной Л.М., начальника производственно-технического отдела Фрик Г.Б., представителя ООО "Городок" - прораба Припутнёва А.В., представителя Министерства экономического развития Республики Крым - главного консультанта по внутреннему аудиту Чепурной Н.С. проведен визуальный осмотр помещений, расположенных на 4-5 этажах западного крыла Лабораторного корпуса, в ходе которого установлено, что разобраны полы, дверные проёмы, проведена шпаклёвка стен, потолков, заливка (стяжка) пола, демонтаж санитарно-технических приборов, проведены иные ремонтные работы.
По результатам визуального осмотра составлен Акт визуального осмотра от 14.02.2019.
Проверкой установлено, что в Министерство экономического развития Республики Крым ООО "Институт "ШЕЛЬФ" представлены Отчёты об использовании субсидии по состоянию на 10.09.2018, на 10.10.2018, на 10.11.2018, на 10.12.2018, на 10.01.2019. Согласно данных отчётов по состоянию на 10.01.2019 ООО "Институт "ШЕЛЬФ" использовало Субсидию на общую сумму 7,4 млн. рублей.
Однако, данные отчётов не подтверждены данными раздельного бухгалтерского учёта по счёту 51 "Расчётные счета", выписками банка АО "Генбанк", РНКБ Банк (ПАО).
17 августа 2018 года на счёт ООО "Институт "ШЕЛЬФ", открытый в АО "Генбанк" N 40702810600030000315, из бюджета Республики Крым поступила субсидия на финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением капитального ремонта зданий, сооружений и помещений (далее по тексту - Субсидия), в сумме 24 951 680 рублей.
Поступление Субсидии на счёт ООО "Институт "ШЕЛЬФ" отражено в бухгалтерском учёте по дебету счёта 51 "Расчётные счета" в корреспонденции с кредитом счёта 86.01 "Целевое финансирование".
Источником предоставления Субсидии по условиям пункта КЗ Соглашения являются средства бюджета Республики Крым на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утверждённый Законом Республики Крым от 22Л2.2017 N 447-ЗРК/2017, по пункту 26 статьи 19, КБК 826 0402 8030062124 812.
Согласно пункту 2.4 Соглашения ООО "Институт "ШЕЛЬФ" обязан: - использовать полученную субсидию в соответствии с ее целевым назначением, согласно условиям и порядку, предусмотренным настоящим Соглашением, Порядком предоставления субсидии из бюджета Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 08.06.2018 N 268, законодательством Российской Федерации и Республики Крым; - организовать ведение раздельного бухгалтерского учёта по денежным средствам, полученным из бюджета Республики Крым.
Соглашение действует до 31 декабря 2018 года (пункт 4.1 Соглашения).
Изменения и дополнения в Соглашение на момент проведения проверки не вносились.
С целью получения Субсидии ООО "Институт "ШЕЛЬФ" представило в Министерство экономического развития Республики Крым:
- справку об отсутствии неисполненных обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов перед бюджетом по состоянию на 24.07.2018 (код по КНД 1120101);
- уведомление (исх. N 1920/1 от 27.07.2018) о том, что по состоянию на 26.07.2018 у ООО "Институт "ШЕЛЬФ" отсутствует просроченная задолженность по возврату в бюджет Республики Крым субсидий, бюджетных инвестиций и иной просроченной задолженности;
- уведомление (исх. N 1920/2 от 27.07.2018) о том, что по состоянию на 26.07.2018 ООО "Институт "ШЕЛЬФ" не находится в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства;
- уведомление (исх. N 1920/3 от 27.07.2018) о том, что по состоянию на 26.07.2018 ООО "Институт "ШЕЛЬФ" не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном капитале которого доля участия иностранных юридических лиц в совокупности превышает 50 процентов;
- уведомление (исх. N 1920/4 от 27.07.2018) о том, что по состоянию на 26.07.2018 ООО "Институт "ШЕЛЬФ" не получает средства из бюджета Республики Крым в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением капитального ремонта зданий, сооружений и помещений, находящихся на балансе Общества.
Согласно данным Расшифровки по счёту 51 "Расчётные счета" за проверяемый период Общество ведёт раздельный бухгалтерский учёт использования Субсидии в разрезе счетов, открытых в РНКБ Банк (ПАО) и АО "Генбанк".
Кроме того, на момент проведения проверки согласно данным выписок банка АО "Генбанк" и РНКБ Банк (ПАО) оплата по договору от 22.10.2018 N 084 на счёт ООО "Городок" со счёта ООО "Институт "ШЕЛЬФ" не проводилась, акты выполненных работ не подписывались.
Согласно данным выписок банка АО "Генбанк" и данным бухгалтерского учёта - Расшифровки по счёту 51 "Расчётные счета" (АО "Еенбанк") за период с 17.08.2018 по 24.10.2018 средства Субсидии в сумме 7 420 698,00 руб. перечислены Обществом со счёта, открытого в АО "Генбанк", на счёт, открытый в банке РНКБ Банк (ПАО); средства Субсидии в сумме 17 530 982 руб. использованы Обществом на оплату расходов, связанных со своей текущей хозяйственной деятельностью, а именно: заработная плата в сумме 311 635,17 руб.; исполнительный сбор в сумме 512265,66 руб.; НДФЛ в сумме 8000,00 руб.; оплата товаров, работ, услуг в сумме 14 594 697,88 руб.; пени и штрафы в сумме 248 254,66 руб.; проценты за пользование в сумме 65492,38 руб.; страховые взносы в сумме 1 756 078,97 руб.; услуги банка в сумме 4866,84 руб.; юридические услуги в сумме 29690,44 рублей.
Согласно данным выписок банка РНКБ Банк (ПАО) и данным бухгалтерского учёта - Расшифровки по счёту 51 "Расчётные счета" (РНКБ Банк (ПАО)) за период с 30.08.2018 по 18.10.2018, средства Субсидии в сумме 7 420 698,00 руб. использованы на выплату заработной платы в сумме 6 916 637,76 руб., оплату НДФЛ в сумме 498 844,74 руб., услуг банка в сумме 5215,50 рублей.
Таким образом, средства Субсидии в сумме 24 951 680 руб., предоставленные ООО "Институт "ШЕЛЬФ" на финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением капитального ремонта зданий, сооружений и помещений по Соглашению от 10.08.2018 N 48, использованы ООО "Институт "ШЕЛЬФ" не на цели, предусмотренные пунктом 1 Соглашения от 10.08.2018 N 48 и пунктом 1.2 Порядка предоставления субсидии из бюджета Республики Крым юридическим лицам (за исключением субсидии государственным учреждениям), осуществляющим деятельность в топливноэнергетическом комплексе Республики Крым, доля участия исполнительных органов государственной власти Республики Крым в уставном капитале которых не менее 90 15 процентов, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 08.06.2018 N 268.
Исходя из вышеизложенного, из общей суммы Субсидии - 24 951 680 руб., предоставленной на проведение капитального ремонта зданий, сооружений и помещений по Соглашению от 10.08.2018 N 48, средства Субсидии в общей сумме 15 450 401,02 руб. (14 594 697,88 + 512 265,66 + 248 254,66 + 65492,38 + 29690,44), использованные на оплату кредиторской задолженности за товары, работы, услуги, исполнительского сбора, 16 пеней, штрафов, процентов за пользование, юридических услуг, взысканы банком АО "Генбанк" со счёта ООО "Институт "ШЕЛЬФ" в принудительном порядке.
По факту нецелевого использования бюджетных средств генеральным директором ООО "Институт "ШЕЛЬФ" Азимовым Р.А. представлено объяснение.
Проверкой установлено, что в Министерство экономического развития Республики Крым ООО "Институт "ШЕЛЬФ" представлены Отчёты об использовании субсидии по состоянию на 10.09.2018, на 10.10.2018.
Согласно данных отчётов использование Субсидии не осуществлялось, что не подтверждено первичными документами Общества (выписками банка АО "Генбанк", РНКБ Банк (ПАО), данными бухгалтерского учёта по счёту 51 "Расчётные счета").
Более того, вопреки мнению Общества Соглашением конкретно указана цель предоставления субсидии и сроки её предоставления - 2018 год.
В соответствии с пунктом 3.5 раздела 3 Соглашения неиспользованный ООО "Институт Шельф" в отчётном финансовом году остаток субсидии подлежит возврату в течение первых 15 рабочих дней очередного финансового года в бюджет Республики Крым.
Аналогичные требования содержатся в пункте 4.5 Порядка предоставления субсидии из бюджета Республики Крым юридическим лицам (за исключением субсидии государственным учреждениям), осуществляющим деятельность в топливно-энергетическом комплексе Республики Крым, доля участия исполнительных органов государственной власти Республики Крым в уставном капитале которых не менее 90 процентов", утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 08.06.2018 N 268 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3.6. раздела 3 Соглашения остатки субсидии, не использованные Получателем в отчётном финансовом году, при принятии Министерством по согласованию с Министерством финансов Республики Крым решения о наличии потребности Получателя в указанных средствах могут быть использованы в очередном финансовом году для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям Субсидии.
Аналогичную норму также содержит Порядок.
При этом, Министерство экономического развития Республики Крым не давало согласия ООО "Институт "Шельф" на использование средств субсидии в 2019 или 2020 году.
Более того, письмом от 26.02.2019 N 173/10.1 Министерство экономического развития Республики Крым потребовало вернуть неизрасходованные средства субсидии по состоянию на 01.01.2019. Также неосновательными являются доводы ответчика, что субсидия выдавалась в рамках Закона Республики Крым от 22.12.2017 N 447-ЗРК/2017 "О бюджете Республики Крым на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов", и в связи с чем, по мнению ответчика срок выполнения обязательств является в т.ч. 2020 год.
В соответствии со статьёй 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета Республики Крым и бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств в 2018 и плановом периоде 2019 и 2020 годов, утверждённых приказом Министерства финансов Республики Крым от 22.12.2017 N 244 Министерство финансов Республики Крым довело показатели свободной бюджетной росписи по расходам бюджета Республики Крым на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, лимитов бюджетных обязательств на 2018 год.
Таким образом, средства субсидии могли были быть использованы ООО "Институт "ШЕЛЬ" только в 2018 году, т.е. в рамках лимитов на 2018 год, а использование субсидии в соответствии с плановым периодом в 2019 году или 2020 году только с согласия главного распорядителя бюджетных средств - Министерства экономического развития Республики Крым.
В связи с этим, ответчик по делу был обязан вернуть неизрасходованные средства субсидии по состоянию на 01.01.2019 в течение первых 15 рабочих дней очередного финансового года в бюджет Республики Крым.
Кроме того, согласно абзацу 2 пункта 2.4. раздела 2 Соглашения получатель обязан организовать ведение раздельного бухгалтерского, налогового учёта и финансовой отчётности по денежным средствам, полученным из бюджета Республики Крым.
Согласно бухгалтерским справкам и банковским выпискам, предоставленных ответчиком во время проведения проверки и нашедших своё отражение в акте проверки, средства субсидии были потрачены на заработную плату, исполнительный сбор, оплату товаров, работ, услуг, не связанных целями предоставленной субсидии. Кроме того, указанные обстоятельства не оспариваются самим ответчиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления бюджетных средств.
Таким образом, факт нецелевого расходования средств субсидии является доказанным.
В соответствии с пунктом 3.3. раздела 3 Соглашения субсидия, использованная с нарушением условий, целей, и порядка её предоставления, должна быть возвращена Получателем в течение 15 календарных дней с даты получения указанного требования.
Таким образом, вопреки позиции общества, изложенной в апелляционной жалобе о взыскании суммы субсидии за вычетом денежных средств в размере 7 400 066,74 руб., оплаченных по договору от 22.10.2018 N 084 с ООО "Городок", суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что нормативным правовым актом, регламентирующим предоставление Субсидии и Соглашением, в рамках которых она предоставлялась, установлено, что в случае нецелевого использования Субсидии, она возвращается целиком, а не только её часть.
В процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции ООО "Институт "ШЕЛЬФ" представлено платежное поручение N 1931 от 30.12.2020 на сумму 1 819 859,33 руб. о возврате остатка субсидии по Соглашению.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом представлены достаточные доказательства нецелевого использования средств бюджета, что является нарушением п.1.2 и п.2.4 соглашения, в связи с чем, исковые требования о взыскании 23 131 820,67 рублей субсидии являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 октября 2021 года по делу N А83-12916/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Институт "ШЕЛЬФ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-12916/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "ИНСТИТУТ "ШЕЛЬФ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ