город Ростов-на-Дону |
|
23 апреля 2022 г. |
дело N А53-31615/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области: Бойко О.А. по доверенности от 07.04.2022, Кутковой А.А. по доверенности от 22.07.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Локтева Анатолия Ивановича
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2022 по делу N А53-31615/2021
по иску индивидуального предпринимателя Локтева Анатолия Ивановича
(ИНН 611583285085, ОГРНИП 319619600224221)
к министерству сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области
(ИНН 6163049444, ОГРН 1026103159378)
о признании одностороннего отказа незаконным,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Локтев Анатолий Иванович (далее - истец, предприниматель) обратился в суд с требованиями к министерству сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - ответчик, министерство) о признании одностороннего отказа N 34.6/1552 от 04.06.2021 от исполнения соглашения о предоставлении гранта "Агростартап" на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства незаконным.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней повторяют доводы истца, указанные в первоначальном заявлении и сводятся к тому, что в соответствии с подпунктом 4.1.5 соглашения, пункта 7.5 Приложения к положению предприниматель создал рабочие места, принял наемных работников, и заключил с ними трудовые договоры 31.12.2019, в полном соответствии с принятыми на себя по соглашению обязательствами, следовательно, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, предприниматель был обязан зарегистрироваться в территориальных органах Фонда обязательного социального страхования в срок до 30.01.2020. Также апеллянт указывает на несущественность спорных условий соглашения.
Министерство в отзыве возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, просило решение суда оставить без изменения.
От предпринимателя поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью обеспечить явку представителя.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными. Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Из содержания данной нормы следует, что полномочие суда по вопросу удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства относится к числу дискреционных и зависит от наличия обстоятельств, препятствующих участию стороны в судебном заседании, которые суд оценит в качестве уважительных причин неявки.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства надлежит отказать.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители министерства просили решение суда оставить без изменения.
Представитель предпринимателя в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв, после которого судебное разбирательство продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей министерства, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратился в министерство с заявлением на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта "Агростартап" на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 3 000 000,00 рублей.
В соответствии с требованиями Положения 09.12.2019 между Локтевым А.И., министерством, Администрацией Кашарского района Ростовской области заключено соглашение о предоставлении гранта "Агростартап" на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства N 132 от 09.12.2019, предметом которого является предоставление получателю из областного бюджета в 2019 году со сроком использования не более 18 месяцев с даты получения гранта в форме субсидии по направлению на предоставление грантов "Агростартап" (далее - грант) на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, предусматривающего использование части гранта на цели формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является указанное крестьянское (фермерское) хозяйство) в соответствии с бизнес-планом "Разведение крупного рогатого скота молочного направления" (далее - бизнес-план).
Согласно пункту 1.2 соглашения грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению N 1 к настоящему Соглашению, которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения. Грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству как получателю средств областного бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - коды БК) на цели, указанные в разделе 1 настоящего Соглашения, согласно приложению N 2 к настоящему Соглашению в следующем в размере:
в 2019 году 3 000 000 рублей по коду БК 809040517EI754800813, код цели 19-Е52.
Судом установлено, что министерство предпринимателю перечислен грант в размере 3 000 000 рублей.
Согласно пункту 3.3 соглашения условием предоставления гранта является согласие Получателя на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения Получателем условий, целей и порядка предоставления гранта. Выражение согласия Получателя на осуществление указанных проверок осуществляется путем подписания настоящего Соглашения.
Согласно пункту 6.4 соглашения получатель несет ответственность за нецелевое использование гранта, расходования средств гранта либо невыполнение условий предоставления гранта.
Согласно подпункту 7.4.2 соглашения расторжение настоящего Соглашения в одностороннем порядке осуществляется в случаях нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления гранта, установленных Порядком предоставления гранта и настоящим Соглашением.
В соответствии с пунктом 4.2 раздела 4 Положения о порядке предоставления субсидии крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и центрам компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации за счет средств областного бюджета, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по направлению - предоставление грантов "Агростартап" на реализацию проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - Положение), утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства Ростовской области от 28.05.2019 N 369 (в редакции от 09.10.2019, действовавшей на момент предоставления средств государственной поддержки), в случае несоблюдения получателем гранта целей, условий и порядка предоставления гранта, выявленного по фактам проверок, министерство в течение 10 рабочих дней со дня установления указанных фактов письменно уведомляет получателя гранта об одностороннем отказе от исполнения Соглашения в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и о необходимости возврата гранта в областной бюджет в полном объеме.
Приложением к Положению установлен Порядок проведения отбора предоставления субсидии крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и центрам компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации за счет средств областного бюджета, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по направлению -предоставление грантов "Агростартап" на реализацию проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно абзацу третьему подпункта 7.5 пункта 7 вышеуказанного Порядка участник конкурсного отбора - ИП Локтев А.И., обязан в год получения гранта:
создать два рабочих места - при получении гранта в сумме свыше 2000,0 тыс. рублей;
зарегистрироваться в качестве страхователя и обеспечивать предоставление отчетности в Фонд социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством;
представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения о страховых взносах и страховом стаже принятых работников в порядке, установленном законодательством.
Соответственно, заявитель обязан зарегистрироваться в качестве страхователя в 2019 году.
Согласно информации Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.05.2021 N 01-09/6105-4805 Локтев А.И., являясь индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрирован в качестве страхователя только 14.01.2020.
На основании изложенного, министерство пришло к выводу о том, что ИП Локтевым А.И. нарушены условия, установленные при предоставлении данного вида государственной поддержки.
В связи с установлением факта невыполнения получателем средств государственной поддержки условий ее предоставления министерством направлено письмо от 04.06.2021 N 34.6/1552, являющееся решением об одностороннем отказе от исполнения соглашения и о необходимости возврата средств гранта в областной бюджет в полном объеме.
Не согласившись с указанным односторонним отказом, предприниматель обратился в арбитражный суд.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
Судом первой инстанции установлено, что министерством в целях исполнения возложенных обязанностей проведена проверка соблюдения грантополучателями соблюдения условий предоставления данного вида государственной поддержки.
Так, министерством в адрес Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации был направлен запрос от 18.05.2021 N 34.6/1346 о дате подачи отдельными получателями средств государственной поддержки, в том числе Локтевым А.И., документов на регистрацию в качестве работодателя, дате регистрации в качестве работодателя, а также дате предоставления отчетности в Фонд социального страхования Российской Федерации согласно прилагаемой форме.
Согласно информации Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.05.2021 N 01-09/6105-4805 предприниматель, являясь индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрирован в качестве страхователя только 14.01.2020 в нарушение положений абзаца третьего подпункта 7.5 пункта 7 Порядка.
При этом заявление о регистрации в качестве страхователя было подано предпринимателем в территориальный орган Фонда социального страхования лишь 11.01.2020, по истечении 2019 года, в котором ему были предоставлены средства гранта, что свидетельствует о нарушении заявителем вышеуказанных условий предоставления данного вида государственной поддержки.
В обоснование правомерности совершенных предпринимателем действий, выразившихся в регистрации его в качестве страхователя в 2020 году, истец ссылается на подпункт 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц, утвержденный приказом Минтруда России от 29.04.2016 N 202н.
Согласно положениям вышеуказанных правовых актов в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется регистрация страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, по месту жительства страхователя на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 календарных дней со дня заключения трудового договора с первым из принимаемых работников.
Из заявления предпринимателя следует, что первый трудовой договор заключен им 31.12.2019, соответственно, регистрация в качестве страхователя 14.01.2020, по его мнению, не противоречит положениям вышеуказанных Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ и приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 202н.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, заявитель на момент заключения соглашения был ознакомлен с порядком и условиями предоставления данного вида государственной поддержки, следовательно, в силу принимаемых на себя обязательств должен был учесть необходимость и возможность создания рабочих мест, найма работников и заключения трудовых договоров, а также регистрации его в качестве страхователя в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации в 2019 году, располагая достаточным сроком (в период с 10.12.2019 по 31.12.2019).
Доказательств невозможности выполнения вышеуказанных действий в течение декабря 2019 года, в том числе заключения трудовых договоров в срок до 31.12.2019, заявителем не представлено.
Заявитель также отмечает, что в действующей в настоящее время и на момент принятия министерством решения об одностороннем отказе от исполнения Соглашения редакции постановления Правительства Ростовской области от 28.05.2019 не содержится требования о регистрации получателя гранта "Агростартап" в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации.
Вместе с тем, после подписания соглашения и до направления министерством претензии от 04.06.2021 N 34.6/1552 в Положение внесены изменения.
Согласно положениям статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, действие нормативных правовых актов о внесении изменений в Положение обратной силы не имеет и не распространяется на правоотношения, возникшие в период до подписания Соглашения.
Соответственно, доводы об отсутствии в Положении (в редакции, вступившей в силу после подписания Соглашения) требования о регистрации получателя гранта "Агростартап" в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации признаются судом несостоятельными.
Поскольку судом первой инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 4.2 раздела 4 Положения письмом N 34.6/1552 от 04.06.2021 министерство после проведения проверки соблюдения получателем условий предоставления гранта проинформировало предпринимателя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Соглашения в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и о необходимости возврата гранта в полном объеме по причине нарушения срока регистрации предпринимателя в качестве страхователя, при этом материалами дела также подтверждено, что предприниматель зарегистрирован в качестве страхователя 14.01.2020, чем нарушил срок регистрации в качестве страхователя, установленный абзацем третьим подпункта 7.5 пункта 7 Порядка, не выполнив условия предоставления гранта, при этом истцом не доказано, что имела место невозможность выполнения вышеуказанных действий в течение декабря 2019 года, в удовлетворении иска о признании одностороннего отказа министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области N 34.6/1552 от 04.06.2021 от исполнения соглашения о предоставлении гранта "Агростартап" на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства незаконным отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина по апелляционной жалобе в связи с предоставленной отсрочкой подлежит взысканию с заявителя жалобы в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2022 по делу N А53-31615/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Локтева Анатолия Ивановича (ИНН 611583285085, ОГРНИП 319619600224221) в доход федерального бюджета 150 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-31615/2021
Истец: Локтев Анатолий Иванович
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
02.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2936/2023
12.01.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21161/2022
08.11.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-31615/2021
13.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6390/2022
23.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3449/2022
20.01.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-31615/2021