г. Москва |
|
22 апреля 2022 г. |
Дело N А40-246680/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2022 по делу N А40-246680/21
заявлению ООО "Элит Стайл"
к Управлению Росреестра по Москве
об оспаривании отказа,
при участии:
от заявителя: |
Якушев Д.Ю. по доверенности от 20.10.2021; |
от заинтересованного лица: |
Винокурцева Е.В. по доверенности от 10.03.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Элит Стайл" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ответчик, Управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора уступки прав требований от 05.09.2019.
Решением от 14.02.2022 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, ООО "МЕДИАЗ" заключило с ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов" (Застройщик) Договор N Ц2-31/21-11-14 от 21.11.2014, Договор N Ц2Д-27/21-11-14 от 21.11.2014, Договор N Ц2Д-30/21-11-14 от 21.11.2014 (Договоры). Согласно п. 1.1. Договоров Застройщик обязался построить три многоквартирных дома и предать часть квартир в них заявителю. Договоры зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
05.09.2019 ООО "МЕДИАЗ" и ООО "Элит Стайл" (Заявитель) заключили Договор уступки прав требований (Договор цессии), в соответствии с которым ООО "МЕДИАЗ" уступило права и передал обязательства по Договорам Заявителю в полном объеме.
Заявитель и ООО "МЕДИАЗ" обратились в Управление с заявлением о государственной регистрации Договора цессии.
Решением от 05 сентября 2019 г. Управление отказало в государственной регистрации Договора цессии.
Означенный отказ Управление обосновало тем, что у земельных участков, на которых ведется строительство многоквартирных домов, изменились кадастровые номера. В Договорах указано, что многоквартирные дома строятся на земельных участках по адресу: г. Москва, ул. 6-я Радиальная, вл. 7 с кадастровыми номерами N 77:05:0010002:3 и N 77:05:0010002:4. На момент подачи Заявителем и ООО "МЕДИАЗ" заявления о государственной регистрации Договора цессии кадастровые номера этих земельных участков изменились в результате выдела из этих земельных участков других земельных участков. Управление указало, что ООО "МЕДИАЗ" и АО "Мосотделстрой N 1" (правопреемник Застройщика) должны сначала заключить дополнительные соглашения к Договорам, в которых необходимо указать актуальные номера кадастровых номеров земельных участков. После этого Заявитель и ООО "МЕДИАЗ" могут регистрировать Договор цессии. В отсутствие заключенных дополнительных соглашений к Договорам регистрация Договора цессии, по мнению Управления, невозможна.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, общество обратилось в арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "Элит Стайл" требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого ненормативного акта регистрирующего органа.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Как верно установлено судом первой инстанции, из п. 1.1 Договоров следует, что Застройщик обязался построить многоквартирные дома и передать в собственность ООО "МЕДИАЗ" часть квартир в этих домах. В Договорах указаны исчерпывающие индивидуально-определенные характеристики этих квартир (их площадь, стоимость, расположение на поэтажных планах и др.).
Законодательные требования к содержанию договоров долевого участия (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 214) не предусматривают обязательного указания в них кадастрового номера участка, на котором осуществляется строительство дома.
Кадастровый номер - это описательная характеристика земельного участка. Его изменение не влияет на состав и характеристики недвижимого имущества, которое Застройщик должен передать ООО "МЕДИАЗ", и не препятствует ООО "МЕДИАЗ" распоряжаться правами на такое недвижимое имущество по собственному усмотрению. Уступка Заявителем права требования по Договорам третьему лицу (в данном случае - Заявителю) лишь изменяет сторону уже зарегистрированных Росреестром Договоров.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал, что земельные участки не имеют отношения к предмету Договоров.
Ссылки на договор аренды земельных участков, содержащие реквизиты этих земельных участков, расположены в преамбулах Договоров и носят информационный (а не обязывающий) характер - они лишь подтверждают, что у Застройщика есть право осуществлять строительство на этих земельных участках и заключать договоры долевого участия.
Кроме того, после завершения строительства и регистрации права собственности на квартиры, земельные участки перейдут в общую долевую собственность участников долевого строительства (ч. 5 ст. 40 Закона N 218-ФЗ). Актуальные кадастровые номера земельных участков при этом будут внесены Управлением в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, земельные участки не являются предметом договора долевого участия, заключение дополнительных соглашений к Договорам с целью уточнения в Договорах кадастровых номеров земельных участков не требуется для целей регистрации Договора цессии.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что у Управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации Договор цессии.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Элит Стаил" в установленном законом порядке, путем осуществления государственной регистрации договора уступки прав требования от 05.09.2019, заключенного между ООО "МЕДИАЗ" и ООО "Элит Стайл".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.02.2022 по делу N А40-246680/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-246680/2021
Истец: ООО "ЭЛИТ СТАИЛ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ