город Ростов-на-Дону |
|
24 апреля 2022 г. |
дело N А32-39832/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Емельянова Д.В.,
судей Деминой Я.А., Долговой М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой В.Д.,
при участии:
от УФНС России по Краснодарскому краю: Андриенко Е.А. посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" по доверенности от 20.01.2022 N 23-24/30;
от администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района: Вишнякова Т.В. посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" по доверенности от 10.01.2022 N 01-30/2;
конкурсный управляющий Лозанова Е.Ю. посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел", лично;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю
на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2021 по делу N А32-39832/2015 о взыскании компенсации
по заявлению конкурсного управляющего должника Лозановой Екатерины Юрьевны
к администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) МУП Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Темрюкское управление жилищно-коммунальным хозяйством" (ИНН 2352040305 ОГРН 1062352024723)
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Темрюкское управление жилищно-коммунальным хозяйством" (далее - должник) в Арбитражный суд Краснодарского края обратился конкурсный управляющий должника Лозанова Е.Ю. с заявлением о взыскании компенсации в связи с изъятием имущества в размере 185 714 733,14 руб. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 15.12.2021 по делу N А32-39832/2015 ходатайство заявителя об уменьшении размера госпошлины отклонено. Суд взыскал с администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района в пользу МУП "ТУ ЖКХ" (ИНН 2352040305) денежные средства в общей сумме 4 616 918,58 руб. - компенсация стоимости изъятого имущества. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с определением суда от 15.12.2021, Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым установить размер компенсации исходя из размера непогашенных требований конкурсных кредиторов, а также обязательств по текущим платежам.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что проведенная администрацией оценка переданного должником имущества составила 185 714 733,41 руб., остаточная стоимость составила - 51 003 571,03 руб., в связи с чем кредиторы могут рассчитывать на сумму компенсации значительно выше установленной судом - 4 616 918,58 руб. Также ошибочны выводы суда первой инстанции о невозможности получения компенсации за переданное имущество, в отношении которого задолжником не было зарегистрировано в установленном порядке право хозяйственного ведения. Налоговый орган указывает на необходимость компенсации в размере непогашенных требований кредиторов, а также задолженности по текущим платежам, что составляет менее рыночной стоимости имущества - 168 00,05 тыс. руб.
В отзыве на апелляционную жалобу конкурсный управляющий должника Лозанова Е.Ю. просит обжалуемое определение отменить, жалобу уполномоченного органа удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство экономики Краснодарского края просит обжалуемое определение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района просит обжалуемое определение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность определения от 15.12.2021 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пункту 1 статьи 7 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 114 Кодекса собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.
При этом ни Кодекс, ни Закон N 161-ФЗ не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество.
С учетом положений статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 Кодекса изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.
Кроме того, добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Закона N 161-ФЗ, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.
Оборотоспособность объектов систем холодного водоснабжения и водоотведения определена в части 1 статьи 9 Закона N 416-ФЗ, согласно которой отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются. Любые сделки, заключенные в отношении социально значимого имущества после 01.01.2012, должны соответствовать требованиям пункта 1 статьи 9 названного Закона.
Поскольку с 04.08.2013 в силу части 1 статьи 9 Закона N 416-ФЗ запрещена приватизация объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, данные объекты не подлежат включению в конкурсную массу и реализации в порядке пункта 4 статьи 132 Закона N 127-ФЗ.
В данном случае постановлением суда апелляционной инстанции от 18.06.2020 по делу N А32-39832/2015 исключено из конкурсной массы должника и передано в муниципальную собственность Темрюкского городского поселения Темрюкского района имущество, относящееся к объектам централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения. Апелляционный суд пришел к выводу о том, что спорные объекты движимого и недвижимого имущества использовались должником для оказания населению Темрюкского городского поселения Темрюкского района услуг по водоснабжению/водоотведению в целях осуществления эксплуатации, содержания, техобслуживания и ремонта линейных сооружений (трубопроводов) систем водоснабжения/водоотведения. Таким образом, данное имущество как единый комплекс является необходимым для обеспечения всей работы систем водоснабжения/водоотведения, поддержания данных систем в эксплуатационном состоянии, следовательно, входит в единый технологически связанный имущественный комплекс и не может быть включено в конкурсную массу должника для целей его последующей реализации. Возможность приватизации такого имущества, а также продажи его с торгов, исключена Законом о водоснабжении и водоотведении, который является специальным по отношению к Закону о банкротстве.
Несмотря на отсутствие возможности включения указанных объектов в конкурсную массу должника, необходимо принимать во внимание, что такие объекты, равно как и иное изъятое имущество должника, находились в его хозяйственном ведении, следовательно, должник и его кредиторы вправе рассчитывать на получение соответствующей компенсации их стоимости.
При этом, однако, следует учитывать баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр. При таких обстоятельствах размер такой компенсации не может быть равен рыночной стоимости спорных объектов.
Таким образом, невозможность включения спорного имущества (социально значимых объектов) в конкурсную массу должника не лишает его права на получение разумной компенсации их стоимости в целях пополнения конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов.
Данные выводы подтверждаются позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.05.2000 N 8-П, а также в определениях от 23.04.2013 N 640-О и от 28.05.2013 N 875-О.
Вместе с тем судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о необходимости компенсации только стоимости имущества, в отношении которого зарегистрировано право хозяйственного ведения должника.
Как следует из материалов дела имущество должнику передано при реорганизации предприятий МУП "Водоканал" и МУП "МОЖКХ" в порядке присоединения к МУП "ТУ ЖКХ" в 2007 году.
МУП "ТУ ЖКХ" создано на основании постановления главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района N 74 от 30.11.2006.
Непосредственно после создания МУП "ТУ ЖКХ" было реорганизовано на основании постановления главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района N 84 от 29.12.2006 МУП ТУ ЖКХ путем присоединения к нему МУП "Водоканал" и МУП "Многоотраслевое объединение жилищно-коммунального хозяйства", реорганизация завершена 01.03.2007.
Все имуществом и все обязательства МУП "Водоканал" и МУП "Многоотраслевое объединение жилищно-коммунального хозяйства" в порядке пункта 2 статьи 58 ГК РФ в порядке универсального правопреемства были переданы при присоединении к МУП "ТУ ЖКХ".
Передача имущества также подтверждается актами приема-передачи основных средств от МУП "МОЖКХ" к МУП "ТУ ЖКХ" от 22.01.2007, от МУП "Водоканал" к МУП "ТУ ЖКХ" от 18.01.2007, договором от 01.03.2007 N 02.02-29/160 о передаче муниципального имущества МУП "ТУ ЖКХ" на праве хозяйственного ведения и дополнительными соглашениями к нему.
Таким образом, спорное имущество, фактически было передано должнику на праве хозяйственного ведения для осуществления деятельности по предоставлению населению муниципального образования социально значимых услуг. Отсутствие государственной регистрации указанного обременения правового значения в рассматриваемом случае не имеет. Доказательств того, что изъятое из хозяйственного ведения должника имущество не связано с осуществлением уставной деятельности, им не использовалось в материалах дела не имеется.
По смыслу пункта 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными" правила гражданского законодательства о государственной регистрации не должны истолковываться так, чтобы это способствовало недобросовестному поведению сторон исполненной сделки.
Факт передачи должнику имущества в целях осуществления им уставной деятельности и использование его должником с момента передачи до момента изъятия документально подтвержден, имущество находилось в законном владении должника, и право хозяйственного ведения на него могло быть зарегистрировано в любое время, в том числе и с использованием механизма, установленного пунктом 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку действующее законодательство не устанавливает сроков совершения действий по государственной регистрации права хозяйственного ведения и последствий их несовершения в какой-то определенный срок.
Таким образом, невозможность включения спорного имущества (социально значимых объектов) в конкурсную массу должника не лишает его права на получение разумной компенсации их стоимости в целях пополнения конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 21.12.2021 N Ф09-785/20 по делу N А47-5882/2018, постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.02.2021 N Ф01-16131/2020 по делу N А28-14516/2016.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что на основании акта приема-передачи имущества от 19.07.2021 конкурсным управляющим должника передано главе Темрюкского городского поселения Темрюкского района имущество должника, указанное в приложении к акту (т. 16 л.д. 28-48), в том числе:
- здания остаточной стоимостью 1 845 808,81 руб.,
- сооружения остаточной стоимостью 4 993 254,58 руб.,
- объекты водоснабжения остаточной стоимостью 8 482 667,74 руб.,
- объекты водоотведения остаточной стоимостью 11 298 404,54 руб.,
- транспортные средства остаточной стоимостью 95 096,74 руб.,
- машины и оборудование остаточной стоимостью 1 740 099,35 руб.,
- производственный и хозяйственный инвентарь остаточной стоимостью 12 125 руб.,
- объекты незавершенного строительства остаточной стоимостью 22 536 114,27 руб.
При этом администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района, исполняя определение суда от 25.03.2021, произвела оценку стоимости изъятого имущества. Согласно отчету N 099-122-21-Т от 12.08.2021, выполненному Союзом "Темрюкская Торгово-промышленная палата", стоимость имущества, изъятого и переданного предприятием Администрации 01.11.2020 составила 185 714 733,41 рублей.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса (статья 3, абзац второй статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Суд апелляционной инстанции учитывает физический износ с учетом дат постройки объектов, социальную значимость переданных объектов, а также их беспрерывную эксплуатацию, ограничения при установлении платы за коммунальные услуги, не покрывающие расходы на ремонт и содержание имущества. При таких обстоятельствах размер такой компенсации не может быть равен рыночной стоимости спорных объектов в размере 185 714 733,41 руб. согласно отчету N 099-122-21-Т от 12.08.2021.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2022 N 304-ЭС21-17926 по делу N А27-19044/2020.
В данном случае коллегия считает обоснованной остаточную стоимость имущества переданного по акту от 19.07.2021.
В материалы дела не представлены доказательства, безусловно подтверждающие иную стоимость спорного имущества для целей определения размера разумной компенсации, которая бы учитывала интересы как администрации, так и кредиторов должника, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым взыскать с Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, г. Темрюк в пользу МУП "ТУ ЖКХ" денежные средства в общей сумме 51 003 571,03 руб. в счет компенсации стоимости изъятого имущества.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2021 по делу N А32-39832/2015 изменить, изложив третий абзац резолютивной части судебного акта в следующей редакции:
"Взыскать с Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, г. Темрюк в пользу МУП "ТУ ЖКХ" (ИНН 2352040305) денежные средства в общей сумме 51 003 571,03 руб. в счет компенсации стоимости изъятого имущества".
В остальной части в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Емельянов |
Судьи |
Я.А. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39832/2015
Должник: МУП "Темрюкское управление жилищно-коммунального хозяйства", МУП ТЕМРЮКСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕМРЮКСКОГО РАЙОНА "ТЕМРЮКСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ"
Кредитор: АО "НЭСК" электросети, ГКУ КК "Агенство ТЭК", Краснодарская краевая организация общественной организации общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения, МУП Представитель работников "ТЕМРЮКСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ" Кожемякина Е.Н., МУП Темрюкского городского поселения Чистый город, Новоторов Иван Алексеевич, ОАО "Краснодарский краевой инвестиционный банк", ОАО "НЭСК" филиал "Темрюкэнергосбыт", ОАО "НЭСК-электросети", ООО "БиРич", ООО "ОП "Защита", ПАО "Краснодарский краевой инвестиционный Банк", РМУП Тепловые сети Темрюкского района, Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Конкурсный управляющий Лозанова Екатерина Юрьевна, УФРС по Краснодарскому краю, ИФНС РФ по Темрюкскому району, Лозанова Е Ю, НП Единство, УФНС по Кк /уп. орган-основной адрес/
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11920/2023
01.10.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13481/2023
15.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13088/2022
15.10.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16564/2022
29.09.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15265/2022
14.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5229/2022
24.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1259/2022
13.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6700/2021
05.05.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5510/2021
25.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2221/2021
28.01.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13124/20
28.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6499/20
18.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22228/19
04.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2024/20
01.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5718/20
30.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22086/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39832/15
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39832/15
27.05.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39832/15
22.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20225/18
28.03.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3170/18
13.03.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-847/18
07.12.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19052/17
19.01.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39832/15
04.10.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39832/15
15.01.2016 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39832/15