21 апреля 2022 г. |
А79-5049/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Моргаушское" (ОГРН 1022102631836, ИНН 2112000281) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 24.02.2022 по делу N А79-5049/2021, принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Моргаушское" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике -Чувашии от 01.06.2021 N 021/04/09/9.21-255/2021.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Моргаушское" и Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике -Чувашии ходатайствуют о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей (входящий N 01АП-2047/22 от 08.04.2022, от 12.04.2022).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики (далее - Управление, административный орган) при рассмотрении обращения Кропотова Виктора Игоревича (далее - Кропотов В.И., потребитель) усмотрело наличие в деянии муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Моргаушское" (далее - МУП ЖКХ "Моргаушское", предприятие, заявитель) признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), о чем уполномоченное должностное лицо Управления составило протокол об административном правонарушении от 21.05.2021 N 021/04/9.21-220/2020.
По результатам рассмотрения материалов административного дела уполномоченным должностным лицом Управления вынесено постановление от 01.06.2021 N 021/04/09/9.21-255/2021, которым предприятие привлечено к ответственности по указанной норме в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 24.02.2022 постановление Управления изменено в части размера назначенного штрафа, его размер снижен до 50 000 рублей.
При этом, руководствуясь статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), частью 1 статьи 9.21 Кодекса, положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), суд первой инстанции признал доказанным наличие в деянии заявителя состава вмененного административного правонарушения, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу, оснований для признания правонарушения малозначительным и возможности замены административного штрафа предупреждением на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ.
МУП ЖКХ "Моргаушское" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на отсутствие во вменяемом правонарушении существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере электроэнергетики.
Полагает, что фактическое присоединение объекта (дачного дома) Кропотова В.И., находящегося в СНТ "Дорожник", к электросетям ПСК "Солнечный" на момент его обращения с заявлением, свидетельствует об отсутствии со стороны МУП ЖКХ "Моргаушское" обязанности по заключению договора о технологическом присоединении.
Кроме того предприятие указало, что поскольку уже имелся факт технологического присоединения объекта Кропотова В.И., положения Правил N 861 не подлежат применению, так как не предусматривают случаи повторного технологического присоединения. Поэтому заявитель считает ошибочным вывод суда об обязанности предприятия осуществить действия, направленные на заключение договора о технологическом присоединении.
Заявитель настаивает на том, что фактического отказа в заключении договора на технологическое присоединение с его стороны не имело места, а потребителю было дано разъяснение о невключении в план ремонтных работ МУП ЖКХ "Моргаушское" за счет регулируемых тарифов в сфере передачи электрической энергии на 2021 год строительства трансформаторной подстанции.
Подробно доводы заявителя приведены в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный суд не установил наличия оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) в том числе, к электрическим сетям.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами N 861.
Нормы, изложенные в данных Правилах, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
В пункте 3 Правил определено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 7 Правил N 861 предусмотрена процедура технологического присоединения, которая предусматривает в том числе, а) подачу заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; б) заключение договора.
Как следует из материалов дела, отказ МУП ЖКХ "Моргаушское" в заключении договора технологического присоединения с потребителем был обусловлен тем, что электроснабжение дачного дома Кропотова В.И. осуществлялось через присоединение к электрооборудованию ПСК "Солнечный", а для технологического присоединения его объекта необходимо строительство трансформаторной подстанции (ТП-10/0,4 кВ) и воздушной линии передач (ВЛ-0,4кВ). В ответ на заявку Кропотова В.И. от 08.02.2921 о технологическом присоединении объекта к линии электропередачи, МУП ЖКХ "Моргаушское" сообщило потребителю в письме от 15.02.2021 о том, что вопрос технологического присоединения и строительства дополнительных объектов будет рассмотрен при принятии планов ремонтных работ на последующие годы.
Указанное письмо обоснованно расценено Управлением как отказ предприятия в заключении договора о технологическом присоединении к сетям предприятия объекта потребителя.
В силу указанных выше положений Правил N 861 МУП ЖКХ "Моргаушское", получив заявку Кропотова В.И., было обязано осуществить действия, направленные на заключение договора независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения.
Административным органом установлено, что подключение объекта потребителя к сетям ПСК "Солнечный" осуществлено на бездоговорной основе за счет собственных средств потребителя. По информации, представленной потребителем, трансформатор, от которого запитано его электросетевое оборудование, находится в аварийном состоянии, а члены ПСК "Солнечный" возражают против того, чтобы от их трансформатора осуществлялось электроснабжение лиц, не являющихся его членами.
Таким образом, вопреки утверждению заявителя, целью направления потребителем заявки является технологическое присоединение (новое присоединение) принадлежащего ему объекта недвижимого имущества.
С учетом изложенного событие совершённого предприятием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие о том, что предприятие предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии заявителя состава рассматриваемого административного правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя МУП ЖКХ "Моргаушское", о времени и месте рассмотрения материалов административного дела предприятие извещалось надлежащим образом (т.1, л.д.92).
С учетом характера совершенного административного правонарушения, принимая во внимание отсутствие отягчающих обстоятельств, степень вины нарушителя, суд посчитал возможным уменьшить размер административного штрафа, подлежащего взысканию на основании оспариваемого постановления, в два раза, то есть до 50 000 рублей.
Штраф в указанном размере соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел оснований для признания совершенного МУП ЖКХ "Моргаушское" правонарушения малозначительным.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Апелляционная жалоба МУП ЖКХ "Моргаушское" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 24.02.2022 по делу N А79-5049/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Моргаушское" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-5049/2021
Истец: МУП жилищно - коммунального хозяйства "Моргаушское"
Ответчик: Кропотов Виктор Игоревич, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
Третье лицо: Первый арбитражный апелляционный суд