г. Челябинск |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А07-30727/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Аникина И.А., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.02.2022 по делу N А07-30727/2020.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе посредством размещения информации в сети Интернет; в судебное заседание представители сторон по делу не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей сторон по делу.
Общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Росток" (далее - заявитель, ООО "КХ "Росток") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо-1, Администрация), к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо-2, Министерство) в котором просит:
- признать незаконными действия Администрации, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ООО "КХ "Росток" в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами: 02:46:0870102:348 площадью 155683 кв. м, 02:46:0870102:345 площадью 8691 кв. м, 02:46:0870102:347 площадью 4684 кв. м., 02:46:0870102:346 площадью 11632 кв.м., относящиеся к категории земель сельхозназначения, расположенный по адресу: РБ, Туймазинский, с/с Старотуймазинский, в районе с. Старые Туймазы в установленный законом срок;
- обязать Министерство устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления и направления обществу проектов договоров купли-продажи выше указанных земельных участков относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения в 15-ти дневный срок с момента вступления в силу решения суда (с учетом уточнений заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.02.2022 (резолютивная часть от 19.01.2022) заявленные требования удовлетворены: суд признал незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 02:46:0870102:348 площадью 155683 кв. м, 02:46:0870102:345 площадью 8691 кв. м, 02:46:0870102:347 площадью 4684 кв. м, 02:46:0870102:346 площадью 11632 кв. м, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский район, с/с Старотуймазинский, в районе с. Старые Туймазы; обязал Министерство в 15-ти дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и направить ООО "КХ "Росток" проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 02:46:0870102:348 площадью 155683 кв. м, 02:46:0870102:345 площадью 8691 кв. м, 02:46:0870102:347 площадью 4684 кв. м, 02:46:0870102:346 площадью 11632 кв. м, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский район, с/с Старотуймазинский, в районе с. Старые Туймазы (т. 2 л.д. 52-66).
С вышеуказанным решением не согласилось заинтересованное лицо-1 (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
Податель жалобы указал, что уполномоченным органом в своём письме от 20.11.2020 N 300 указано, что в соответствии с подпунктом 9 пункта статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации передача в собственность испрашиваемых земельных участков возможна по истечении трех лет с момента заключения договора аренды N 354-19зем, соответственно указанная формулировка письма соответствует тому, что с заявлением обратилось не уполномоченное лицо. Таким образом уполномоченный орган не бездействовал как указал суд, обращение рассмотрено, в срок и в соответствии с действующим законодательством.
Апеллянт считает, что судом не учтено и не дана оценка возражениям ответчика в части применения данной нормы на возникшие правоотношения поскольку Обзор судебной практики датирован на много позднее чем поступило обращение заявителя о выкупе земельного участка и ответ уполномоченного органа, следовательно, ответчик действовал в рамках действующего законодательства.
Податель жалобы указал, что суду следовало обязать Министерство рассмотреть обращение заявителя.
Апеллянт считает, что не дана оценка доводам Министерства изложенным в отзыве, касающихся расположенного в пределах спрашиваемого земельного участка с кадастровым номером N 02:46:080102:345 общей площадью 8691 кв. м водного объекта - болото.
По мнению подателя жалобы, суд, обязав Министерство подготовить и направить проекты договоров купли продажи заявителю, вышел за рамки заявленных требований, поскольку без обязания повторного рассмотрения заявления, суд сразу же обязал направить проекты договоров.
От общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Росток" поступил отзыв на апелляционную жалобу без доказательств направления в адрес ответчика. В приобщении отзыва к материалам дела отказано ввиду несоблюдения требования о направлении иным участникам.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16.12.2011 между Администрацией (арендодатель) и ООО "КХ "Росток" (арендатор) заключен договор аренды земельного участке, из земель сельскохозяйственного назначения N 744-11зем (далее - договор), согласно которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок категории земель: сельскохозяйственного назначения, находящийся по адресу: РБ, Туймазинский район, Старотуймазинский сельсовет, в районе села Старые Туймазы, площадью, в том числе: 15,5707 га - с кадастровым номером 02:46:080102:348, 0,8691 га - с кадастровым номером 02:46:080102:345, 0,4684 га - с кадастровым номером 02:46:080102:347, 1,1632 га - с кадастровым номером 02:46:080102:346 для использования в целях: для выращивания овощей открытого и закрытого грунта в границах, указанных на кадастровом плане участка, прилагаемой к настоящему Договору и являющейся его неотъемлемой частью (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 2.1 договора, срок аренды участка устанавливается с 02.11.2011 по 02.11.2019.
Далее в связи с истечением срока действия договора аренды N 744-11зем от 16.12.2011, ООО КХ "Росток" обратилось о предоставлении вышеуказанных земельных участков на новый срок.
Договор аренды N 744-11зем от 16.12.2011 был расторгнут.
Ввиду обращения арендатора ООО КХ "Росток" с заявлением о предоставлении ему вышеуказанных земельных участков в аренду на новый срок, на основании пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, между Администрацией (арендодатель) и ООО КХ "Росток" (арендатор) заключен договор аренды земельного участке, из земель сельскохозяйственного назначения N 354-19зем от 23.09.2019, согласно которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся по адресу: Республика Башкортостан, р-н Туймазинский, с/с Старотуймазинский, район с. Старые Туймазы общей площадью 180690 кв. м, в том числе: - 155683 кв. м - с кадастровым номером 02:46:080102:348 - для выращивания овощей открытого и закрытого грунта; - 8691 кв. м - с кадастровым номером 02:46:080102:345 - для выращивания овощей открытого и закрытого грунта; - 4684 кв. м - с кадастровым номером 02:46:080102:347 - для выращивания овощей открытого и закрытого грунта; - 11632 кв. м - с кадастровым номером 02:46:080102:346 - для выращивания овощей открытого и закрытого грунта, в границах, указанных на кадастровом плане участка.
В силу пункта 2.1 договора срок аренды участка устанавливается с 23.09.2019 до 23.09.2020.
Заявитель указал, что указанными выше земельными участками общество владеет и пользуется по целевому назначению с 2011 года, о чем свидетельствует Постановление Администрации муниципального района Туймазинский район N 2405 от 02.11.2011.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке в территориальном отделе Управления Росреестра по РБ.
23.10.2020 ООО КХ "Росток" обратилось в Администрацию с заявлением о передаче выше указанного земельного участка в собственность за плату.
Письмом от 20.11.2020 N 300 Администрация сообщила, что на основании постановления Администрации муниципального района Туймазинский район РБ N2405 от 02.11.2011 и договора N744-Изем аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от 16.12.2011, земельные участки с кадастровыми номерами: 02:46:080102:346, общей площадью 1,1632 га, 02:46:080102:345 общей площадью 0,8691 га, 02:46:080102:347 общей площадью 0,4684 га, 02:46:080102:348 общей площадью 15,5707 га переданы ООО КХ "Росток" в аренду сроком по 02.11.2019, для выращивания овощей открытого и закрытого грунта.
23.09.2019 в соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, заключено соглашение о расторжении вышеуказанного договора аренды N 744-11зем от 16.12.2011.
В последующем на основании пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации между ООО КХ "Росток" и Администрацией заключен новый договор N 354-19зем аренды земельного участка, из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельный участок с кадастровым номером 02:46:080102:348, общей площадью 155683 кв. м, с кадастровым номером 02:46:080102:345, общей площадью 8691 кв. м, с кадастровым номером 02:46:080102:347, общей площадью 4684 кв. м, с кадастровым номером 02:46:080102:346, общей площадью 11632 кв. м.
В соответствии с пунктом 2.2 договора N 354-19зем аренды земельного участка, в соответствии со статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации условия настоящего договора применяются к отношениям, фактически возникшими между сторонами с 23.09.2019, в связи с чем, передача в собственность испрашиваемых земельных участков возможна по истечении трех лет с момента заключения договора аренды N 354-19зем при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации.
Как пояснил заявитель, арендуемый обществом более десяти лет земельные участки сформированы, определены на местности с указанием границ и площади, поставлен на кадастровый учет, что подтверждается представленными документами земельных участков.
Данные земельные участки используются обществом в соответствии с его разрешенным использованием. В соответствии с данными государственного кадастрового учета категория арендуемого земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения.
В выписке из государственного реестра недвижимости отсутствуют сведения об отнесении их к участкам, приватизация которых запрещена.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования ООО КХ "Росток", арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия основания для отказа уполномоченного органа в предоставлении земельного участка в собственность.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 4 указанной статьи гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом право на приобретение земельного участка и земель сельскохозяйственного назначения предоставлено не любому заинтересованному лицу, а только лицу, которое надлежащим образом использовало этот участок в течение трех лет.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
В пункте 4 статьи 10 Закона N -ФЗ определено, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.
Из анализа названных норм следует, что при обращении с заявлением о выкупе земельного участка на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации требуется установление следующих фактов: предназначение земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства; наличие действующего договора аренды земельного участка; истечение трех лет с момента заключения договора аренды либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка; фактическое использование такого земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства; отсутствие у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка; подача заявления о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Право на получение земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства и арендуемого гражданином, возникает только в случае добросовестного надлежащего использования этого земельного участка на протяжении трех лет и более (пункт 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 названной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Пунктом 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
В рассматриваемом случае, администрация в ответе на запрос заявителя указала, что передача в собственность испрашиваемых земельных участков возможна только по истечении трех лет с момента заключения договора аренды N 354-19зем при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации.
Таким образом, из буквального содержания ответа администрации суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрацией не было принято решение по существу запроса (об отказе либо удовлетворении заявления), а потому суд первой инстанции обоснованно указал на бездействие администрации.
Из материалов дела следует, что заявитель являлся арендатором спорных земельных участков с кадастровыми номерами 02:46:080102:348, 02:46:080102:345, 02:46:080102:347, 02:46:080102:346, с 02.11.2011 по 02.11.2019 (договор аренды земельного участке, из земель сельскохозяйственного назначения N 744-11зем).
Далее в связи с истечением срока действия договора аренды N 744-11зем от 16.12.2011, ООО КХ "Росток" обратилось о предоставлении вышеуказанных земельных участков на новый срок.
Договор аренды N 744-11зем от 16.12.2011 был расторгнут.
Ввиду обращения арендатора ООО КХ "Росток" с заявлением о предоставлении ему вышеуказанных земельных участков в аренду на новый срок, на основании пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, между Администрацией (арендодатель) и ООО КХ "Росток" (арендатор) заключен договор аренды земельного участке, из земель сельскохозяйственного назначения N 354-19 зем от 23.09.2019,
В силу пункта 2.1 договора, срок аренды участка устанавливается с 23.09.2019 до 23.09.2020.
Заявитель указал, что указанными выше земельными участками общество владеет и пользуется по целевому назначению с 2011 года, о чем свидетельствует Постановление Администрации муниципального района Туймазинский район N 2405 от 02.11.2011.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в распоряжении Администрации имелись достаточные сведения для того, чтобы установить, что ООО КХ "Росток" имеет право на предоставление ему в собственность за плату земельных с кадастровыми номерами 02:46:080102:348, 02:46:080102:345, 02:46:080102:347, 02:46:080102:346, расположенных по адресу: РБ, Туймазинский район, Старотуймазинский сельсовет, в районе села Старые Туймазы: разрешенное использование: для выращивания овощей открытого и закрытого грунта в границах, указанных на кадастровом плане участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью.
Довод апеллянта о том, что спорные земельные участки не могут быть предоставлены в собственность, поскольку 23.09.2019 заключен новый договор аренды и трех лет с момента заключения договора аренды N 354-19земне прошло, отклоняется апелляционной коллегией на основании следующего.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, перечислены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень оснований в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является исчерпывающим.
Наличие действующего договора аренды не является препятствием для предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Кроме того, в Обзоре судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства" утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, при решении вопроса о продаже без проведения торгов в случае, указанном в подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, лицам, арендующим эти участки более трех лет, для исчисления трехлетнего срока аренды, предусмотренного названной нормой, может быть учтен не только последний действующий договор аренды, но и предыдущие, последовательно заключенные договоры аренды земельного участка с одним арендатором.
При изложенных обстоятельствах совокупность фактических и правовых оснований, предусмотренных нормой подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставляющих заявителю право на приватизацию используемых для сельскохозяйственного производства земельных участков с кадастровыми номерами 02:46:080102:348, 02:46:080102:345, 02:46:080102:347, 02:46:080102:346 подтверждается материалами дела, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеизложенным мотивам, в силу чего требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции обоснованно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Согласно Закону Республики Башкортостан от 02.11.2020 N 319-З "О внесении изменений в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" (вступившего в силу с 01.01.2021) органы государственной власти Республики Башкортостан осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов Республики Башкортостан, за исключением городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенные абзацами вторым - четвертым части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
На основании пункта 1.1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 N 35 "Об утверждении положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан" органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства, является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан
Таким образом, с 01.01.2021 Министерство является органом государственной власти Республики Башкортостан, осуществляющим полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенные абзацами вторым - четвертым части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления
При таких обстоятельствах, требование заявителя о признании отказа администрации в предоставлении земельного участка в собственность предпринимателя и обязании Министерства принять решение о предоставлении земельного участка площадью 63 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Благовещенск ул. Демьяна Бедного, д 81/1, блок 6 с кадастровым номером 02:69:010401:69, в собственность Бабошину С.Н., направить проект договора купли-продажи земельного участка обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Приведенные апеллянтом доводы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.02.2022 по делу N А07-30727/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-30727/2020
Истец: ЗАО ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО РОСТОК
Ответчик: Администрация МР Туймазинский район РБ
Третье лицо: МЗИО РБ