г. Челябинск |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А07-23555/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Тарасовой С.В. и Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трапезниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20 декабря 2021 г. по делу N А07-23555/2021.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" - Вершинин Е.А. (доверенность N 119-1/07-12 от 01.01.2022, диплом).
Администрация Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - истец, Администрация Кировского района ГО г. Уфа РБ, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" (далее - ответчик, ООО "Башкирэнерго") о признании недействительным акта о неучтенном потреблении электрической энергии от 28.10.2020 N 010705463Б0004, а также о признании не подлежащими исполнению обязательства, вытекающие из акта о неучтенном потреблении электрической энергии от 28.10.2020 N 010705463Б0004.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2021 (резолютивная часть решения объявлена 29.11.2021) в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация Кировского района ГО г. Уфа РБ просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования истца.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация сослалось на то, что правомерность составления гарантирующим поставщиком (сетевой организацией) акта о неучтенном потреблении электрической энергии входит в предмет исследования и оценки суда и служит цели внесения определенности в правоотношения сторон. Следовательно, обращение в суд с требованием о признании недействительным акта о неучтенном потреблении электроэнергии является самостоятельным способом защиты законных прав и интересов потребителей электроэнергии. Отказывая в удовлетворении исковых требований без рассмотрения спора по существу, суд фактически лишил Администрацию права на судебную защиту от неправомерных действий ООО "Башкирэнерго".
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы Администрации на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2021 по делу N А07- 23555/2021 назначено на 14.03.2022.
Определением от 14.03.2022 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 04.04.2022.
Определением от 04.04.2022 рассмотрение дела отложено на 18.04.2022.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном отзыве и письменных пояснениях. Отзыв на апелляционную жалобу и письменные пояснения приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 и 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом; в судебное заседание своего представителя не направил.
С учетом мнения представителя ответчика, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие представителей истца.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.07.2014 между ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" и Администрацией Кировского района ГО г. Уфа РБ заключен договор электроснабжения N 02010011002204, в соответствии с которым ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" обязуется осуществлять продажу (поставку) электрической энергии и мощности, Администрация обязуется своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию и мощность.
В материалы дела представлен подписанный сторонами акт разграничения балансовой принадлежности и электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон от 24.12.2010 с приложением к акту в виде однолинейной схемы электроснабжения в отношении точек присоединения энергопринимающих устройств и объекта потребителя - г. Уфа, Советская площадь, Новогодний городок (л.д. 32-35).
Согласно акту организации коммерческого учета электрической энергии от 24.12.2010, во вводно-распределительном устройстве (ВРУ) установлены счетчики ЦЭ-68038, имеющие заводские номера 53845914722 и 56435924193 и обеспечивающие учет электрической энергии на объекты: торговые павильоны и новогоднюю елку (л.д. 36-37)
28.10.2020 персоналом ООО "Башкирэнерго" совместно с Администрацией Кировского района ГО г. Уфа РБ в лице специалиста отдела коммунального хозяйства и благоустройства Усманова А. Р. проведена проверка энергопринимающих устройств потребителя по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советская площадь.
В ходе проверки выявлено, что ранее установленные приборы учета по указанному адресу отсутствуют, учет потребленной электрической энергии не осуществлялся.
По результатам проверки ООО "Башкирэнерго" составлен акт о неучтённом потреблении электроэнергии N 010705463Б0004 от 28.10.2020, в (л.д. 29-30).
ООО "Башкирэнерго" 30.10.2020 по выявленному факту неучтенного потребления электроэнергии произведен расчет объема безучетного потребления, в результате которого установлено, что объем безучетного потребления электроэнергии за 4 568 часов составляет 174 719 кВт/*ч.
Как указывает истец, оспариваемым актом зафиксирован факт нарушения учета потребления электрической энергии, что повлекло наступление негативных для Администрации последствий в виде начисления значительной суммы за потребление электроэнергии как санкции за неучтенное потребление электроэнергии.
Истец считает, что данный факт не соответствует действительности, нарушает права Администрации, поскольку приборы учета сохранены на прежнем месте и находятся под металлическим настилом.
Администрация утверждает, что в соответствии с муниципальным контрактом N 0301300247620000831 от 20.07.2020 (л.д.38-45), заключенным между Управлением по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и обществом с ограниченной ответственностью "Дортрансстрой", подрядчик выполнил капитальный ремонт улицы Советской от улицы Октябрьской революции до улицы Пушкина и от улицы Ленина до улицы Цюрупы.
К числу работ по капитальному ремонту отнесены укладка силового кабеля электроснабжения, наружное освещение. Возле электрического столба N 3 по согласованию с ООО "Башкирэнерго" проложен новый усиленный кабель электроснабжения. При производстве работ приборы учета электроэнергии, расположенные на пути нового электрокабеля были перенесены подрядчиком в другое место поблизости без повреждения пломб. В целях обеспечения сохранности прибор учета был помещен под металлический каркас.
На месте нахождения приборов электроучета был проложен новый электросетевой кабель большей мощностью. Проект был согласован с ООО "Башкирэнерго". Обнаружить визуально приборы учета при осмотре 28.10.2020 на прежнем месте не представилось возможным, в результате в акте было указано, что прибор демонтирован, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Определением от 12.02.2021 Арбитражный суд Республики Башкортостан принял к производству исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" к Администрации Кировского района городского округа город Уфа о взыскании 1 118 642 руб. 42 коп. долга за безучетное потребление электрической энергии, 14 993 руб. 87 коп. пени, начисленной за период с 19.12.2020 по 28.01.2021, с ее последующим начислением и взысканием по день фактической уплаты долга в рамках дела N А07-2451/2021.
Как утверждает истец, 12.08.2021 при ознакомлении с материалами дела N А07-2451/2021 в электронном виде стало известно о составлении ООО "Башкирэнерго" акта N 010705463Б0004 от 28.10.2020 о неучтённом потреблении электрической энергии, в котором указано, что коммерческие приборы учета электроэнергии к ВРУ-04 кв самовольно демонтированы.
Полагая, что акт о неучтенном потреблении электрической энергии содержит не соответствующие действительности данные о самовольном демонтаже приборов учета, Администрация Кировского района ГО г. Уфа РБ обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Суд указал, что по своей правовой природе акт о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии, не является ни актом государственного органа или органа местного самоуправления, ни сделкой, порождающей права и обязанности. Более того, сам по себе акт о неучтенном потреблении электроэнергии не является исполнительным документом, по которому взыскание производится в бесспорном порядке, следовательно, не влечет безусловной обязанности по его исполнению. Оспаривание обоснованности отраженных в акте сведений может производиться с использованием механизмов, предусмотренных законодательством (например, посредством представления соответствующих возражений при предъявлении требований о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, выставленной на основании этого акта).
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Принцип эффективного правосудия предполагает возможность превентивной судебной защиты субъекта гражданского оборота от действий, создающих угрозу нарушения его прав (абзац третий статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации), то есть допускает активную правовую охрану интересов такого субъекта от еще не состоявшихся, но потенциально неизбежных последствий.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения N 442) и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила N 442).
В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 121 Правил N 442 составление акта о неучтенном потреблении электрической энергии влечет возникновение у гарантирующего поставщика (сетевой организации) возможности введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении абонента во внесудебном порядке.
Учитывая заинтересованность абонента в получении ресурса и определении своих обязательств перед гарантирующим поставщиком исходя из фактического объема потребления энергии, требование об оспаривании акта о неучтенном потреблении электрической энергии является надлежащим способом защиты и подлежит рассмотрению по существу как требование о пресечении действий, создающих угрозу нарушения права (абзац третий статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правомерность составления гарантирующим поставщиком (сетевой организацией) такого акта входит в предмет исследования и оценки арбитражного суда в рамках этого дела и служит цели внесения определенности в правоотношения сторон.
Принцип эффективного правосудия предполагает возможность превентивной судебной защиты субъекта гражданского оборота от действий, создающих угрозу нарушения его прав, то есть допускает активную правовую охрану интересов такого субъекта от еще не состоявшихся, но потенциально неизбежных последствий.
Таким образом, обжалование акта о неучтенном потреблении электроэнергии является надлежащим способом защиты нарушенного права абонента.
Указанная правовая позиция подтверждается пунктом 13 Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.12.2021).
С учетом изложенного, приведенные судом первой инстанции основания для отказа в удовлетворении исковых требований нельзя признать законными и обоснованными.
Вместе с тем, неверные выводы суда первой инстанции относительно оснований для отказа в удовлетворении исковых требований ввиду ненадлежащего способа защиты нарушенного права, не повлекло принятие незаконного решения по существу спора.
Судом установлено, что ООО "Башкирэнерго" является сетевой организацией, эксплуатирует распределительные электрические сети, расположенные на территории Республики Башкортостан, и оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям услуг.
В соответствии со статьей 539, 541 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. При этом энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 261 от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 172 Основных положений N 442, сетевой организацией осуществляются проверки расчетных приборов учета, которые включают в себя визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета.
Согласно пункту 169 Основных положений N 442 (в редакции на момент составления акта о неучтенном потреблении потребления электроэнергии от 28.10.2020) сетевые организации и гарантирующие поставщики проверяют соблюдение требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления в части организации коммерческого учета, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного потребления и бездоговорного потребления электрической энергии.
Во исполнение пункта 169 Основных положений N 442, в ходе выездной проверки потребителя по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советская площадь, специалистами ООО "Башкирэнерго" был выявлен факт неучтенного потребления электрической энергии, выраженный в самовольном демонтаже расчетных приборов учета и составлен акт о неучтённом потреблении электроэнергии N010705463Б0004 от 28.10.2020. Согласно данному акту, при проверке отсутствовали приборы учета N 53845914722, N 56435924193, указан способ осуществления безучетного потребления электрической энергии - самовольный демонтаж коммерческих приборов учета и ВРУ-0,4 кВ.
Истец утверждает, что причиной демонтажа приборов учета электроэнергии являлись работы по укладке силового кабеля электроснабжения наружного освещения в рамках исполнения муниципального контракта N 0301300247620000831 от 20.07.2020, заключенного между Управлением по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и обществом с ограниченной ответственностью "Дортрансстрой"
Между тем, на основании пункта 145 Основных положений N 142 обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
В соответствии с пунктом 180 Основных положений N 142 лицо, являющееся собственником расчетного прибора учета или энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), в границах которых установлен расчетный прибор учета, принадлежащий другому лицу, при выявлении фактов его неисправности или утраты, истечения межповерочного интервала обязано немедленно сообщить об этом другой стороне по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии). В этом случае гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан после получения информации от потребителя немедленно сообщить такую информацию в сетевую организацию, с которой таким гарантирующим поставщиком заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств такого потребителя.
В случае если таким потребителем заключен договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и договор оказания услуг по передаче электрической энергии, то указанную информацию потребитель обязан немедленно сообщить тому лицу (лицам), которое указано в этих договорах в качестве получателя такой информации.
Пунктом 149 Основных положений N 142 предусмотрено, что собственник энергопринимающих устройств, имеющий намерение демонтировать в целях замены, ремонта или поверки прибор учета, ранее установленный в отношении таких энергопринимающих устройств, обязан направить способом, позволяющим подтвердить факт получения, письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета (далее в настоящем пункте - заявка), осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа в адрес одной из следующих организаций:
гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения, по условиям которого расчеты за электрическую энергию осуществляются с использованием прибора учета, демонтаж которого планируется осуществить, - кроме случаев, когда его условиями определено, что заявка подается в указанную ниже сетевую организацию;
сетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) указанного собственника, в отношении которых установлен планируемый к демонтажу прибор учета, - в иных случаях, в том числе в случае, когда условиями договора энергоснабжения, заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) определено, что заявка подлежит направлению в указанную сетевую организацию.
Заявка должна содержать сведения, указанные в абзацах пятом - седьмом и девятом пункта 153 настоящего документа, а также предлагаемые дату и время осуществления указанных в заявке действий, но не ранее 7 рабочих дней со дня ее направления.
В силу пункта 153 Основных положений N 142 в заявке должны быть указаны: реквизиты заявителя; место нахождения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить; номер договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договора оказания услуг по передаче электрической энергии (если такой договор заключен указанным собственником); предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня направления заявки; контактные данные, включая номер телефона; метрологические характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), в том числе класс точности, тип прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии).
На основании пункта 149 Основных положений N 142 сетевая организация в течение 5 рабочих дней со дня получения от собственника энергопринимающих устройств или от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) заявки обязана рассмотреть и согласовать предложенные в заявке дату и время снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем, а в случае невозможности исполнения такой заявки в предложенный в ней срок обязана согласовать с собственником иные дату и время снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем, а также уведомить способом, позволяющим подтвердить факт получения, о согласованных дате и времени гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию), который может принять участие в процедуре снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем. При этом предложенная сетевой организацией новая дата осуществления работ не может быть позднее чем через 3 рабочих дня с даты, предложенной в заявке.
В согласованные дату и время сетевая организация осуществляет снятие показаний прибора учета, осмотр состояния прибора учета и схемы его подключения. Показания прибора учета, состояние демонтируемого прибора учета и схемы его подключения на дату проведения указанных действий фиксируются сетевой организацией в акте проверки, который должен быть подписан сетевой организацией, собственником энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), а также гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в случае его участия. Сетевая организация обязана передать лицам, подписавшим акт проверки, по одному экземпляру такого акта.
В случае, если ни сетевая организация, ни гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) не явились в согласованные дату и время для снятия показаний прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения перед демонтажем, то собственник энергопринимающих устройств снимает показания прибора учета, планируемого к демонтажу, и направляет их в адрес лиц, которым была подана заявка, способом, позволяющим подтвердить факт получения. Снятые и переданные собственником энергопринимающих устройств показания прибора учета используются при определении объема потребления электрической энергии по состоянию на дату, когда такие показания были сняты.
Как установлено судом апелляционной инстанции, истцом не подавалась заявка на демонтаж приборов учета электроэнергии, установленная приведенными выше положениями процедура демонтажа счетчиков Администрацией не произведена.
В пункте 2 Основных положений N 442 дано понятие безучетного потребления электрической энергии как потребления электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и Основными положениями N 442 порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.09.2017 N 301-ЭС17-8833, безучетное потребление электрической энергии действующее законодательство обуславливает совершением потребителем различных действий, одни из которых являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения потребителем. К ним относятся действия, выразившиеся во вмешательстве потребителя в работу прибора (системы) учета, в том числе нарушение (повреждение) пломб или знаков визуального контроля, нанесенных на прибор (систему) учета, а также несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора (системы) учета. Совершение перечисленных действий не требует установления судом каких-либо последствий, связанных с достоверностью показаний приборов учета после их совершения, и является основанием для применения расчетного способа определения объема электроэнергии, подлежащего оплате таким потребителем.
Согласно пункту 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен, в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.
В соответствии с пунктом 193 Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, за исключением случая составления такого акта при выявлении бездоговорного потребления в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться: данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).
При этом составляющее акт лицо прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. В этом случае акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя ответчика, прибывший 28.10.2020 в качестве представителя потребителя Усманов А.Р. от подписи акта неучтенного потребления электроэнергии отказался.
Принимая во внимание изложенное, акт неучтенного потребления соответствует требованиям, установленным пунктом 193 Основных положений N 442, в акте содержатся все необходимые данные.
Доводы о переносе прибора учета со ссылкой на акт выезда на место от 23.08.2021 судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку данный акт составлен значительно позднее, чем акт о неучтенном потреблении (28.10.2020). Как следует из протокола совещания при Администрации Кировского района ГО г. Уфа РБ по вопросу объекта энергоснабжения на Советской площади от 11.02.2021, шкаф с прибором учета остался и помещен на склад.
Более того, в материалах дела отсутствуют доказательства снятия показаний приборов учета перед их демонтажем, а также повторного принятия вводно-распределительного устройства и приборов учета электроэнергии в эксплуатацию в установленном законом порядке.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно акту выезда на место от 23.08.2021 приборы запитаны от ТП-5340, что нарушает границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, установленные актом от 24.12.2010, согласно которым граница балансовой принадлежности (точка присоединения потребителя и эксплуатационной ответственности установлена на контактах кабельных наконечниках ТП-138 (л.д. 103).
Как отмечено выше, порядок осуществления демонтажа прибора учета для поверки, ремонта или замены установлен пунктом 149 Основных положений N 442, а именно: гарантирующий поставщик либо сетевая организация извещается собственником энергопринимающих устройств о намерении демонтировать прибор учета для его замены, ремонта или поверки. Целью такого извещения является снятие показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа.
Таким образом, именно на потребителе в силу закона лежит обязанность по осуществлению контроля за состоянием прибора учета и по уведомлению гарантирующего поставщика (или сетевой организации) об обнаружении неисправности в его работе, о выходе из строя, а также о необходимости его демонтажа.
Как следует из положений указанного пункта, демонтажу прибора учета предшествуют действия сетевой организации либо гарантирующего поставщика по снятию показаний приборов учета, осмотру его состояния и схемы подключения. Снятие показаний прибора осуществляется в целях последующего определения объема потребления электрической энергии по состоянию на дату демонтажа прибора учета.
Указанным нормативным актом не предусмотрено право потребителя на самовольное снятие им прибора учета в каких-либо ситуациях, поскольку подобные действия исключают возможность расчета в спорный период потребления электроэнергии с использованием указанного прибора учета.
Таким образом, исковые требования Администрации о признании недействительным акта о неучтенном потреблении электрической энергии от 28.10.2020 N 010705463Б0004 удовлетворению не подлежат.
В отношении исковых требований о признании не подлежащими исполнению обязательств, вытекающих из акта о неучтенном потреблении электрической энергии от 28.10.2020 N 010705463Б0004, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 194 Основных положений расчет объема безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктами 195 или 196 настоящего документа соответственно в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных потребителем, осуществляющим безучетное потребление (обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией)), или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии. Расчет объема безучетного потребления электрической энергии (мощности) направляется сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, осуществляющего безучетное потребление, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 настоящего документа.
ООО "Башкирэнерго" 30.10.2020 по выявленному факту неучтенного потребления произведен расчет объема безучетного потребления, в соответствии с пунктом 187 Основных положений, по максимальной, разрешенной к использованию, мощности 40 кВт, установленной договором энергоснабжения по данной точке поставке.
В соответствии с пунктом 195 Основных положений N 442 объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 приложения 3 к данному документу. Объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
В силу подпункта "а" пункта 1 приложения 3 к Основным положениям N 442 функционирования розничных рынков электрической энергии, объем потребления электрической энергии (мощности) в соответствующей точке поставки, МВт/ч, определяется по формуле: W = P(макс) х T, где: P(макс) - максимальная мощность энергопринимающих устройств, относящаяся к соответствующей точке поставки, T - количество часов в расчетном периоде, при определении объема потребления электрической энергии (мощности).
Ответчиком произведен следующий расчет объема и стоимости потребленной истцом электрической энергии:
W=40 кВт*4368 (взяты полные сутки) часов =174 720 кВт*ч
Из этого объема исключен объем, ранее выставляемый по договору электроснабжения в мае 2020 года (1 кВт): 174720 - 1 = 174 719 кВт*ч
Таким образом, расчет ответчика по акту о неучтенном потреблении электроэнергии, произведен исходя из периода, не превышающего 6 месяцев со дня обнаружения безучетного потребления, исходя из действующего на момент проверки тарифа и общей мощности электропотребляющего оборудования.
Правильность указанного расчета ответчиком не опровергнута (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что апеллянт уклонился от исполнения требований суда изложенных в определениях об отложении судебных заседаний от 14.03.2022 и 04.04.2022. Так, явку представителя истец в судебное заседание не обеспечил, письменные пояснения в обоснование требования о признании не подлежащими исполнению обязательства Администрации Кировского района городского округа город Уфа, вытекающие из акта о неучтенном потреблении электрической энергии N 010705463Б0004 от 28.10.2020 не представил.
Поскольку разрешение спора производится судом путем сопоставления и анализа представленных сторонами доказательств, то на результат рассмотрения дела влияет процессуальное поведение сторон, каждая из которых вправе либо активно доказывать свои доводы и возражения, представляя суду доказательства их обоснованности, либо, заняв пассивную позицию, ограничиться общим непризнанием правильности позиции оппонента. В последнем случае сторона принимает на себя риски наступления негативных последствий собственного процессуального бездействия в силу норм части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку добровольно отказывается от доказывания тех обстоятельств, на которых базируется ее позиция.
Исковые требования в части признании неподлежащим исполнению обязательств Администрации, вытекающие из акта о неучтенном потреблении электроэнергии также подлежат отклонению, поскольку данные требования носят тезисный характер и не конкретизированы, являются производными от основного требования о признании недействительным акта о неучтенном потреблении электрической энергии от 28.10.2020 N 010705463Б0004, в удовлетворении которого отказано.
На основании изложенного, обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения с учетом выводов, изложенных в мотивировочной части данного постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20 декабря 2021 г. по делу N А07-23555/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
С.В. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.