г. Челябинск |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А34-11975/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курганавтотранс" на решение Арбитражного суда Курганской области от 03.02.2022 по делу N А34-11975/2021.
В судебном заседании посредством видеоконференц-связи, организацию которой осуществил Арбитражный суд Курганской области, принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Курганавтотранс" - Бабина В.С. (паспорт, диплом, доверенность от 10.05.2021).
Общество с ограниченной ответственностью "Курганавтотранс" (далее - заявитель, общество, ООО "Курганавтотранс") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана (далее - заинтересованное лицо, Департамент), выразившегося в нарушении пункта 9.1 части 9, части 10 статьи 3 Решения Курганской городской Думы от 18.04.2012 N 77, подпункта 2 пункта 24 Главы 3, пунктов 41 и 42 Главы 5 раздела III Постановления Администрации города Кургана от 17.07.2012 N 5044 "Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Кургане" при рассмотрении заявления ООО "Курганавтотранс" в рамках оказания муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Кургане" (с учетом уточненного заявления, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 03.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Курганавтотранс" (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 03.02.2022 отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что нарушения, совершенные обществом, требования части 4 статьи 3 Решения N 77, а считает, что данные нарушения связаны с бездействием Департамента в части не принятия решения об отказе в выдаче разрешения. Апеллянт считает, что Департаментом в нарушение части 10 статьи 3 решения Курганской городской Думы от 18.04.2012 N 77, не дан мотивированный отказ в выдаче разрешения. Общество, направляя обращения о согласовании макета рекламы, полагало, что в случае несоответствия установленной форме заявления, Департамент возвратит заявление либо откажет в рассмотрении в рамках муниципальной услуги, в виду несоответствия установленной форме, однако, Департамент направил ответы на обращения, в которых не возражал в размещении рекламной конструкции, что послужило основанием для размещения материала.
Кроме того, подателем жалобы указано на не применение судом первой инстанции положений пункта 34 Главы 4-1 постановления Администрации города Кургана от 17.07.2012 N 5044, в соответствии с которым, в случае несоответствия заявления и прилагаемых к нему документов требованиям п. п. 11, 13 раздела II настоящего Административного регламента должностное лицо Департамента принимает решение оставить заявление без дальнейшего рассмотрения. Заявление от 28.05.2019 о согласовании макета и выдаче разрешения на размещения, не было оставлено без рассмотрения, уведомления соответствующего направлено в адрес заявителя также не было.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.05.2019 в Департамент поступило обращение общества с требованием согласовать макет рекламы на витражах центрального входа Курганского автовокзала (л.д. 12).
13.06.2019 заявитель повторно обратился в Департамент с уточненным заявлением о согласовании макета рекламы на витражах центрального входа Курганского автовокзала, которые состоят из перфорированной самоклеящейся пленки типа "ОРАКАЛ" с приложением фотоматериала с цветным эскизным изображением рекламной конструкции (л.д.13-17).
Департамент по результатам рассмотрения указанных заявлений направил письмо от 25.06.2019 N 3402-А; 3769-А, в котором не возражал в оформлении витражей фасада здания автовокзала перфорированной пленкой в соответствии с прилагаемыми к обращению фотоматериалами (л.д. 7).
Соответствующая отметка имеется на фотоматериале, приложенном к заявлению - штамп Департамента "Согласовано" за N 151 датированного 27.06.2019 и подпись специалиста, рассматривавшего заявление (л.д. 14).
Однако, не получив какую-либо информацию о результатах рассмотрения данных заявлений, предусмотренную пунктом 9.1 части 9, части 10 статьи 3 Решения Курганской городской Думы от 18.04.2012 N 77, подпунктом 2 пункта 24 Главы 3, пунктами 41 и 42 Главы 5 раздела III Постановления Администрации города Кургана от 17.07.2012 N 5044 "Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Кургане", общество оспорило бездействие Департамента в арбитражном суде.
Арбитражный суд первой инстанции, оснований для признания незаконным бездействия Департамента не установлено, в связи с чем отказано в удовлетворении заявленных требований.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для принятия судом решения о признании незаконным бездействия государственного органа, осуществляющего публичные полномочия, являются несоответствие оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанным бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под бездействием понимается, в частности, неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований статьи 19 Закона о рекламе.
Как предусмотрено частью 9 названной статьи, установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Статьей 7 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) устанавливается порядок принятия органами местного самоуправления и их должностными лицами муниципальных правовых актов.
Статьей 14 Закона N 131-ФЗ определен перечень вопросов, относящихся к вопросам местного значения, решение которых относится к компетенции местного самоуправления.
Статьей 16 вышеуказанного закона устанавливается перечень вопросов местного значения городского округа, который, ввиду отсутствия указания на наличие иных вопросов, является исчерпывающим.
Пунктом 25 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесено утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
При этом под благоустройством территории городского округа понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (абз. 20 ч. 1 ст. 2).
Решением Курганской городской Думы от 27.03.2019 N 52 утверждены Правила благоустройства территории города Кургана, пункт 16 статьи 5 которых предусматривает, что типы и виды рекламных конструкций, допустимые к установке на территории города Кургана, и требования к таким рекламным конструкциям устанавливаются постановлением Администрации города Кургана. Размещение рекламных конструкций осуществляется на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в соответствии с правилами выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Кургане, утвержденными решением Курганской городской Думы.
Порядок оформления разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции установлен статьей 3 Правил выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Кургане, утвержденных решением Курганской городской Думы от 18.04.2012 N 77 (далее - Решение N 77).
В силу подпунктов 3, 4 статьи 3 Решения N 77 лица, заинтересованные в установке рекламных конструкций, обращаются в Департамент с заявлением установленной формы (приложение N 1 к Правилам).
В заявлении указываются сведения о заявителе, территориальном размещении, технических параметрах и внешнем виде рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
К заявлению прилагаются:
4.1. документы, удостоверяющие личность заявителя - физического лица (копия паспорта гражданина Российской Федерации); Департамент запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Заявитель по собственной инициативе имеет право представить в Департамент указанные сведения;
4.2. подтверждение в письменной форме или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе проведенного посредством заочного голосования с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. В случае если заявитель не представил документ, подтверждающий получение такого согласия, по собственной инициативе, а соответствующее недвижимое имущество находится в государственной или муниципальной собственности, Департамент запрашивает сведения о наличии такого согласия в уполномоченном органе (п. 4.2 в ред. Решения Курганской городской Думы от 27.03.2019 N 55);
4.3. фотомонтаж с цветным эскизным изображением рекламной конструкции в предполагаемом месте размещения рекламной конструкции с указанием размеров, примерный образец которого утверждается постановлением Администрации города Кургана (п. 4.3 в ред. Решения Курганской городской Думы от 28.06.2017 N 116);
4.4. схема размещения рекламной конструкции с привязкой на местности с указанием расстояния до других рядом стоящих объектов (знаков дорожного движения, зданий, сооружений и т.д.);
4.5. проект рекламной конструкции (в отношении отдельно стоящих рекламных конструкций и фасадных рекламных конструкций, размещаемых выше уровня пола 2-го этажа).
Пунктом 9.1 части 9 статьи 3 Решения Курганской городской Думы от 18.04.2012 N 77 регламентировано, что рекламные конструкции и места их размещения согласовываются в установленном законодательством порядке, в том числе с Комитетом архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана.
Частью 10 статьи 3 Решения N 77 определено, что решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено Департаментом заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов.
Согласно п.п. 2 п. 24 Главы 3 раздел III Постановления Администрации города Кургана от 17.07.2012 N 5044 "Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и. эксплуатацию рекламных конструкций в городе Кургане" (далее - Постановление) предоставление муниципальной услуги включает в себя, в том числе принятие решения о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции либо решения об отказе в выдаче разрешения.
На основании п. 41 Главы 5 раздел III указанного выше Постановления установлено, что результатом административной процедуры является принятие должностным лицом Департамента решения о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции либо решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу п. 42 Главы 5 раздел III Постановления определен способ фиксации результата выполнения административной процедуры: оформленное разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, уведомление о принятии решения о выдаче разрешения либо решение об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно пункту 12 статьи 3 Решения N 77 выдача собственнику или иному указанному в частях 5, 6, 7 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" законному владельцу соответствующего недвижимого имущества либо владельцу рекламной конструкции разрешения на ее установку и эксплуатацию производится после оплаты государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 105 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины за выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции составляет 5 000 руб.
На основании пунктов 14, 15 Решения N 77 осмотр проводится в течение двух месяцев после выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
По результатам осмотра составляется акт приемки рекламной конструкции.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ООО "Курганавтотранс" за выдачей разрешения на установку рекламной конструкции в рамках оказания муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Кургане" не обращалось, требования части 4 статьи 3 Решения N 77 не были соблюдены, к заявлению не приложены все необходимые документы, государственная пошлина на оплачена.
Департамент, предоставляя ответ от 25.06.2019 (л.д. 7) на обращение от 27.05.2019 о согласовании макета рекламы на витражах центрального входа Курганского автовокзала (л.д. 12) об отсутствии возражений, действовал в рамках своих полномочий, предусмотренных Правилами благоустройства территории города Кургана.
При этом обязанности у Департамента действовать в рамках выполнения муниципальной услуги, предусмотренной постановлением Администрации города Кургана от 17.07.2012 N 5044 "Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Кургане" и Решением Курганской городской Думы от 18.04.2012 N 77 не возникло, поскольку письмо ООО "Курганавтотранс" о согласовании макета рекламы нельзя квалифицировать как заявление на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции.
Довод апелляционной жалобы о том, что Департамент должен возвратить заявление либо отказать в рассмотрении в рамках муниципальной услуги, ввиду несоответствия установленной форме подлежит отклонению, поскольку, как уже было указано выше, письмо ООО "Курганавтотранс" о согласовании макета рекламы нельзя квалифицировать как заявление на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции, в связи с отсутствием надлежащего оформления указанного заявления, отсутствия приложенных к нему всех необходимых документов.
На обращение общества, Департаментом дан ответ.
Заявитель не лишён возможности обратиться с соответствующим заявлением в установленной форме и приложением необходимых документов. При этом, как указал заявитель в суде апелляционной инстанции и следует из апелляционной жалобы, спорное заявление не соответствует установленной форме.
Несогласие апеллянта с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены определения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 03.02.2022 по делу N А34-11975/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курганавтотранс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-11975/2021
Истец: ООО " Курганавтотранс"
Ответчик: Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана
Третье лицо: МКУ "Адиминистративно-техничееская инспекция города Кургана", Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд