город Воронеж |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А08-10424/2021 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Протасова А.И.,
без вызова сторон, в порядке ст. 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), п.п. 47, 49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания Термомир" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.01.2022 по делу N А08-10424/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр экологической безопасности" Белгородской области (ИНН 3114011097, ОГРН 1163123092604) к обществу с ограниченной ответственностью "Компания Термомир" (ИНН 3123224990, ОГРН 1113123000473) о взыскании 444 186 руб. 64 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр экологической безопасности" Белгородской области (далее - ООО "ЦЭБ", истец) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Компания Термомир" (далее - ООО "Компания Термомир", ответчик) о взыскании задолженности по оплате за коммунальную услугу "обращение с твердыми коммунальными отходами" за период с 01.01.2020 по 30.09.2021 в сумме 395 822 руб. 36 коп., неустойки за период с 11.02.2020 по 11.10.2021 в сумме 48 364 руб. 28 коп.
Исковое заявление было рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 07.01.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, что ООО "Компания ТЕРМОМИР" со своей стороны надлежащим образом исполнило обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, однако ООО "ЦЭБ" пренебрегло обязанностями по внесению соответствующих положений в разделы Договора, что в дальнейшем приводит к необоснованному увеличению якобы образовавшейся у ООО "Компания ТЕРМОМИР" перед ООО "ЦЭБ" задолженности, и, как следствие, неосновательного обогащения последнего. Неисполнение в п. 2.8. договора N 269/19 от 28.01.2019, со стороны ООО "ЦЭБ", в части ненаправления акта оказанных услуг для согласования их с ООО "Компания Термомир", а также непредставление их в Арбитражный суд Белгородской области вместе с исковым заявление, делает невозможным установить объем услуг якобы оказанных ООО "ЦЭБ" для ООО "Компания ТЕРМОМИР". Кроме того, указывает, что по тексту искового заявления ООО "ЦЭБ" ссылается на образовавшуюся задолженность ООО "Компания Термомир" в размере 395 822,36 рублей. Вместе с тем, согласно приложению N 1 к Договору на оказание услуг по обращению с ТКО на территории Белгородской области - стоимость услуг по договору составляет 110 952 (сто десять тысяч девятьсот пятьдесят два) рублей. Кроме того, ссылается на то, что на момент вынесения решения суда первой инстанции ООО "Компания ТЕРМОМИР" не являлось собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Щорса, д. 8л.
Истец возражал на доводы апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве апелляционную жалобу, приобщенном к материалам дела.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда ( 19aas.info@ARBITR.RU) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, что на территории Белгородской области Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является ООО "ЦЭБ", что подтверждается соглашением между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области и ООО "ЦЭБ" от 01.06.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Белгородской области (далее - Соглашение) на период с 01.01.2019 по 31.12.2028.
Согласно п. 2.1.3 соглашения от 01.06.2018 региональный оператор обязан обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории области.
Дата начала оказания услуг - 01.01.2019 (согласно п. 6.3 соглашения).
Как следует из материалов дела, публичные оферты для физических и юридических лиц опубликованы в газете "Белгородские известия" 18.12.2018, а также на официальном сайте ООО "Центр Экологической Безопасности" Белгородской области.
В силу Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 договор со всеми потребителями, находящимися на территории Белгородской области, считается автоматически заключенным 01.01.2019.
Заявка ООО "Компания Термомир" в адрес регионального оператора не направлялась в связи с чем договор с ООО "Компания Термомир" считается заключенным на условиях типового договора.
Ответчику принадлежит на праве собственности нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Белгород, ул. Щорса, д. 8л, общей площадью 614,4 м2.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 17.12.2020 с ответчика в пользу истца взыскана задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за 2019 год.
В нарушение условий публичного договора ответчик продолжает не оплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, задолженность за период с 01.01.2020 по 30.09.2021 составила 395 822 руб. 36 коп.
Направленная в адрес ответчика претензия N 12451-спр от 04.08.2021 оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с иском в суд о взыскании задолженности.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с положениями статей 307, 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N1156 (далее - Правила N1156).
Согласно пунктам 1, 5 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Как следует из пунктов 8 (11), 8 (12) Правил N 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
В соответствии с п. 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Правила N 1156 под потребителем понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).
Как следует из материалов дела, публичные оферты для физических и юридических лиц опубликованы в газете "Белгородские известия" 18.12.2018, а также на официальном сайте ООО "Центр Экологической Безопасности" Белгородской области.
В силу Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 договор со всеми потребителями, находящимися на территории Белгородской области, считается автоматически заключенным 01.01.2019.
На основании типового договора региональный оператор оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
По условиям договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку и обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядка единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Согласно положений опубликованных договоров (оферты) начисление производится автоматически по нормативам образования ТКО, утвержденным приказом департамента ЖКХ Белгородской области от 19.12.2018 N 188 (п. 5.2. Договора).
В случае, если потребитель не согласен с объемом ТКО, установленным в договоре, в договор могут быть внесены изменения при условии подтверждения объема соответствующими документами.
При этом, согласно Постановлению Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", коммерческий учет отходов по количеству и объему контейнеров (т.е. по факту) возможен только при наличии у потребителя индивидуального контейнера и контейнерной площадки. В противном случае, расчет может быть произведен только по нормативу накопления.
В данном случае, письменный договор между сторонами на иных условиях не заключен.
Согласно п. 5.2 договора в случае, если потребитель не выразил своего намерения заключить договор на иных условиях, то для расчета ежемесячной платы за оказанные услуги применяется норматив накопления ТКО, установленный приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области от 19.12.2018 N188 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Белгородской области".
В Приложении N2 к приказу департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области от 19.12.2018 N188 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Белгородской области" (п. 2) установлен норматив накопления ТКО для промтоварных магазинов - 0,74 куб.м. за 1 кв.м. площади в год.
Единые тарифы на услугу регионального оператора утверждены приказами комиссии по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области N 33/95 от 14.12.2018 (единый тариф на 2019 г. - 533,44 руб.) и N 35/19 от 19.12.2019 с изменениями, внесенными приказом комиссии по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области от 18.12.2020 N 29/5 (единые тарифы на 2020 г. - 510,38 руб., на 2021 г. - 480,29 руб.).
В соответствии с пунктом 2.4 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 2.7 договора услуга считается оказанной и подлежит оплате потребителем, если потребитель не представил в письменной форме мотивированный отказ от подписания акта оказанных услуг.
В соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ видами деятельности ООО "Компания Термомир" является торговля непродовольственными товарами.
Ответчику принадлежит на праве собственности нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Белгород, ул. Щорса, д. 8л, общей площадью 614,4 м2.
В статье 9 АПК РФ закреплено, что судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Согласно статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В данном случае, факт оказания региональным оператором ООО "ЦЭБ" услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Белгородской области в спорный период подтверждается данными навигационной системы ГЛОНАСС и не опровергнут ответчиком.
Ссылка ответчика на то, что на момент вынесения решения суда первой инстанции ООО "Компания Термомир" не являлось собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Белгород, ул. Щорса, д. 8л, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку обжалуемым решением взыскана задолженность за период с 01.01.2020 по 30.09.2021. Доказательств того, что нежилое помещение в указанный период принадлежало иному лицу, ответчиком не представлено.
Доказательств уплаты долга ответчик не представил, сумму задолженности не оспорил.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате за коммунальную услугу "обращение с твердыми коммунальными отходами" за период с 01.01.2020 по 30.09.2021 в сумме 395 822 руб. 36 коп. подлежит удовлетворению.
Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки за период с 11.02.2020 по 11.10.2021 в сумме 48 364 руб. 28 коп.
Как следует из статей 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней), т.е. определенной законом или договором денежной суммой, которую должник должен уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с п. 7.2 договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Учитывая, что ответчик не исполнил обязанность по своевременной и полной оплате оказанных услуг, требование истца о взыскании с ответчика неустойки за неисполнение договорных обязательств является правомерным.
Расчет неустойки проверен судом апелляционной инстанции, признан арифметически верным, составлен по меньшей ключевой ставке, что не нарушает прав ответчика.
Ходатайство о снижении размера неустойки ответчиком не заявлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
С учетом результата рассмотрения иска, на основании ч.1 ст.110 АПК РФ, судебные расходы понесенные истцом при подаче иска правомерно отнесены на ответчика.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы и им уплачены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.01.2022 по делу N А08-10424/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 названного Кодекса.
Судья |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-10424/2021
Истец: ООО "ЦЕНТР ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Компания Термомир"