г. Владимир |
|
22 апреля 2022 г. |
Дело N А43-2350/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Нижегородской таможни на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01 марта 2022 года по делу N А43-2350/2022, принятое по заявлению акционерного общества "ЛУКОЙЛ-Черноморье" о признании незаконным и отмене постановления Нижегородской таможни от 19.01.2022 N10408000-1683/2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
при участии:
от заявителя - Демичева Д.В. на основании доверенности от 11.03.2022 N 124-Д сроком действия до 31.12.2022, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 13.06.1997 N ЭВ 712712,
от ответчика - Дубровина М.В. по доверенности от 10.01.2022 N 0002 сроком 3 года (специалист), Путанова М.А. по доверенности от 27.12.2021 N 167 сроком до 31.12.2022, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 21.06.2011 N КВ 17384, Курилкина С.Б. по доверенности от 14.01.2022 N 0011 сроком до 31.12.2023, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 26.03.2008 N ВСГ 1205087
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось акционерное общество "ЛУКОЙЛ-Черноморье" (далее - заявитель, АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье") с заявлением об отмене постановления Нижегородской таможни (далее - ответчик, Таможня) от 19.01.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10408000-1683/2021, в соответствии с которым АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 01 марта 2022 года требование АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" удовлетворено, суд отменил постановление Нижегородской таможни от 19.01.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10408000-1683/202.
Не согласившись с принятым судебным актом, Нижегородская таможня обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.02.2022 по делу N А43-2350/2022 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Нижегородская таможня не согласна с решением Арбитражного суда Нижегородской области от 01 марта 2022 года, считает, что выводы суда являются несоответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" просит решение суда оставить без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" отказать.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к нему, просил решение суда оставить без изменения.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "Лукойл-Черноморье" является таможенным представителем ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" на основании договора услуг таможенного представителя от 28.06.2012 N ТБ12/084/ННОС120611.
13 августа 2020 таможенным представителем ЗАО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" от имени и по поручению декларанта на Приволжском таможенном посту (ЦЭД) Приволжской электронной таможни, в соответствии с таможенной процедурой - выпуск для внутреннего потребления, осуществлено таможенное декларирование товара - трубы бесшовные из углеродистой стали, Италия, по декларации на товары (далее - ДТ) N 10418010/130820/0222169.
Товары классифицированы Обществом АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" по коду 7304 59 920 9 ТН ВЭД ЕАЭС "недрагоценные металлы и изделия из них: изделия из черных металлов: трубы, трубки и профили полные, бесшовные, из черных металлов (кроме чугунного литья): прочие, круглого поперечного сечения из других видов легированных сталей: прочие: прочие: наружным диаметром не более 168,3 мм: прочие" (ставка ввозной таможенной пошлины - 7,5 процентов от таможенной стоимости; НДС - 20 процентов).
В подтверждении заявленных сведений о товаре АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" предоставило следующие документы: контракт от 09.10.2017 N NNOS170727, заключенный между ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" (заказчик) и KT-Kinetics Technology S.P.A., Италия (подрядчик), инвойс от 09.10.2017 N NNOS170727, дополнительные соглашения к контракту от 09.10.2017 N NNOS170727, учредительные документы, ДТС-1, накладная.
При декларировании таможенная стоимость товара определена и заявлена АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
На основании решения начальника Таможни от 30.03.2021 N 10408000/210/300321/Р00003г таможенным органом по товару ДТ проведена проверка достоверности сведений, заявленных АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" в таможенной декларации и (или) в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, в части заявления сведений о таможенной стоимости товара.
В ходе проверки у декларанта запрошены дополнительные документы, по результатам анализа которых Таможней выявлены обстоятельства, являющиеся признаками недостоверного определения таможенной стоимости товаров: 1. выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза; 2. выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых произведены (состоят) ввозимые товары.
Данные проверки отражены в акте выездной таможенной проверки от 05.08.2021 N 10408000/210/050821/А000030.
По результатам проверки таможенным органом принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 02.09.2021 N 10408000, в соответствии с которым таможенная стоимость ввезенного товара определена ответчиком по методу N 3 по стоимости сделки с однородными товарами, проданными для ввоза на таможенную территорию Союза и ввезенными на таможенную территорию Союза в тот же и в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию Союза оцениваемых товаров, что повлекло изменение сумм причитающихся к уплате таможенных пошлин в размере 386 959,10 руб.
Решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные декларации на товары от 02.09.2021 исполнено АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" в полном объеме 16.09.2021, уплачены доначисленные таможенные платежи в размере 386 938,11 руб.
Придя к выводу о заявлении таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости, что явилось основанием для занижения размера таможенных пошлин, усмотрев в действиях АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, должностным лицом Нижегородской таможни в присутствии представителя АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" по доверенности от 01.12.2020 Демичева Д.В., 09.12.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 10408000-1682/2021.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, должностным лицом Таможни в присутствии представителя АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" по доверенности от 01.12.2020 Демичева Д.В., 19.01.2022 вынесено постановление, в соответствии с которыми АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в общем размере 212 815,96 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим заявлением.
По мнению заявителя, в действиях АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" отсутствует вина и состав административного правонарушения. Вся информация о спорном товаре была представлена в таможенный орган, в том числе в приложенных к декларации документам. Действий, направленных на попытку сокрыть или исказить какие-то сведения от ответчика, не предпринималось
Признавая постановление о назначении административного наказания незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Судом первой инстанции верно установлено, что процедура привлечения общества к административной ответственности, установленная статьями 28.2 и 29.7 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, административным органом соблюдена, права АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье", установленные статьей 25.1 КоАП РФ, обеспечены и не нарушены, что заявителем не оспаривается.
Частью 2 статьи 16.2 Кодекса установлена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Объектом данного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок декларирования товаров при их помещении под таможенную процедуру.
Объективную сторону указанного правонарушения образует заявление в ДТ недостоверных либо неполных сведений о товарах, влияющих на их классификацию, сопряженное с заявлением неверного классификационного кода товара, которые послужили основанием для занижения таможенных пошлин, налогов.
Основным квалифицирующим признаком состава рассматриваемого правонарушения является недостоверность заявленных декларантом сведений, следовательно, для возбуждения дела об административном правонарушении необходимо установить недостоверность сведений, на основе которых определена таможенная стоимость, и (или) документов, которые представлены в таможенный орган для ее подтверждения.
Согласно пунктам 1-3 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме. В пункте 2 статьи 84 ТК ЕАЭС определено, что декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.
В силу пункта 4 статьи 105 ТК ЕАЭС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
В пункте 1 статьи 106 ТК ЕАЭС определены сведения, подлежащие указанию в декларации на товары, в том числе о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе о цене товаров и таможенной стоимости товаров.
В силу пункта 1 статьи 54 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии, в том числе со статьей 136 ТК ЕАЭС. С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий: 1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов; 2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; 3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления; 4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно абзацу 2 пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС, в случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 (метод по стоимости сделки с идентичными товарами) и 42 (метод по стоимости сделки с однородными товарами) ТК ЕАЭС, применяемыми последовательно.
Согласно статье 37 ТК ЕАЭС, "идентичные товары" - товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Незначительные расхождения во внешнем виде не являются основанием для непризнания товаров идентичными, если в остальном эти товары соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим абзацем. Товары не считаются идентичными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, разработка дизайна, эскизов и чертежей и иные аналогичные работы были выполнены на таможенной территории Союза Идентичные товары, произведенные иным лицом, чем производитель оцениваемых товаров, рассматриваются лишь в случае, когда не выявлены идентичные товары того же производителя либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования.
Согласно статье 37 ТК ЕАЭС, "однородные товары" - товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенные из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака. Товары не считаются однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые товары, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, разработка дизайна, эскизов и чертежей и иные аналогичные работы были выполнены на таможенной территории Союза. Однородные товары, произведенные иным лицом, чем производитель оцениваемых товаров, рассматриваются лишь в случае, когда не выявлены однородные товары того же производителя либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 ТК ЕАЭС в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39 и 41 настоящего Кодекса, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с однородными товарами, проданными для вывоза на таможенную территорию Союза и ввезенными на таможенную территорию Союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию Союза оцениваемых товаров. Стоимостью сделки с однородными товарами является таможенная стоимость этих товаров, определенная в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса и принятая таможенным органом. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с настоящей статьей используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары. В случае если такие продажи не выявлены, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и (или) в иных количествах, с соответствующей поправкой, учитывающей различия в коммерческом уровне продажи и (или) в количестве товаров. Указанная поправка осуществляется на основе сведений, документально подтверждающих обоснованность и точность корректировки, независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с однородными товарами. При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с однородными товарами для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров не используется.
Пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В соответствии со статьей 400, пунктом 1 статьи 401, пунктом 1 статьи 404 ТК ЕАЭС определено, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования; при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами; обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании; обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом; за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.
Из положений статьи 2 ТК ЕАЭС следует, что таможенный представитель - это юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица.
При совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами (статья 404 ТК ЕАЭС) при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе: 1) осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции; 2) отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, выданного в соответствии со статьей 17 ТК ЕАЭС; 3) присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов товаров; 4) знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и (или) образцов декларируемых им товаров; 5) обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; 6) привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; 7) пользоваться иными правами, предусмотренными ТК ЕАЭС.
Согласно правовой позиции пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
В рассматриваемом случае судом установлено, что товары по ДТ N 10418010/130820/0222169, ввезены в рамках исполнения контракта N NNOS 170727 от 09.10.2017, заключенного между ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" (заказчик) и KTKinetics Technology S.P.A., Италия (подрядчик), по условиям которого заказчик поручает подрядчику проведение работ по проектированию, поставке и строительству установки получения элементарной серы (УПЭС) и газофракционирующей установки (ГФУ), расположенных на НПЗ ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" в г.Кстово.
Кроме того, между декларантом и компанией KT-Kinetics Technology S.p.A. (Италия) заключены контракты от 09.10.2017 N NNOS170727, N NNOS170728, предметом которых является проектирование, поставка оборудования и материалов, строительство и ввод в эксплуатацию установок для комплекса переработки нефтяных остатков.
Указанные контракты включают в себя весь технологический цикл строительства установок комплекса переработки нефтяных остатков, оборудование для указанных установок представляет собой уникальные изделия, изготовленные по индивидуальному проекту в единичном экземпляре и не имеющие аналогов, используемых в строительстве подобных производственных комплексов.
По ДТ N 10418010/130820/0222169 были ввезены и задекларированы трубы бесшовные из углеродистой стали, Италия.
Согласно описанию, представленному декларантом, ввозимые бесшовные трубы изготовлены из углеродистой некоррозионностойкой (низколегированной) стали методом горячей деформации (горячекатаные).
Производителем рассматриваемых труб является компания Dalmine (Румыния).
На основании сведений о фактурной стоимости рассматриваемых труб Таможней рассчитана цена единицы товара, которая равна 0,47 долларов США за кг.
Согласно ответу представителя компании-производителя, рассматриваемые товары относятся к поставке для компании "Kintetics Technology S.p.A", осуществляемой для продукции различных типоразмеров, марок стали и количества в соответствии с требованиями проекта. По этой причине у производителя отсутствуют унифицированные прайс-листы, и цена на каждую позицию складывается отдельно исхода из требований проекта. Производитель поясняет, что ему не известна ценовая политика клиента по отношению к конечному пользователю, которая возможно может привести к существенным различиям в значениях стоимости товара по сравнению с указанными значениями в заказе на покупку. Кроме того, производитель сообщает, что им подписано соглашение о конфиденциальности с компанией "Kintetics Technology S.p.A", раскрывать информацию по данному проекту возможно только после получения одобрения от клиента
В результате анализа совокупности документов и сведений, представленных ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" при декларировании, а также указанных в письмах от 30.09.2020 N 78-0-4321, от 01.10.2020 N 78-0-4331, от 08.02.2021 N 78-0-1857, полученными в ходе проведения выездной таможенной проверки, а также документов, имеющихся в распоряжении таможенного органа, ответчиком сделан вывод, что продажа декларируемых товаров и их цена зависит от соблюдения условий и обязательств, влияние которых на цену товара не может быть количественно определено, что является нарушением положений пункта 10 статьи 38 ТК КАЭС и пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС.
В ходе проведения проверки таможенным органом рассмотрена ДТ N 10418010/070820/0216251, по которой ООО "ЛУКОЙЛ-Иижегороднефтеоргсинтез" в рамках исполнения внешнеторгового контракта от 09.10.2017 N NNOS170727, ввезены трубы бесшовные из углеродистой стали диаметром не более 168,3 мм - 1812,09 м.; представляют собой трубы полые, бесшовные, круглого сечения, стандарт ASTM A333 GR6, из некоррозионностойкой стали, изготовленные методом горячей деформации (горячекатаные), наружным диаметром 60,30 мм. разной длины от 8 до 11,8 м., концы гладкие, без резьбы, без фитингов; материал изготовления: углеродистая сталь ASTM АЗЗЗ GR6, предназначены для эксплуатации в условиях низких температур; трубы поставляются для строящейся газофракционирующей установки в комплексе переработки нефтяных остатков на ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез", поставляются отдельно от оборудования на которое было получено решение о классификации из-за превышения по количеству, поставляются для собственных нужд предприятия и отчуждению не подлежат; производитель: DALMINE, страна происхождения Румыния. Товары ввезены на условиях поставки DAP Кстово. Вес нетто товаров 13 487 кг, таможенная стоимость 1 719 398,84 руб. (127,49 руб. за кг).
Указанную выше декларацию на товары таможенный орган использовал в качестве источника ценовой информации для оценки таможенной стоимости товаров но ДТ N 10418010/130820/0222169.
По его мнению, данный источник ценовой информации удовлетворяет критериям однородности и иным условиям применения метода 3: товар продан на том же коммерческом уровне, что и оцениваемые (ввозимые) товары, ввезен в сопоставимый период с оцениваемыми, имеет одинаковое назначение, имеет сходные характеристики, состоит из схожих компонентов, выполняет те же самые функции, что и оцениваемые товары, и коммерчески взаимозаменяем. Причем для определения таможенной стоимости при выявлении более одной стоимости сделки с идентичными товарами применяется самая низкая из них.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения Таможней решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 02.09.2021 N 10408000, в соответствии с которым таможенная стоимость ввезенного товара определена ответчиком по методу N 3 по стоимости сделки с однородными товарами, проданными для ввоза на таможенную территорию Союза и ввезенными на таможенную территорию Союза в тот же и в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию Союза оцениваемых товаров, что повлекло изменение сумм причитающихся к уплате таможенных пошлин в размере 386 959,10 руб., а также основанием для привлечения АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Между тем, как верно отметил суд первой инстанции, объективную сторону указанного в части 2 статьи 16.2 КоАП РФ административного правонарушения образует противоправное деяние в форме действия - заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Понятие "недостоверные сведения" в законе отсутствуют.
Однако, исходя из смысла и содержания части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, следует, что недостоверные сведения - это сведения, не соответствующие действительности, иными словами, неправильные и/или искаженные сведения.
Таможенная стоимость товара является сведениями о товаре, которые представляют собой производную величину, определенную в зависимости от примененного для ее формирования метода определения таможенной стоимости в соответствии с правилами, установленными для этого главой 5 ТК ЕАЭС.
В частности, при определении таможенной стоимости товара с применением метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (Метод 1), таможенная стоимость представляет собой суммарное значение величин: - цены сделки (ст.39 ТК ЕАЭС); - прочих расходов, в том числе соответствующим образом распределенная стоимость услуг по проектированию, разработке, инженерной работе, выполненные вне таможенной территории ЕАЭС и необходимые для производства ввозимых товаров (статья 40 ТК ЕАЭС).
Таким образом, таможенная стоимость товара является производной величиной от сведений, содержащихся в документах, сопровождающих реализацию сделки (контракт, транспортные, коммерческие документы, транспортные расходы, лицензионные платежи и т.д.), а также иных сведениях, которые могут повлиять на определение таможенной стоимости (об отсутствии или наличии взаимосвязи между продавцом и покупателем).
Довод вывод ответчика о том, что указание в декларации на товары недостоверных сведений о методе определения таможенной стоимости, является недостоверным декларированием и образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ судом отклоняется, поскольку сам по себе факт несогласия таможенного органа с заявленной декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании таможенной стоимостью, который не сопряжен с заявлением таможенному органу недостоверных сведений, на основании которых определена таможенная стоимость, либо представлением таможенному органу недействительных документов, не может служить основанием для привлечения декларанта к административной ответственности, определенной ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что рассматривая споры, связанные с обоснованностью применения первого метода таможенной оценки, судам необходимо принимать во внимание, что данный метод основывается на учете цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Таможенного кодекса и увеличенной на ряд дополнительных начислений, перечень которых приведен в статье 40 Таможенного кодекса. Иные расходы покупателя, не отвечающие требованиям пункта 3 статьи 39 Таможенного кодекса и не указанные в статье 40 Таможенного кодекса, в том числе связанные с оплатой отдельных услуг продавца, не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров.
Также, в силу разъяснений, изложенных в письме ФТС РФ от 05.07.2006 N 01-06/23437 "О возбуждении дел об административных правонарушениях по фактам корректировки таможенной стоимости", несогласие таможенного органа с заявленной таможенной стоимостью и проведение ее корректировки само по себе не свидетельствует о противоправности действий декларанта и не является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ. Основным квалифицирующим признаком состава этого правонарушения является недостоверность заявленных сведений, следовательно, для возбуждения дела об административном правонарушении необходимо установить недостоверность сведений, на основе которых определена таможенная стоимость, и (или) документов, которые представлены в таможенный орган для ее подтверждения.
Возбуждение дела об административном правонарушении будет обоснованным, например, в случае получения информации о недействительности представленных при таможенном оформлении товаросопроводительных документов, на основании которых производился расчет заявленной таможенной стоимости, а также в случае обоснованного включения таможенным органом дополнительных расходов (страховая премия, транспортные расходы) в таможенную стоимость, если они не были включены в нее декларантом, и таможенная стоимость скорректирована на сумму, равную указанным дополнительным расходам.
Кроме того, признаки рассматриваемого правонарушения присутствуют в случае, когда имеет место взаимосвязь между продавцом и покупателем, которая повлияла на цену ввозимого товара, однако декларант производит отметку в декларации таможенной стоимости (ДТС-1) об отсутствии такой взаимосвязи и заявляет таможенную стоимость, определенную по первому методу.
Также с учетом изложенных выше положений Таможенного кодекса и КоАП РФ, непредставление лицом запрашиваемых таможенным органом дополнительных документов и сведений, подтверждающих заявленную при декларировании таможенную стоимость, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Довод Нижегородской таможни о неправомерном применении судом первой инстанции письма ФТС России от 05.07.2006 N 01-06/23437 "О возбуждении дел об административных правонарушениях по фактам корректировки таможенной стоимости" судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку исходя из п.п. 1, 14 ч.1 ст.259 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" таможенные органы для выполнения возложенных на них функций, в числе иных прав также обладают правами в части: принятия мер, предусмотренных актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации в области таможенного дела, а также иным законодательством Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами соблюдения этих актов; привлечения лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Исходя из смысла п. 3 ст. 258 ФЗ N 289-ФЗ таможенные органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, по вопросам применения законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
В силу подпунктов 5.1, 5.96, 5.98 п.5 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2021 N 636, ФТС России осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности; выявляет, предупреждает, пресекает преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил) и иных административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов.
Таким образом, письмо ФТС N 01-06/23437 принято в рамках полномочий ФТС России, адресовано неопределенному кругу лиц путем размещения в периодическом печатном издании Таможенные ведомости (N 9, сентябрь, 2006), было направлено федеральным ведомством в нижестоящие таможенные органы в связи с поступающими обращениями таможенных органов Российской Федерации по вопросу возбуждения дел об административных правонарушениях, в связи с чем, носит разъяснительный характер, направлено на регламентацию деятельности таможенных органов Российской Федерации относительно возбуждении дел об административных правонарушениях по фактам корректировки таможенной стоимости.
Кроме того, согласно пункту 30 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18, при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 16.2 КоАП РФ, необходимо исходить из следующего. Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации). Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Как верно отметил суд первой инстанции, в рассматриваемом случае таможенным органом не установлено, что АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" были представлены недостоверные сведения как о количественных характеристиках товара, так и о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей.
Все данные, указанные в декларации, полностью соответствуют фактически ввезенному количеству груза и условиям внешнеторгового контракта, в том числе цене товара.
Сведений отличающихся (не содержащихся) от условий контракта или документов, предоставленных продавцом во исполнение этого контракта, АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" не заявляло.
Кроме того, в рамках административного производства по делу Нижегородской таможней не было установлено каких-либо фактов предоставления АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" недействительных документов, под которыми понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Ссылка таможенного органа на то, что решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные декларации на товары от 02.09.2021, исполнено АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" в полном объеме 16.09.2021 и не обжаловано, судом правомерно отклонена судом, поскольку АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" реализовано предоставленное статьей 4 АПК РФ право на обжалование постановления Нижегородской таможни от 19.01.2022 по делу об административном правонарушении N 10408000-1683/2021.
Ссылки Таможни на судебную практику судом не принимаются, поскольку фактические обстоятельства спора и объем доказательств оцениваются судами в каждом конкретном деле в совокупности и взаимосвязи, что не исключает их различной правовой оценки в зависимости от характера конкретного спора и представленных доказательств.
Доказательств того, что сведения в спорную ДТ были внесены АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" не в соответствии с данными контракта и товарно-сопроводительных документов, представленных декларантом, в материалы дела таможенным органом не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье" события и, как следствие, состава вмененного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.16.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба ответчика по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрена.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01 марта 2022 года по делу N А43-2350/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Нижегородской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-2350/2022
Истец: АО "ЛУКОЙЛ-Черноморье", АО "Лукойл-Черноморье" Кстовский филиал
Ответчик: Нижеородская таможня Приволжского Таможенного управления Федеральной Таможенной службы России