г. Красноярск |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А33-4094/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" апреля 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белан Н.Н.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ким С.Д.,
при участии в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) представителя истца - Качаевой А.В. по доверенности от 30.12.2021 N Д-165/2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Красноярского края в лице Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "12" января 2022 года по делу N А33-4094/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО" (ИНН 2460225783, ОГРН 1102468046790, далее - ООО "КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО"; истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Красноярскому краю в лице Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (ИНН 2466213777, ОГРН 1082468046099, далее - ответчик) о взыскании убытков в виде недополученных субсидий на компенсацию выпадающих доходов в результате применения льготных тарифов за февраль-декабрь 2020 года в сумме 8 595 131 рубля 60 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Министерство финансов Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12.01.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что в действиях министерства отсутствует незаконное действие/бездействие, что влечет невозможность взыскания убытков с министерства в рамках гражданского законодательства.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает доводы жалобы необоснованными, решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в картотеке арбитражных дел), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей ответчика и третьего лица.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Основанием для обращения в суд послужил отказ ООО "КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО" в компенсации части платы граждан на оплату коммунальных услуг за февраль-декабрь 2020 года в сумме 8 595 131 рубля 60 копеек.
В данный период ООО "КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО" в качестве исполнителя коммунальных услуг оказывало услуги теплоснабжения населению, проживающему в многоквартирных домах, расположенных на территории ЗАТО г. Железногорск Красноярского края.
Министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края и ООО "КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО" (получатель) заключено соглашение от 08.05.2020 N 503/6 о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций и организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, в результате применения льготных тарифов (с учетом дополнительных соглашений от 09.11.2020 N 1, от 18.12.2020 N 2), предмет которого - предоставление получателю из краевого бюджета в 2020 году субсидии на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций и организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, в результате применения льготных тарифов в целях компенсации выпадающих доходов получателя, возникающих в результате применения льготных тарифов, установленных органом государственного регулирования тарифов Красноярского края по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя 382, раздел 5, подраздел 02, целевая статья 0460012920, вид расходов 810 в рамках государственной программы "Обеспечение доступности платы граждан в условиях развития жилищных отношений".
Размер субсидии, предоставляемой в соответствии с соглашением, составляет 397 320 347 рублей 12 копеек (в редакции дополнительного соглашения от 18.12.2020 N 2); в разделе 2 соглашения указаны условия и порядок их предоставления и перечисления.
В результате применения льготных тарифов для некоторых граждан, проживающих на территории ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, произошло увеличение размера платы за коммунальные услуги в период с 01.02.2020 по 31.12.2020, в связи с чем Приказом Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 07.05.2020 N 13-65 ООО "КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО" компенсированы выпадающие доходы.
По заявке ООО "КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО" от 11.01.2021 N 01/3 о начислении субсидий по льготному тарифу на сумму 36 692 969 рублей 08 копеек обществу перечислены субсидии в неполном размере - 28 097 837 рублей 48 копеек, что привело к возникновению убытков у исполнителя коммунальных услуг в оставшейся сумме - 8 595 131 рубль 60 копеек.
В претензии от 15.01.2021 N 01/372 истец предложил Министерству промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в течение 10 дней с момента ее получения возместить выпадающие доходы в сумме 8 595 131,60 руб., которые образовались при одновременном применении льготных тарифов за период с 01.02.2020 по 31.12.2020.
Данная претензия не исполнена ответчиком в добровольном порядке; выпадающие доходы в указанной сумме истцу не перечислены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт суда первой инстанции правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В силу положений статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 157, 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, Постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23), от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", убытки, образовавшиеся в результате установленного законодательством в силу мер государственного регулирования ограничения размера платы (предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги), которая применяется для расчетов за коммунальные услуги с населением, подлежат возмещению. При этом субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации такие расходы, является публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Факт предоставления истцом населению коммунальных ресурсов (оказания коммунальных услуг) в спорный период времени по льготным тарифам подтвержден материалами дела и не оспорен ответчиком.
На основании данных обстоятельств (в том числе, исходя из установленного факта поставки истцом коммунальных ресурсов населению на территории ЗАТО г. Железногорск Красноярского края с учетом определенного субъектом Российской Федерации ограничения размера платы за коммунальные услуги - предельного индекса), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности истцом факта несения убытков при осуществлении регулируемой деятельности и о наличии у Красноярского края в лице Минпрома обязанности компенсировать недополученные доходы истцу.
Расчет убытков (недополученных доходов) проверен судом апелляционной инстанции, признан верным и подтвержденным имеющимися в материалах дела доказательствами.
Оснований не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции не имеется. Нарушений требований главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств, представленных в подтверждение размера недополученных доходов, судом первой инстанции не допущено.
Нормы материального права к установленным обстоятельствам применены правильно.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не может являться основанием для отмены решения.
Довод апелляционной жалобы о том, что в действиях министерства отсутствует незаконное действие/бездействие, что влечет невозможность взыскания убытков с министерства в рамках гражданского законодательства, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В соответствии с заключенным сторонами соглашением о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов в результате применения льготных тарифов от 08.05.2020 N 503/6 предусмотрена субсидия, согласно заявке истца за период декабрь 2020 от 11.01.2021 N 01/3 о начислении субсидий по льготному тарифу на сумму 36 692 969 рублей 08 копеек была перечислена субсидия в размере 28 097 837 рублей 48 копеек, остаток недополученной компенсации составляет 8 595 131 рубль 60 копеек.
Следовательно, сумма субсидии выплачена Министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края не в полном объеме.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 87 от 06.12.2013 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 87) если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 87, при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, следует учитывать, что в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан предоставить достоверную доказательную базу, подтверждающую разницу между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Указанные обстоятельства истцом доказаны, в материалы дела представлены соответствующие доказательства, которые ответчиком не оспорены.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы дублируют доводы, приведенные в суде первой инстанции, в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
В апелляционной жалобе заявителем не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от "12" января 2022 года по делу N А33-4094/2021 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "12" января 2022 года по делу N А33-4094/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Белан |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-4094/2021
Истец: ООО "КРАСЭКО-ЭЛЕКТРО"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Министерство финансов Красноярского края