г. Самара |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А55-5294/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20.04.2022 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющий жилищно-коммунальный комплекс "Электрощит" на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2021 по делу N А55-5294/2021 (судья Мехедова В.В.), возбужденному по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350), г.Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющий жилищно-коммунальный комплекс "Электрощит" (ИНН 6313543408, ОГРН 1126313001980), г.Самара, третьи лица: Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области (ИНН 6317132631, ОГРН 1196313001004), г.Самара, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (ИНН 6316165994, ОГРН 1116316005519), г.Самара, Государственная жилищная инспекция Самарской области (ИНН 6317038043, ОГРН 1036300665532), г.Самара,
о взыскании денежных средств,
в судебном заседании приняли участие:
от ПАО "Т Плюс" - Поздеева К.В. (доверенность от 13.04.2020),
от ООО "УЖКК "Электрощит" - Кузин Ю.П. (доверенность от 30.12.2021),
от иных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющий жилищно-коммунальный комплекс "Электрощит" (далее - ООО "УЖКК "Электрощит") задолженности за тепловую энергию по договору от 04.06.2018 N ТГЭ3000-00095 за октябрь 2020 года в сумме 10 530 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Государственная жилищная инспекция Самарской области.
Решением от 21.12.2021 по делу N А55-5294/2021 Арбитражный суд Самарской области исковые требования удовлетворил.
ООО "УЖКК "Электрощит" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
ПАО "Т Плюс" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
ООО "УЖКК "Электрощит" ходатайствовало об отложении судебного разбирательства в связи с поздним получением отзыва на апелляционную жалобу и необходимостью представления пояснений на отзыв.
Согласно ст.158 АПК РФ арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случаях, предусмотренных АПК РФ, а также в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с ч.2 ст.41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Злоупотребление процессуальными правами лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные АПК РФ неблагоприятные последствия.
Из материалов дела видно, что отзыв ПАО "Т Плюс" на апелляционную жалобу по своему содержанию является идентичным возражениям ПАО "Т Плюс" на отзыв (вх. от 30.04.2021 N 117632), представленным при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции (л.д.36-39).
Таким образом, о позиции ПАО "Т Плюс" по настоящему делу ООО "УЖКК "Электрощит" было известно как на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, так и на момент составления апелляционной жалобы.
Изложенное свидетельствует о злоупотреблении ООО "УЖКК "Электрощит" своим процессуальным правом, заявленное ходатайство фактически направлено на срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ООО "УЖКК "Электрощит" апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель ПАО "Т Плюс" апелляционную жалобу отклонила, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, АО "ПТС" (сейчас - ПАО "Т Плюс"; теплоснабжающая организация) и ООО "УЖКК "Электрощит" (исполнитель) заключили договор теплоснабжения и поставки горячей воды (снабжение тепловой энергией и горячей водой в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД) от 04.06.2018 N ТГЭ3000-00095, по которому теплоснабжающая организация обязалась подавать исполнителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, а исполнитель - принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления.
Исполнитель является в отношении многоквартирных домов, указанных в приложении N 3 к договору, лицом, на которое возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Исполнитель приобретает энергетические ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (п.1.2 договора).
Согласно п.4.4 договора расчет за потребленные энергетические ресурсы производится исполнителем в срок до 15 числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем.
Во исполнение договорных обязательств ПАО "Т Плюс" в октябре 2020 года поставило тепловую энергию и предъявило ООО "УЖКК "Электрощит" к оплате счет-фактуру от 31.10.2020 N 67477/1 на сумму 57 562 руб. 98 коп.
Поскольку исполнитель оплату произвел частично, ПАО "Т Плюс" направило претензию от 19.01.2021 N К-711-5787923-П с просьбой погасить задолженность в сумме 10 530 руб. 61 коп.
ООО "УЖКК "Электрощит" претензию не исполнило, что послужило основанием для обращения ПАО "Т Плюс" с исковым заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правила, предусмотренные ст.539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст.539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (ст.548 ГК РФ).
Ч.2 ст.13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) предусмотрено, что потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном ст.15 данного закона.
Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения (ч.1 ст.15 Закона N 190-ФЗ).
В случае, когда абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды происходила подача коммунального ресурса в целях оказания коммунальных услуг соответствующего вида гражданам, и лицам, проживающим в многоквартирном доме, эти отношения подпадают под действия жилищного законодательства (п.10 ч.1 ст.4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
В соответствии с ч.1, 1.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Предметом исковых требований является взыскание задолженности за энергоресурсы, потребленные в целях оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354; далее - Правила N 354).
Согласно п.27 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме определяется по формуле N 24.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 N 119 "Об установлении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях" установлены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (измеряется в Гкал на 1 куб.м).
Одновременно, приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 N 121 установлены нормативы потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, потребления тепловой энергии используемой на подогрев воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (СОИ).
В данном случае ПАО "Т Плюс" при начислениях применило нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях (Гкал на 1 куб.м), установленные Приказом N 119.
При этом ООО "УЖКК "Электрощит" применяет нормативы, установленные Приказом N 121 (Гкал в месяц на подогрев 1 куб.м воды на 1 кв.м).
Суд первой инстанции правильно признал обоснованным довод ПАО "Т Плюс" о том, что при определении объемов тепловой энергии на подогрев воды, в том числе в целях содержания общедомового имущества, в расчетах с потребителем должен применяться Приказ N 119.
В соответствии с п.24 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв.Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306; далее - Правила N 306) норматив потребления коммунальной услуги по ГВС в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется исходя из:
- норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС в жилом помещении;
- норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС.
В п.24(1) приложения N 1 к Правилам N 306 приведена формула N 23.1 расчета норматива расход тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС (Гкал на 1 куб.м), при применении расчетного метода.
При этом, предусмотренная Правилами N 306 форма для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества (таблица 2 приложения N 2) также не предполагает установления отдельного (дополнительного) норматива на подогрев (рассчитанного исходя из кв.м площади общего имущества). В указанной форме в куб.м в месяц на кв.м общей площади измеряется только норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в МКД и не говорится о нормативе расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в МКД.
Разделом VII Приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с п.26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение Qi одн в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, требование о необходимости применения отдельного норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды исключительно в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме Правила N 354 и Правила N 306 не содержат.
Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях содержания общего имущества, имеющий единицу измерения - Гкал на 1 куб.м на 1 кв.м, установленный Приказом N 121 (на котором настаивает ООО "УЖКК "Электрощит"), не может быть применен в формуле 24 приложения 2 Правил N 354, предусматривающей применение норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, единица измерения которого - Гкал на 1 куб.м.
Согласно п.2 Правил N 306 под нормативом потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме понимается определяемый в соответствии с этими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами N 354.
Указанный норматив применяется исключительно в случаях, установленных Правилами N 354.
П.27 (формула 24) Правил N 354 предполагает применение норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, который применяется в единицах измерения - Гкал на 1 куб.м, соответственно, не предполагает применение норматива расхода тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения при содержании общего имущества в многоквартирном доме, установленного Приказом N 121.
Применение указанного норматива на подогрев в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не соответствует п.27 приложения 2 Правил N 354, поскольку законодательством не предусмотрена формула для перевода из размерности Гкал на подогрев 1 куб.м воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общедомового имущества в размерность "Гкал на 1 куб.м" для применения в формуле 24 приложения 2 Правил N 354.
При этом в п.29 Правил N 306 не указано, что при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду может применяться норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в отличие от п.24 этих правил, где речь идет о нормативе потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении.
Из буквального толкования п.27 приложения N 2 Правил N 354 следует, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в МКД, только в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, определяется по формуле 24 Правил N 354.
Следовательно, исходя из п.27 (формула 24) приложения N 2 к Правилам N 354, при определении объема (количества) тепловой энергии, использованной на подогрев воды, для начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в МКД, в случае установления двухкомпонентных тарифов, используется утвержденный норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что ООО "УЖКК "Электрощит" в своих расчетах ошибочно умножает площадь МОП на отдельно установленный норматив, выраженный в единицах измерения Гкал/куб.м/кв.м, и применяет норматив расхода воды, используя его в формуле 24 вместо норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Этот вывод суда первой инстанции подтверждается арбитражной судебной практикой (в частности, постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 10.06.2020 по делу N А55-38900/2018, от 10.11.2021 по делу N А55-16296/2020, от 15.04.2022 по делу N А55-34919/2020).
Таким образом, при расчете объема тепловой энергии подлежит применению норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленный Приказом N 119.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, приняв во внимание отсутствие доказательств погашения задолженности полностью или в части на дату рассмотрения дела, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ПАО "Т Плюс" в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины судом первой инстанции распределены верно.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ООО "УЖКК "Электрощит".
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2021 года по делу N А55-5294/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5294/2021
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: ООО "УЖКК "Электрощит"
Третье лицо: ГЖИ по Самарской области, Государственная жилищная инспекция Самарской области, Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области