город Чита |
|
20 февраля 2024 г. |
Дело N А19-20305/2023 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвинцевой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Центр мониторинга "Сова" на определение Арбитражного суда Иркутской области от 24 января 2024 года о передаче дела на рассмотрение другого суда по делу N А19-20305/2023,
третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей по Иркутской области (ОГРН 1143850004627, ИНН 3812153253),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Центр мониторинга "Сова" (далее - заявитель, ООО ЦМ "Сова") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным постановления от 28.07.2023 по делу N 38ЛРР002250723213764 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель административного органа сослался на нарушение правил подсудности, необходимость рассмотрения заявления ООО ЦМ "Сова" судом общей юрисдикции.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 24 января 2024 года дело N А19-20305/2023 передано в Иркутский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене определения, полагая об отсутствии оснований для передачи дела по подсудности, поскольку оспариваемое постановление вынесено в отношении общества и напрямую влияет на осуществление обществом предпринимательской деятельности.
В отзыве на апелляционную жалобу Уполномоченный по защите прав предпринимателей по Иркутской области поддерживает доводы апелляционной жалобы.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет".
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке части 5 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон в пятидневный срок со дня ее поступления в суд.
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 17.07.2023 старшим инспектором ЦЛЛР Управления Росгвардии по Иркутской области в ходе опроса руководителя ООО "Центр мониторинга "Сова" установлено, что в нарушение части 1 статьи 11 Закона N 2487-1, подпункта "г" пункта 3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Положение о лицензировании), ООО "Центра мониторинга "Сова" длительный период времени с 28.08.2010 по 17.06.2023 оказывает охранные услуги без лицензии на частную охранную деятельность.
По факту выявленных нарушений 25.07.2023 старшим инспектором отдела ЛРР по г. Иркутску и Иркутскому району Управления Росгвардии по Иркутской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью Центр мониторинга "Сова" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 20.16 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения указанного протокола и других материалов дела об административном правонарушении постановлением заместителем начальника отдела ЛРР по г. Иркутску и Иркутскому району Управления Росгвардии по Иркутской области от 28.07.2023 по делу N 38ЛРР002250723213764 ООО ЦМ "Сова" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Полагая, что указанное постановление не соответствуют закону, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 28.07.2023 по делу N 38ЛРР002250723213764 о назначении административного наказания.
На основании статьей 1, 27, 29, 39, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судом при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что проверка законности оспариваемого постановления не относится к компетенции арбитражного суда.
Апелляционный суд не имеет оснований согласиться с указанными выводами в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
В силу части 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, компетенция арбитражных судов по делам об обжаловании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности установлена нормами параграфа 2 главы 25 АПК РФ и ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ.
Из положения ч. 3 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) следует, что постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Таким образом, для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в данной норме установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать следующие критерии:
административное правонарушение совершено определенным в КоАП РФ субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота;
административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Частью 1 статьи 20.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконное осуществление частной охранной деятельности.
Статья 20.16 КоАП РФ отнесена к главе "Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность".
Объект посягательства - установленный нормативными правовыми актами установленный порядок лицензирования частной охранной деятельности.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.16 КоАП РФ, характеризует незаконное осуществление частной охранной деятельности.
Пунктом 32 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что частная охранная деятельность входит в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия. В соответствии с пунктом 7 статьи 3 указанного Федерального закона, лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности общества является: 61.10.1 Деятельность по предоставлению услуг телефонной связи, 61.10.4 Деятельность в области документальной электросвязи,81.22 Деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений проча, 81.29.9 Деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки, 95.21 Ремонт электронной бытовой техники.
В настоящем случае субъектом правонарушения является общество с ограниченной ответственностью, то есть организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 1 Федерального закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Как указано в постановлении от 28.07.2023 по делу N 38ЛРР002250723213764, общество с 28 августа 2010 по 17 июля 2023 оказывало охранные услуги без лицензии на частную охранную деятельность, заключало возмездные договоры оказания охранных услуг.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Обществу вменяется совершение правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности.
Оснований считать, что административное правонарушение не связано с осуществлением ООО ЦМ "Сова" экономической деятельности, не имеется.
Кроме того, согласно сведениям официальных сайтов арбитражных судов, указанная категория дел в отношении коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей рассматривается арбитражными судами.
Таким образом, дело было принято к производству с соблюдением правил о подсудности, и оснований для его передачи по части 4 статьи 39 АПК РФ в областной суд, для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом, не имелось.
Исходя из изложенного, обжалуемое определение подлежит отмене с направлением дела на рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" обжалование в суд кассационной инстанции постановлений суда апелляционной инстанции, принятых по результатам рассмотрения жалоб на определения суда первой инстанции, поименованных в части 3 статьи 39, части 7 статьи 46, части 5 статьи 50, части 3.1 статьи 51, части 7 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с частями 3, 5 статьи 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законом не предусмотрено.
Следовательно, настоящее постановление в порядке кассационного производства обжалованию не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 24 января 2024 года по делу N А19-20305/2023 отменить, направить дело на рассмотрение по существу в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление Четвертый арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
В.Л. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20305/2023
Истец: ООО "Центр Мониторинга "Сова"
Ответчик: Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области
Третье лицо: УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ