г. Владивосток |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А51-19839/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Придорожный",
апелляционное производство N 05АП-2072/2022
на решение от 21.02.2022
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-19839/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Придорожный" (ИНН 2502061995, ОГРН 1202500004299)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931),
третьи лица: акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" (ИНН 7723356562, ОГРН 1057723007407), администрация Артемовского городского округа (ИНН 2502012187, ОГРН 1022500538444),
о признании незаконным решения от 18.08.2021 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка,
при участии:
от ООО "Придорожный": Ян Е.И. по доверенности от 15.04.2022, сроком действия на 1 год, паспорт, диплом N 3771;
от иных лиц, участвующих в деле: в судебное заседание не явились.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Придорожный" (далее - ООО "Придорожный", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - административный орган, Управление Росреестра) краю от 18.08.2021 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка. В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов общество просило обязать Управление Росреестра по Приморскому краю осуществить государственную регистрацию договора аренды земельного участка на основании заявления от 11.05.2021 и представленных к заявлению документов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" (АО "КРДВ"), Администрация Артемовского городского округа.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Придорожный" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 21.02.2022 отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование своей правовой позиции общество ссылается на то, что ему, как резиденту свободного порта Владивосток, распоряжением Управления архитектуры и градостроительства администрации Артемовского городского округа от 22.10.2020 было предварительно согласовано предоставление земельного участка, расположенного по адресу: Приморский край, г.Артем, ул. Западная, в районе дома 10в. Во исполнение указанного распоряжения общество обеспечило проведение работ по образованию земельного участка, участок поставлен на государственный кадастровый учет. Более того, между администрацией Артемовского городского округа и обществом был заключен договор аренды спорного земельного участка от 30.12.2020, который и был представлен для осуществления спорной государственной регистрации. Между тем, Управлением Росреестра необоснованно, по мнению апеллянта, было отказано в осуществлении государственной регистрации в связи с утратой силы подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6 и подпункта 18 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). В этой связи общество настаивает на том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы, тогда как обществом все процедуры для предоставления земельного участка без торгов были выполнены в период действия вышеуказанных норм ЗК РФ.
Управление Росреестра, третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Поскольку представитель общества не возражал против рассмотрения дела в их отсутствие, суд, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), провел судебное заседание в отсутствие неявившихся представителей иных лиц.
К судебному заседанию через канцелярию суда от АО "КРДВ" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Придорожный" поддержал доводы апелляционной жалобы. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Из материалов дела коллегия апелляционного суда установила следующее.
23.04.2020 между АО "КРДВ" и ООО "Придорожный" заключено соглашение N СПВ-1943/20 об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток.
Согласно пункту 1.1 соглашения резидент в соответствии с заявкой от 28.02.2020 N СПВ/245 на заключение соглашения об осуществлении деятельности и бизнес-планом в период с 2020 по 2022 гг. реализует новый инвестиционный проект "Строительство здания для размещения объектов дорожного сервиса (обеспечение дорожного отдыха) по адресу: г. Артём, ул. Западная в районе дома 10в".
На основании соглашения и соответствующего заявления общества Управление архитектуры и градостроительства администрации Артемовского городского округа издало распоряжение от 22.10.2020 N 11-рз "О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: РФ, Приморский край, г.Артем, ул.Западная, в районе дома 10в, ООО "Придорожный".
В соответствии с пунктом 4 указанного распоряжения общество обеспечило проведение работ по образованию земельного участка, и на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 25:27:030103:5637 площадью 1697 кв. м.
11.05.2021 ООО "Придорожный" подало в Управление Росреестра по Приморскому краю заявление о государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:27:030103:5637, расположенного по адресу: РФ, Приморский край, г. Артем, ул. Западная, в районе дома 10в.
В качестве правоустанавливающего документа заявителем представлен договор аренды земельного участка N 317 от 30.12.2020.
Согласно данному договору администрация Артемовского городского округа передала резиденту СПВ ООО "Придорожный" в соответствии со статьей 652 ГК РФ, статьей 39.2, подпунктом 33 пункта 2, статьи 39.6, подпунктом 18 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ земельный участок кадастровый номер 25:27:030103:5637 в целях реализации инвестиционного проекта "Строительство здания для размещения объектов дорожного сервиса (обеспечение дорожного отдыха) в г.Артеме Приморского края".
Проведя правовую экспертизу представленных документов, 18.05.2021 Управление регистрационные действия приостановило до 18.08.2021 по правилам пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости", поскольку форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, послуживших основанием для приостановления, Управление 18.08.2021 приняло решение об отказе в государственной регистрации.
Не согласившись с отказом Управления, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, который обжалуемым решением в удовлетворении требований отказал.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено пунктом 3 статьи 3 ЗК РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
По правилам статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 609 ГК РФ).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона N 218-ФЗ)).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 7 данного Закона Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В силу пункта 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (статья 21 Закона N 218-ФЗ).
Государственный регистратор прав в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывает в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного федерального закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
При этом статья 26 Закона N 218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной регистрации прав. Одним из оснований для приостановления регистрационных действий является несоответствие по форме или содержанию документов требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 указанной статьи).
Как подтверждается материалами дела, оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации договора аренды от 30.12.2020 мотивировано тем, что данный договор не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, поскольку нормы, на основании которых он был заключен, утратили силу с 26.10.2020.
Оценив оспариваемое решение в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
Согласно подпункту 33 пункта 2 статьи 39.6 Кодекса (в редакции, действовавшей до 26.10.2020) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.
Как установлено пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов посредством подачи соответствующего заявления.
В соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусматривает подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса РФ.
В силу подпункта 16 статьи 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
В свою очередь, пунктом 5 части 39.17 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
При этом, одним из предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ оснований отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является обращение с заявлением о предоставлении земельного участка лица, которое не имеет права на приобретение земельного участка без торгов.
Из материалов дела усматривается, что обществу, как резиденту свободного порта Владивосток, распоряжением Управления архитектуры и градостроительства администрации Артемовского городского округа от 22.10.2020 было предварительно согласовано предоставление спорного земельного участка.
Впоследствии, а именно 30.12.2020 администрацией Артемовского городского округа и ООО "Придорожный" был заключен договор N 317 аренды спорного земельного участка. При этом правовым основанием заключения указанного договора явились положения статьи 652 ГК РФ, статьи 39.2. пункта 33 части 2 статьи 39.6, пункта 18 части 8 статьи 39.8 ЗК РФ.
Между тем, Федеральным законом от 15.10.2020 N 318-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с изменением порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резидентам свободного порта Владивосток" (далее - Закон N 318-ФЗ) подпункт 33 пункта 2 статьи 39.6 и подпункт 18 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу.
Данный нормативный правовой акт был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 15.10.2020 и вступил в действие с 26.10.2020.
Соответственно с указанной даты отменена процедура предоставления земельных участков резидентам свободного порта Владивосток в аренду без проведения торгов.
Принимая во внимание, что на дату заключения 30.12.2020 с обществом договора аренды N 317 отсутствовали основания предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном подпунктом 33 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у администрации Артемовского городского округа не имелось правовых оснований для предоставления обществу в аренду спорного земельного участка без торгов на основании подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6 и подпункта 18 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.
В этой связи, вывод Управления Росреестра о том, что представленный на государственную регистрацию договор аренды не соответствует законодательству, действовавшему на момент совершения сделки, является верным.
Следовательно, поскольку несоответствие представленного на регистрацию договора аренды от 30.12.2020 требованиям законодательства Российской Федерации нашло подтверждение материалами дела, у Управления Росреестра имелись правовые основания для отказа в осуществлении государственной регистрации применительно к положениям статей 26, 27 Закона N 218-ФЗ.
Делая указанный вывод, апелляционная коллегия отмечает, что каких-либо переходных моментов, в том числе предполагающих применение процедуры предоставления земельных участков без проведения торгов для лиц, получивших статус резидентов СПВ до принятия и вступления в силу Закона N 318-ФЗ, названный Федеральный закон не содержит.
Утверждение заявителя жалобы о том, что положения Федерального закона N 318-ФЗ не имеют обратной силы и при этом ранее обществу выдано предварительное согласование предоставления земельного участка, отклоняется коллегией суда, поскольку положительное решение вопроса о предварительном согласовании предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка само по себе не является безусловным основанием для последующего предоставления обществу этого земельного участка в аренду без проведения торгов в целях реализации инвестиционного проекта.
Действительно, в силу пункта 16 статьи 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 названного кодекса.
Между тем, статья 39.14 ЗК РФ определяет порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Указанный порядок состоит из подготовки схемы расположения земельного участка, принятия по заявлению лица уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечения заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования данного участка, его государственный кадастровый учет (подпункты 1 - 5 пункта 1 названной статьи). После выполнения перечисленных требований на основании заявления заинтересованного лица уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка (подпункты 6, 7 упомянутого пункта).
Таким образом, предоставление земельного участка является отдельным самостоятельным решением уполномоченного органа, принимаемым при соблюдении всех требований земельного законодательства, действующего на момент его принятия, что в рассматриваемом случае администрацией Артемовского городского округа при заключении договора аренды N 317 исполнено не было, однако было выявлено Управлением Росреестра при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав.
При таких условиях, судебная коллегия считает, что решение Управления Росреестра от 18.08.2021 об отказе государственной регистрации прав было принято при наличии к тому правовых оснований и не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее подачу в сумме 1 500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относится судебной коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.02.2022 по делу N А51-19839/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19839/2021
Истец: ООО "ПРИДОРОЖНЫЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Администрация Артемовского городского округа, АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики"