город Омск |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А46-19932/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каревой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3637/2022) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 02.03.2022 по делу N А46-19932/2021 (судья Распутина В.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Комбинат строительных материалов "Сибирский железобетон" (ОГРН 1025500513917, ИНН 5502043769) к Администрации Омского муниципального района Омской области (ОГРН 1025501867962, ИНН 5528003601) о признании недействительным решения от 30.09.2021 об отказе в согласовании проекта рекультивации, обязании согласовать представленный проект рекультивации,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Комбинат строительных материалов "Сибирский железобетон" - Ляпиной Олеси Валентиновны (по доверенности от 13.12.2021 сроком действия 31.12.2022),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Комбинат строительных материалов "Сибирский железобетон" (далее - ООО СЗ КСМ "Сибирский железобетон", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 30.09.2021 исх. N ИСХ-21/ОМС-9401 Администрации об отказе в согласовании проекта рекультивации "Андреевское месторождение кирпичного сырья" шифр 26-2018ПД (корректировка), представленного на согласование обществом с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Комбинат строительных материалов "Сибирский железобетон". В качестве способа восстановления нарушенного права общество просило обязать администрацию согласовать представленный обществом на согласование проект рекультивации "Андреевское месторождение кирпичного сырья" шифр 26-2018ПД (корректировка), в срок, не превышающий 10 календарных дней с даты вступления в силу решения суда по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.03.2022 по делу N А46-19932/2021 (далее - обжалуемое решение) требование общества удовлетворено. Признано недействительным решение исх. N ИСХ-21/ОМС-9401 от 30.09.2021 Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962) об отказе в согласовании проекта рекультивации "Андреевское месторождение кирпичного сырья" шифр 26-2018ПД (корректировка), представленного на согласование ООО СЗ КСМ "Сибирский железобетон" (ИНН 5502043769, ОГРН 1025500513917). Суд обязал Администрацию Омского муниципального района Омской области согласовать представленный ООО СЗ КСМ "Сибирский железобетон" на согласование проект рекультивации "Андреевское месторождение кирпичного сырья" шифр 26-2018ПД (корректировка), в срок, не превышающий 10 календарных дней с даты вступления в силу решения суда по настоящему делу. Взыскано с Администрации Омского муниципального района Омской области в пользу ООО СЗ КСМ "Сибирский железобетон" 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратилась администрация, просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование жалобы её заявитель указал, что основанием для оспариваемого отказа в утверждении плана рекультивации земель явились положения подпунктов г, д пункта 19 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель") (далее - Правила): в представленном проекте рекультивации содержится решение Первомайского районного суда г. Омска от 25.06.2016 по делу N 2-463/2016, согласно которому установлено, что площадь рекультивируемого участка составляет 14 га, однако проект составлен на участок площадью в 3 га; пояснительная записка содержит недостоверные сведения о рекультивируемом участке, в частности нет сведений о виде разрешённого использования участка и правообладателе.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по её рассмотрению.
От общества 12.04.2022 поступил отзыв ан апелляционную жалобу.
В судебном заседании 19.04.2022 представитель общества просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Решением Первомайского районного суда г. Омска от 25.01.2016 по делу N 2-463/2016 на ООО СЗ КСМ "Сибирский железобетон" возложена обязанность провести рекультивацию земельного участка, расположенного на территории Андреевского сельского поселения Омского района Омской области в 4-х км. к северо-востоку от г. Омска.
Судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП по Омской области 15.06.2016 на основании исполнительного листа N ФС013590248 от 26.05.2016, выданного Первомайским районным судом по делу N 2-463/2016, было возбуждено исполнительное производство N 38867/16/55007-ИП, предмет исполнения - признание бездействия ООО КСМ "Сибирский железобетон" в части не проведения рекультивации земельного участка, расположенного на территории Андреевского сельского поселения Омского района Омской области в 4-х км. к северо-востоку от г. Омска незаконным; обязание ООО СЗ КСМ "Сибирский железобетон" провести рекультивацию земельного участка, расположенного на территории Андреевского сельского поселения Омского района Омской области в 4-х км. к северо-востоку от г. Омска.
Во исполнение указанного решения суда 12.04.2018 между ООО СЗ КСМ "Сибирский железобетон" (заказчик) и ООО "ГеоИнженерПроект" (исполнитель) был заключен договор N 6, в соответствии с которым исполнителем был составлен Проект рекультивации "Андреевское месторождение глинистого (кирпичного) сырья".
ООО СЗ КСМ "Сибирский железобетон" неоднократно 25.02.2019 (исх. от 22.02.2019); 21.11.2019 (исх. N 1511 от 18.11.2019), 17.06.2020 г. (исх. N 0906 от 09.06.2020) обращалось в Администрацию с заявлением о согласовании Проекта рекультивации "Андреевское месторождение кирпичного сырья" (шифр 26-2018-ПД), однако в согласовании Администрацией Омского муниципального района Омской области было отказано (письма исх. N ИСХ-19/ОМС-2799 от 25.03.2019; исх. N ИСХ-19/ОМС-12710 от 17.12.2019, исх. N ИСХ-20/ОМС-6298 от 07.07.2020).
В связи с изложенным общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании решений недействительными, обязании Администрации Омского муниципального района Омской области рассмотреть Проект рекультивации "Андреевское месторождение глинистого (кирпичного) сырья".
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.10.2020 по делу N А46-14266/2020 требования ООО СЗ КСМ "Сибирский железобетон" удовлетворены в полном объеме, отказ Администрации Омского муниципального района Омской области в согласовании проекта рекультивации земельного участка, расположенного на территории Андреевского сельского поселения Омского района Омской области в 4-х км к северовостоку от г. Омска, изложенный в письмах исх. N ИСХ-19/ОМС-2799 от 25.03.2019; исх. N ИСХ-19/ОМС-12710 от 17.12.2019, исх. N ИСХ-20/ОМС-6298 от 07.07.2020, признан недействительным. Суд обязал Администрацию Омского муниципального района Омской области рассмотреть представленный ООО СЗ КСМ "Сибирский железобетон" проект рекультивации.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 решение Арбитражного суда Омской области от 08.10.2020 по делу N А46-14266/2020 изменено, его резолютивную часть изложена в следующей редакции: "Требование ООО СЗ КСМ "Сибирский железобетон" удовлетворить частично. Признать недействительным отказ Администрации Омского муниципального района Омской области в согласовании проекта рекультивации земельного участка, расположенного на территории Андреевского сельского поселения Омского района Омской области в 4-х км. к северо-востоку от г. Омска, изложенный в письме ИСХ-20/ОМС-6298 от 07.07.2020. В удовлетворении требований в остальной части отказать. Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области рассмотреть представленный ООО СЗ КСМ "Сибирский железобетон" на согласование проект рекультивации земельного участка, расположенного на территории Андреевского сельского поселения Омского района Омской области в 4-х км. к северо-востоку от г. Омска".
Заявителем 06.09.2021 в адрес уполномоченного органа был представлен Проект рекультивации "Андреевское месторождение кирпичного сырья" (шифр 26-2018-ПД (корректировка).
От заинтересованного лица 04.10.2021 обществом было получено решение исх. N ИСХ-21/ОМС-9401 от 30.09.2021 об отказе в согласовании подготовленного заявителем проекта рекультивации "Андреевское месторождение кирпичного сырья" шифр 26-2018ПД (корректировка).
Не соглашаясь с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
По результатам рассмотрения заявления принято решение Арбитражного суда Омской области от 02.03.2022 по делу N А46-19932/2021, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев материалы дела, не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Правила N 800 устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 800 рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (пункт 8 Правил N 800).
Согласно пункту 16 Правил N 800 заявление о согласовании проекта рекультивации земель или проекта консервации земель с приложением соответствующего проекта подается или направляется лицом, обеспечившим его подготовку в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил, лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, лично на бумажном носителе или посредством почтовой связи либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом заявлении указывается способ направления заявителю уведомления о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 800 предметом согласования проекта рекультивации земель является достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по рекультивации земель для достижения соответствия рекультивируемых земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил.
Пунктом 19 Правил N 800 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для направления заявителю уведомления об отказе в согласовании проекта рекультивации.
Пунктом 18 Правил N 800 установлено, что в срок не более чем 20 рабочих дней со дня поступления проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лица, указанные в пункте 15 настоящих Правил, направляют заявителю способом, указанным в заявлении о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель, уведомление о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании.
Администрация указала, что основанием для оспариваемого отказа в утверждении плана рекультивации земель явились положения подпунктов г, д пункта 19 Правил, а именно: несоответствие площади рекультивируемых земель и земельных участков, предусмотренных проектом рекультивации земель, площади земель и земельных участков, в отношении которых требуется проведение рекультивации. Актом проверки N НЗ-324в, подготовленным Управлением Росприроднадзора по Омской области от 25.06.2014, площадь земельного участка, на котором располагается карьер, составляла 14 га. Предписанием по устранению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований N НЗ-324в Управления Росприроднадзора по Омской области от 25.06.2014 предписано обществу принять меры, обеспечить и произвести рекультивацию нарушенных горными работами земель, расположенных на территории Андреевского сельского поселения Омского района Омской области в 4-х км к северо-востоку от г. Омска. Таким образом, предписание вынесено в отношении земельного участка площадью 14 га, а проект рекультивации подготовлен в отношении земельного участка площадью 3 га.
Согласно подпункту 7 пункта 19 Правил N 800 лица, указанные в пункте 15 настоящих Правил, направляют уведомление об отказе в согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель в случае, если площадь рекультивируемых, консервируемых земель и земельных участков, предусмотренная проектом рекультивации земель, проектом консервации земель, не соответствует площади земель и земельных участков, в отношении которых требуется проведение рекультивации, консервации.
Решением Первомайского районного суда г. Омска 25.01.2016 по делу N 2-463/2016 установлено, что 09.03.2000 АО "Андреевское" передало земельный участок площадью 3 га во временное пользование сроком на 2 года обществу, а 11 гектаров было зарезервировано за предприятием в аренду на 8 лет. Земельный участок площадью 3 га был отработан.
Изложенные обстоятельства также подтверждаются представленным в материалы дела постановлением от 09.03.2000 N 154-п о предоставлении земельного участка во временное пользование под карьер для добычи глины (в пункте 1 содержится информация о передаче обществу участка площадью 3 га).
То есть вступившим в законную силу на общество возложена обязанность по проведению рекультивации отработанного земельного участка, расположенного на территории Андреевского сельского поселения Омского района Омской области в 4-х км. к северо-востоку от г. Омска, площадью 3 га.
Площадь фактически отработанного обществом земельного участка на Андреевском месторождении подтверждается актом проверки N НЗ-324 Управления Росприроднадзора по Омской области, согласно которому 09.03.2000 АО "Андреевское" предоставило земельный участок площадью 3 га во временное пользование сроком на 2 года ООО "КСМ "Сибирский железобетон", а 11 гектаров было зарезервировано за предприятием в аренду на 8 лет. Земельный участок площадью 3 га был отработан. На сегодняшний день Андреевское месторождение до конца не отработано.
Таким образом, площадь подлежащих рекультивации земель - 3 га, указанная площадь для проведения рекультивации предусмотрена и представленным в администрацию Планом. Заявителем жалобы с учётом изложенных выше обстоятельств не обоснована необходимость представления обществом плана рекультивации 14 га земельного участка (например, доказательств того, что после вынесения решения Первомайского районного суда г. Омска 25.01.2016 по делу N 2-463/2016 обществом использовалась большая часть участка (нежели 3 га), нуждающаяся в рекультивации).
Заявитель жалобы также ссылается, что пояснительная записка содержит недостоверные сведения о рекультивируемом участке, в частности нет сведений о виде разрешённого использования участка и правообладателе.
Согласно подпункту д пункта 19 Правил N 800 лица, указанные в пункте 15 настоящих Правил, направляют уведомление об отказе в согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель также в случае, если раздел "Пояснительная записка" проекта рекультивации земель, проекта консервации земель содержит недостоверные сведения о рекультивируемых, консервируемых землях и земельных участках.
Вместе с тем, границы отработанного земельного участка площадью 3 га, подлежащего рекультивации, в соответствии с представленным проектом не установлены, сведения о границах отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, земельный участок не поставлен на кадастровый учет, ему не присвоен кадастровый номер, следовательно, сведения о целевом назначении такого земельного участка отсутствуют и не могут быть отражены в проекте рекультивации.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные обществом требования, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба администрации удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку администрация при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платила и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
На основании изложенного и кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 02.03.2022 по делу N А46-19932/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-19932/2021
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "КОМБИНАТ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ "СИБИРСКИЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОН"
Ответчик: Администрация Омского муниципального района Омской области