г. Хабаровск |
|
21 февраля 2024 г. |
А73-5492/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Брагиной Т.Г., Воронцова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от ООО "Хабавтотранс ДВ": Анафрийчук А.Э., доверенность от 10.01.2024 N 13,
от ООО "Новострой": Власенко И.А., доверенность от 10.07.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новострой"
на решение от 24.11.2023
по делу N А73-5492/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (ОГРН 1162724068352, г.Хабаровск)
к обществу с ограниченной ответственностью "Новострой" (ОГРН 1022701284968, Хабаровский край, Хабаровский р-н, с.Тополево)
о взыскании 539 556,81 руб.,
и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Новострой" к обществу с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ"
об обязании произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (ООО "Хабавтотранс ДВ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к обществу с ограниченной ответственностью "Новострой" (ООО "Новострой") с уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ исковым заявлением о взыскании основного долга за услуги по договору N ТКО-303/ОЛ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 17.07.2022 в размере 333 201,26 руб. и неустойки в размере 61 163,46 руб. за период с 11.11.2022 по 12.10.2023.
Определением суда от 19.06.2023 к производству суда принято встречное исковое заявление ООО "Новострой" об обязании произвести перерасчет стоимости фактически оказанных услуг по вывозу ТКО с учетом периодичности их оказания в период с июля по сентябрь 2022 года.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 24.11.2023 первоначальные исковые требования удовлетворены. Во встречном иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Новострой" обжаловало его в апелляционном порядке, решение суда просило изменить в части суммы основного долга и пени, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на невозможность складирования ТКО на контейнерной площадке, расположенной по адресу: г.Хабаровск, ул.Индустриальная, 1а, ввиду ее отдаленности, отсутствия соответствующего решения собственников названного МКД; внесение с 04.08.2022 в реестр контейнерной площадки, расположенной между домами 84 и 84а по ул. П.Морозова в г.Хабаровске; несоблюдение региональным оператором установленной периодичности вывоза ТКО, в связи с чем стоимость услуги за период с июля по сентябрь 2022 года подлежит перерасчету; необходимость применения статьи 333 ГК РФ и снижения неустойки до 1/300 ставки рефинансирования.
ООО "Хабавтотранс ДВ" в отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с ее доводами, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители сторон поддержали каждый свою позицию, дав соответствующие пояснения.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.10.2021 Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и ООО "Хабавтотранс ДВ" (региональный оператор) заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края в Зоне деятельности N 1, в соответствии с которым с 01.07.2022 ООО "Хабавтотранс ДВ" осуществляет деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории городского округа "Город Хабаровск" и территории муниципального района имени Лазо.
Информационное сообщение о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО опубликовано ООО "Хабавтотранс ДВ" в газете "Тихоокеанская звезда" за 13-14 апреля 2022 года (N 67, 68).
ООО "Хабавтотранс ДВ" (региональный оператор) и ООО "Новострой" (потребитель) заключен договор N ТКО-303/ЮЛ от 17.07.2022 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые образуются на территории ПТК "Аквариум".
По настоящему договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте (площадке) накопления ТКО, которые определены в настоящем договоре и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах, утвержденных в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Объем ТКО, принимаемый от потребителя ежемесячно, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов (КГО), периодичность вывоза ТКО информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним исключением жилых домов), а также иные условия оказания услуг по настоящему договору определяются согласно Приложению N 1 к настоящему договору (пункт 3 договора).
В силу пункта 5 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.07.2022.
Согласно пункту 6 договора под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора в размере, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО (пункт 7 договора).
В период с июля 2022 года сентябрь 2023 года региональным оператором оказаны потребителю услуги по обращению с ТКО, на оплату которых вставлены счета:
-БИ10-001398 от 31.10.2022 (за июль 2022 г.),
-БИ10-001399 от 31.10.2022 (за август 2022 г.),
-БИ10-001400 от 31.10.2022 (за сентябрь 2022 г.),
-БИ 10-001401 от 31.10.2022 (за октябрь 2022 г.),
-БИ11-001417 от 30.11.2022 (за ноябрь 2022 г.),
-БИ12- 001464 от 31.12.2022 (за декабрь 2022 г.),
-БИ01-001944 от 31.01.2023 (за январь 2023 г.),
-БИ02-002206 от 28.02.2023 (за февраль 2023 г.);
-корректировочные счета-фактуры ККОЗ-000214 от 15.03.2023 (за июль), ККОЗ-000215 от 15.03.2023 (за август), ККОЗ-000216 от 15.03.2023 (за сентябрь), ККОЗ-000217 от 15.03.2023 (за октябрь), КК03-000218 от 15.03.2023 (за ноябрь), ККОЗ-000219 от 15.03.2023 (за декабрь), ККОЗ-000220 от 15.03.2023 (за январь).
-БИ03-001733 от 31.03.2023 (за март).
В нарушение принятых на себя обязательств ООО "Новострой" оплату за оказанные услуги по обращению с ТКО не произвело, в результате чего у него перед региональным оператором образовалась задолженность в размере 511 208,72 руб.
Претензией от 23.11.2022 N 11205/ХБДВ региональный оператор потребовал от потребителя погасить имеющуюся задолженность.
Претензия оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения ООО "Хабавтотранс ДВ" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
ООО "Новострой", не согласившись с размером задолженности, обратилось в суд со встречным иском.
Правоотношения сторон подлежат регулированию положениями главы 39 ГК РФ, общими нормами об исполнении обязательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Закон об отходах производства и потребления) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (Правила N 1156).
В силу части 1 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Хабавтотранс-ДВ" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Хабаровского края в Зоне деятельности N 1 (городской округ "Город Хабаровск" и муниципальный район имени Лазо), приступив к деятельности с 01.07.2022.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с Правилами N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать учет объема (или) и массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (Правила N 505).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
-нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
-количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Учет объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема накопителей производится только в случае, если у Потребителя имеется место (площадка) накопления ТКО, расположенное на земельном участке, который на законном основании принадлежит Потребителю, исключающее возможность складирования (накопления) на ней ТКО третьими лицами.
Доказательств наличия у ООО "Новострой" такой контейнерной площадки на дату начала деятельности регионального оператора материалы дела не содержат.
Заявление от ООО "Новострой" об изменении способа коммерческого учета, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, поступило в адрес регионального оператора 03.02.2023.
Таким образом, способ коммерческого учета, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, может быть применен только начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем предоставления ответчиком информации о регистрации собственной контейнерной площадки и подачи заявления об изменении способа коммерческого учета, то есть с 01.03.2023.
Приложением N 1 к договору (в редакции дополнительного соглашения N 1) определено следующее:
1.Порядок коммерческого учета ТКО (столбец 4) - расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
2.Место (площадка) накопления ТКО (столбец 8) - в соответствии с территориальной схемой обращения ТКО Хабаровского края.
12.05.2023 стороны заключили дополнительное соглашение N 3 к договору, согласно которому внесли изменения в Приложение N 1 и Приложение N 1.1 в части объема и места (площадки) накопления.
Так, с 01.07.2022 по 28.02.2023 порядок коммерческого учета ТКО - расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, объем принимаемых ТКО в месяц 51,898 куб.м, с 01.03.2023 по 31.12.2023 - расчетным путем, исходя из количества и объема контейнера для накопления ТКО, 6,500 куб.м в месяц.
Место (площадка) накопления ТКО - в соответствии с территориальной схемой обращения ТКО Хабаровского края.
В связи с заключением указанного соглашения региональный оператор произвел перерасчет стоимости услуг и выставил корректировочные счета- фактуры за период с 01.07.2022 по 28.02.2023 на сумму 333 201,26 руб.
Статья 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт оказания истцом ответчику услуг по договору подтвержден материалами дела.
Расчет истцом произведен, исходя из тарифов 779,71 руб. за 1 куб.м на период с 01.07.2022 по 30.11.2022, утвержденных Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 07.04.2022 N 11/1; 840,91 руб. за 1 куб.м на период с 01.12.2022 по 31.01.2023, 839,94 руб. за 1 куб.м на период с 01.12.2022 по 31.05.2023.
Возражая на исковые требования и в качестве доводов встречного иска и апелляционной жалобы, ООО "Новострой" указало, что размер долга за указанный период составляет 258 056,62 руб., поскольку согласно данным системы ГЛОНАСС, с площадки ТКО УИН 056835, зарегистрированной за ИП Алехниым В.А., расположенной по адресу: ул. П.Л. Морозова, 84 (между зданиями ПТК "Аквариум" по ул. П.Л. Морозова, 84А и БЦ "Новострой" по ул. П.Л.Морозова, 84), и в которую ООО "Новострой" осуществляло складирование ТКО, отходы вывозились в июле 2022 года - 6 раз, в августе - 16 раз, в сентябре - 13 раз, что противоречит правилам СанПин 2.1.3684-21, согласно которым кратность вывоза отходов составляет при температуре плюс 4 градуса и ниже - 1 раз в три дня, а при температуре плюс 5 градусов и выше - ежедневно.
Согласно части 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
Региональный оператор осуществляет прием ТКО потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами, и несет ответственность за обращение с отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Региональный оператор обязан соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную схемой обращения с отходами субъекта РФ, обязан принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с требованиями закона.
Схема потоков ТКО является неотъемлемой частью Территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами Хабаровского края, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 20.12.2016 N 477-пр (Территориальная схема Хабаровского края).
Территориальная схема Хабаровского края содержит приложение N 8 (2), в котором указана схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно данному приложению отходы, образуемые на территории г.Хабаровска, направляются на обработку (в схеме указаны объекты обработки), на утилизацию (также указаны объекты утилизации), размещение (полигон ТКО для города Хабаровска).
В соответствии с Правилами N 1156 региональный оператор несет ответственность за соблюдение указанной императивно установленной схемы обращения с ТКО.
Таким образом, все собираемые на территории г.Хабаровска отходы транспортируются исключительно на те объекты обработки, утилизации и размещения ТКО, которые указаны в Территориальной схеме.
Собираются ТКО региональным оператором со всех мест накопления (контейнерных площадок), включенных в Территориальную схему.
В силу пункта 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила N 1039), в соответствии с подпунктом "б" пункта 8 которых потребитель обязан складировать ТКО в контейнеры для накопления ТКО, которые располагаются на контейнерных площадках, которые включены в реестры мест (площадок) накопления ТКО, соответствующих установленным требованиям; которые соответствуют законодательству Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; которые соответствуют правилам благоустройства муниципального образования, на территории которого находится контейнерная площадка.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами создание контейнерной площадки должно быть согласовано органом местного самоуправления, либо контейнерная площадка должна быть создана органом местного самоуправления самостоятельно.
Контейнерная площадка должна быть включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО, который ведет орган местного самоуправления.
На основании пунктов 15-19 Правил N 1039 реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке.
В силу пунктов 10, 15 Правил N 1156 потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами; обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами N 505; обеспечивать складирование ТКО в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к договору.
Таким образом, потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он обязан утилизировать их только посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
В силу возложенных на потребителя услуги по обращению с ТКО вышеназванных обязанностей, учитывая отсутствие собственной образованной в соответствии с требованиями закона контейнерной площадки в спорный период, потребитель обязан обеспечить складирование ТКО на общедоступных контейнерных площадках, в частности на контейнерных площадках, указанных ответчиком (близлежащих), либо на других общедоступных контейнерных площадках.
В соответствии с Территориальной схемой Хабаровского края место накопления ТКО для ООО "Новострой" определена близлежащая общедоступная контейнерная площадка по адресу: г.Хабаровск, ул. Индустриальная, 1а.
Между тем, в соответствии с данными системы ГЛОНАСС вывоз ТКО с указанной площадки осуществлялся в спорный период ежедневно.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции не установил оснований для перерасчета задолженности, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении встречного искового заявления.
Доказательств оплаты оказанных услуг потребителем в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Учитывая доказанность материалами дела факта оказания услуг, взыскание долга в заявленном размере, в отсутствие доказательств оплаты, является правомерным.
Истцом, кроме того, заявлено требование о взыскании пени за просрочку оплаты оказанных услуг.
В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 23 договора на оказание услуг по обращению ТКО предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате за оказанные услуги региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Учитывая факт просрочки оплаты оказанных услуг, предъявление требования о взыскании неустойки является правомерным.
По расчету истца размер неустойки за ненадлежащее исполнение обязательства по оплате оказанных услуг за период с 11.11.2022 по 12.10.2023, рассчитанный в соответствии с пунктом 23 договора, составил 61 163,46 руб.
Проверив произведенный истцом расчет неустойки, суд первой инстанции признал его арифметически неверным.
Вместе с тем, поскольку сумма неустойки, рассчитанная с использованием действующей на дату вынесения решения суда первой инстанции, с учетом Постановления Правительства РФ от 26.03.2022 N 474, ключевой ставки, равной 15%, составит 129 179,57 руб., суд, в отсутствие права выхода за пределы заявленных требований, правомерно удовлетворил требование о взыскание неустойки в сумме 61 163,46 руб.
Оснований для применения статьи 401 ГК РФ не установлено.
В ходе рассмотрения спора ответчиком заявлено о несоразмерности предъявленной к взысканию неустойки последствиям нарушения обязательства и применении статьи 333 ГК РФ.
По смыслу статьи 330 ГК РФ неустойка, в том числе, направлена на стимулирование должника к надлежащему исполнению обязательства под угрозой наступления неблагоприятных материальных последствий.
В силу статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7), если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Вместе с тем, уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды (пункт 2 статьи 333 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 73 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
Согласно пункту 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Принимая во внимание положения пункта 2 статьи 333 ГК РФ и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, апелляционный суд не усматривает оснований для снижения взысканной неустойки.
При этом доказательств, подтверждающих получение кредитором необоснованной выгоды при взыскании с должника неустойки, начисленной в соответствии с условиями договора, материалы дела не содержат; условий исключительности, равно как и оснований для применения статьи 401 ГК РФ апелляционным судом не установлено.
Неприменение судом положений статьи 333 ГК РФ не свидетельствует о нарушении баланса интересов сторон, а равно общеправовых принципов разумности, справедливости и соразмерности, с учетом ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства по своевременной оплате оказанных услуги, в отсутствие доказательств явной несоразмерности заявленных требований последствиям нарушенного обязательства.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В этой связи решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.11.2023 по делу N А73-5492/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5492/2023
Истец: ООО "Хабавтотранс ДВ"
Ответчик: ООО "НОВОСТРОЙ"