г. Киров |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А82-19727/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ярославской области представителя заявителя Стригачевой Д.Н., действующей на основании доверенности от 28.12.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хартия" в лице филиала "Ярославский"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.11.2021 по делу N А82-19727/2020,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хартия" в лице филиала "Ярославский" (ОГРН 1127746462250; ИНН 7703770101)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (ОГРН 1057601079470; ИНН 7606052909),
третьи лица: администрация городского поселения города Углича, администрация Угличского муниципального района Ярославской области,
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хартия" в лице филиала "Ярославский" (далее - заявитель, ООО "Хартия", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (далее - ответчик, Управление) о признании недействительным предписания N 323 от 28.08.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация городского поселения города Углича (далее - Администрация города), администрация Угличского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация района).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26.11.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на незаконность оспариваемого предписания в силу следующего: требования органа о включении в перечень химических показателей по контролю за состоянием почвы, грунтовой и поверхностной воды органического углерода, а также увеличение кратности лабораторного контроля за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, почв (более 2-х раз в год) не регламентированы положениями действующего законодательства: отсутствуют показатели предельно допустимой концентрации органического углерода; отсутствуют требования кратности лабораторного контроля за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, почв. Периодичность лабораторного контроля грунтовых и поверхностных вод, почв не устанавливается какими-либо нормативными документами (пункт 2 акта проверки); согласно приказу Роспотребнадзора от 09.07.2012 N 673 "Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области" ответчик не является органом контроля в области градостроительного законодательства, следовательно, ответчик не мог установить, что проведенные изменения полигона ТБО являются действиями по реконструкции объекта (пункт 4 акта проверки); промывка и дезинфекция контейнеров, используемых ООО "Хартия" и находящихся на балансе Общества осуществляется вне территории полигона. Нормами, нарушение которых вменено заявителю, требование о проведении дезинфекции, промывки контейнеров, бункеров не установлено. Проведение работ по дезинфекции и мойке контейнеров, расположенных на контейнерных площадках на территории Угличского муниципального района Ярославской области, не входит в состав оказываемой ООО "Хартия", как региональным оператором на территории Ярославской области, услуги по вывозу ТКО (пункт 5 акта проверки); СанПиН 2.1.7.1038-01 не установлены требования к обустройству дезинфекционной ванны и защите ее от атмосферных осадков, а также периодичности смены дезинфицирующего средства, используемого при ее обустройстве. Кроме того, ООО "Хартия" получило полигон, не соответствующий требованиям санитарного законодательства, в том числе проектной документации (пункт 6 акта проверки); на территории полигона отсутствуют централизованные системы водоснабжения, следовательно, положения СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 не применяются (пункт 7 акта проверки); ООО "Хартия" осуществляет ряд земляных работ на территории эксплуатируемого полигона ТКО, однако, производство данных работ осуществляется силами сотрудников сторонней организации, с которой у ООО "Хартия" заключен гражданско-правовой договор, поэтому сотрудники заявителя не участвуют в производстве земляных работ на территории полигона и не обязаны вакцинироваться в соответствии с национальным календарем и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям (пункт 8 акта проверки).
Управление в ходатайстве указало на законность и обоснованность решения суда.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 08.02.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 09.02.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В силу статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство по делу откладывалось.
В судебном заседании после отложения, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области, представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы.
Ответчик, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание после отложения не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 30.07.2019 по 15.08.2019 на основании распоряжения N 945 от 01.07.2019 Управлением в отношении ООО "Хартия" проведена плановая выездная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения санитарного законодательства, допущенные при эксплуатации полигона ТБО, расположенного в Угличском районе 650 метров западнее д. Селиваново Угличского района.
По результатам плановой выездной проверки ООО "Хартия" выдано предписание N 742 от 20.08.2019 об устранении выявленных нарушений в срок до 01.08.2020.
В период с 03.08.2020 по 28.08.2020 на основании распоряжения N 487 от 29.07.2020 и решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 29.07.2020 Управлением в отношении ООО "Хартия" проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания N 742 от 20.08.2019 (т. 1, л. д. 55-58).
В ходе проверки ответчиком установлено неполное исполнение Обществом предписания N 742 от 20.08.2019, нарушение заявителем требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила, утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16 (далее - СП 2.1.7.1038-01), СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила, утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18 (далее - СП 1.1.1058-01), СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 N 65 (далее - СП 3.1/3.2.3146-13), СанПиН 3.2.3215-14. Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.08.2014 N 50 (далее - СанПиН 3.2.3215-14), СП 2.2.1.1312-03. 2.2. Гигиена труда. Проектирование, строительство реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 88 (далее - СП 2.2.1.1312-03), СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 далее - СанПиН 2.1.4.1074-01), постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок", приказа Минздрава России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (далее - Календарь прививок N 125н).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 28.08.2020 N 487 (т. 1, л. д. 60-62).
В целях устранения выявленных нарушений ответчиком в адрес ООО "Хартия" выдано обязательное для исполнения предписание от 28.08.2020 N 323, содержащее следующие требования:
1. Организовать регулярный контроль за фракционным, морфологическим и химическим составом отходов, поступающих на полигон ТБО.
2. Доработать "Программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
3. Обеспечить производственный лабораторный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при эксплуатации полигона ТБО в полном объеме.
4. Обеспечить наличие проектной документации на реконструкцию полигона ТБО, на все изменения в устройстве полигона ТБО, в установленном порядке получить экспертизы и заключения о соответствии действующему санитарному законодательству, привести эксплуатацию полигона ТБО в соответствии с утвержденной проектной документацией.
5. Организовать регулярную обработку (мойку и дезинфекцию) после использования контейнеров и бункеров для сбора ТБО, установленных на территории населенных пунктов Угличского муниципального района.
6. Обеспечить надлежащие условия для дезинфекции ходовой части мусоровозов на выезде с полигона ТБО, исключить попадание атмосферных осадков в ванну с дезинфицирующим средством, своевременно проводить очистку дезинфекционной ванны от скопления грязи.
7. Обеспечить качество воды, используемой для хозяйственно-питьевых целей работников полигона ТБО, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01.
8. Обеспечить вакцинацию работников, занятых сбором, транспортировкой и размещением отходов на полигоне ТБО в соответствии с национальным календарем и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям (т. 1, л. д. 73-75).
Не согласившись с предписанием, ООО "Хартия" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, придя к выводу о законности и обоснованности выданного Обществу предписания, в удовлетворении заявленного требования отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с преамбулой Закона N 52-ФЗ настоящий Федеральный закон определяет основы правового регулирования в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Управление в оспариваемом предписании обязало Общество организовать регулярный контроль за фракционным, морфологическим и химическим составом отходов, поступающих на полигон ТБО; доработать "Программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" в соответствии с требованиями санитарного законодательства; обеспечить производственный лабораторный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при эксплуатации полигона ТБО в полном объеме (пункты 1-3 предписания).
В пункте 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
До 1 марта 2022 года гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов определялись СП 2.1.7.1038-01.
Согласно пункту 2.3 СП 2.1.7.1038-01 организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.
В силу пунктов 6.1, 6.2 СП 2.1.7.1038-01 контроль по приему отходов на полигоны ТБО в соответствии с утвержденными инструкциями осуществляется лабораторной службой организации, которая обслуживает полигон. Лабораторная служба систематически контролирует согласно утвержденному графику фракционный, морфологический и химический состав отходов, поступающих на полигон.
В соответствии со статьей 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (пункт 1). При осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля (пункт 1.1). Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 2). Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (пункт 3).
Согласно пункту 2.5 СП 1.1.1058-01 номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
Программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать:
перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний). Основанием для определения перечня химических веществ, биологических, физических и иных факторов, выбора точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, и определения периодичности отбора проб и проведения исследований, в том числе в санитарно-защитной зоне и в зоне влияния предприятия, являются санитарные правила, гигиенические нормативы и данные санитарно-эпидемиологической оценки (пункт 3.3 СП 1.1.1058-01);
перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля (пункт 3.7 СП 1.1.1058-01).
В соответствии с пунктом 6.4 СП 2.1.7.1038-01 для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.
Технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровней шума, выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах. Программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно - эпидемиологических требований (пункт 6.5 СП 2.1.7.1038-01).
В силу пункта 6.7 СП 2.1.7.1038-01 по согласованию с территориальным ЦГСЭН и другими контролирующими органами производится контроль за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно - защитной зоны полигона. Контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона.
Выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах также проектируются места отбора проб поверхностных вод.
В отобранных пробах грунтовых и поверхностных вод определяются содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, pH, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка, также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели. Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо, по согласованию с контролирующими органами, расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит ПДК, необходимо принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня ПДК.
Пунктом 6.9 СП 2.1.7.1038-01 установлено, что система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Из химических показателей исследуется содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, pH, цианидов, свинца, ртути, мышьяка. В качестве микробиологических показателей исследуются: общее бактериальное число, коли - титр, титр протея, яйца гельминтов. Число химических и микробиологических показателей может быть расширено только по требованию территориального ЦГСЭН.
При осуществлении деятельности, связанной с образованием отходов производства и потребления, следует предусматривать контроль, включая лабораторный, за сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, хранением, переработкой и захоронением отходов производства и потребления (пункт 4.5 СП 1.1.1058-01).
В ходе проверки установлено и материалами дела подтверждено нарушение заявителем вышеприведенных требований санитарного законодательства.
Довод Общества об отсутствии нормативной обязанности по контролю за состоянием почвы, грунтовой и поверхностной воды в части содержания в них органического углерода, отсутствии нормативного требования в отношении кратности и периодичности лабораторного контроля грунтовых и поверхностных вод, почв подлежит отклонению как основанный на ошибочном толковании нормативных положений.
Требование о контроле грунтовых и поверхностных вод, почв на содержание органического углерода содержится в пунктах 6.7, 6.9 СП 2.1.7.1038-01.
Кроме того, проведение химического анализа подземных и поверхностных вод на полигоне ТБО на содержание органического углерода установлено проектом санитарно-защитной зоны полигона ТБО дер. Селиваново Угличского района (Книга 1, раздел 2.3.2), выполненным ОАО "НПП Кадастр" и согласованным органами Роспотребнадзора при оформлении санитарно-эпидемиологического заключения (т. 2, л. д. 115(об.)).
Данным проектом (Книга 1, раздел 2.3.2) также установлена кратность лабораторного контроля за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, почвы, а именно: ежеквартально.
Согласно абзацу 4 пункта 4.1 СП 1.1.1058-01 периодичность производственного лабораторного контроля вредных факторов производственной среды может быть сокращена, но не более чем в два раза по сравнению с нормируемыми показателями на промышленных предприятиях (промышленных объектах) в случаях, если на них не отмечается в течение ряда лет, но не менее 5 лет, превышений ПДК и ПДУ по результатам лабораторных исследований и измерений, проведенных лабораториями, аккредитованными на техническую компетентность и независимость, и установления положительной динамики их санитарно-гигиенического состояния (проведение эффективных санитарно-оздоровительных мероприятий, подтверждаемых результатами исследований и измерений факторов производственной среды, отсутствия регистрации профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний и высокого уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, кроме производственного контроля вредных веществ с остронаправленным механизмом действия, вредных веществ 1 - 4 классов опасности и случаев изменения технологии производства).
Обществом в материалы дела не представлены доказательства наличия оснований для сокращения периодичности производственного лабораторного контроля до двух раз в год.
В связи с этим требования, изложенные в пунктах 1-3 предписания, являются законными и обоснованными.
Управление в пункте 4 оспариваемого предписания обязало Общество обеспечить наличие проектной документации на реконструкцию полигона ТБО, на все изменения в устройстве полигона ТБО, в установленном порядке получить экспертизы и заключения о соответствии действующему санитарному законодательству, привести эксплуатацию полигона ТБО в соответствии с утвержденной проектной документацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона N 52-ФЗ при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности (пункт 2 статьи 40 Закона N 52-ФЗ).
В силу пункта 3.6 СП 2.1.7.1038-01 устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
Управлением в ходе проверки установлено, что ООО "Хартия" начата и проводится реконструкция полигона ТБО: в 2020 году построен мусоросортировочный комплекс, не предусмотренный проектом строительства полигона ТБО.
Строительство мусоросортировочного комплекса Обществом не оспаривается. Однако заявитель указывает, что указанные работы не являются реконструкцией.
Данный довод опровергается представленным в материалы дела договором на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации от 14.10.2019 N 09-2019-2, предметом которого является разработка проектно-сметной документации для объекта "Мусоросортировочный комплекс, расположенный по адресу: Угличский район, Ярославская область" (реконструкция полигона ТБО) (т. 2, л. д. 46-53).
Проектная документация на выполненную ООО "Хартия" реконструкцию полигона ТБО при проведении проверки не представлена, в связи с чем ответчик не имел возможности проверить соблюдение заявителем санитарных правил при реконструкции полигона ТБО.
Таким образом, требование, изложенное в пункте 4 предписания, является законным и обоснованным.
Довод Общества об отсутствии у ответчика полномочий по проведению контроля в области градостроительного законодательства не принимается судом апелляционной инстанции по причине того, что Управлением контроль в области градостроительного законодательства не проводился. В ходе проведения проверки выявлено нарушение пункта 3.6 СП 2.1.7.1038-01, что послужило основанием для вынесения предписания в соответствующей части.
Управление в пункте 5 оспариваемого предписания обязало Общество организовать регулярную обработку (мойку и дезинфекцию) после использования контейнеров и бункеров для сбора ТБО, установленных на территории населенных пунктов Угличского муниципального района.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно пункту 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13 при эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В силу пункта 1.3 СанПиН 3.2.3215-14 соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным на всей территории Российской Федерации для государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, должностных лиц государственных органов, должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В целях предупреждения возникновения и распространения паразитарных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению производственного контроля, по проведению медицинских осмотров, гигиеническому воспитанию и обучению населения (пункт 2.1 СанПиН 3.2.3215-14).
В соответствии с пунктом 2.7 СанПиН 2.1.7.3550-19. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20, хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить проведение промывки и дезинфекции контейнеров, а также уборку, дезинсекцию и дератизацию контейнерной площадки.
ООО "Хартия" осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, то есть деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
За оказанные Обществом услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами через АО "ЯроблЕИРЦ" потребителям выставляются счета на оплату оказанных услуг.
На территории Угличского муниципального района сложилась тарная система сбора ТКО у населения в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных и бункерных площадках, размещенных в основном на землях поселений. С приходом в Ярославскую область ООО "Хартия" в качестве регионального оператора коммерческим субъектом на существующих контейнерных площадках были размещены контейнеры для сбора ТКО, о чем свидетельствует маркировка, выполненная ООО "Хартия" практически на всех контейнерах и бункерах.
Так, согласно публичному реестру площадок накопления ТКО на официальном сайте Администрации города из 123 контейнерных площадок, балансодержателем 105 контейнерных и бункерных площадок является Администрация города, на которых ООО "Хартия" была произведена установка всех контейнеров и бункеров.
Управлением в ходе проверки установлено, что контейнеры, принадлежащие ООО "Хартия", не подвергаются периодической дезинфекции и промывке, в результате чего разложение отходов на стенках и дне контейнеров ООО "Хартия" приводит к распространению смрадного запаха и загрязнению атмосферного воздуха и почвы на селитебной территории, что не соответствует нормам действующего законодательства.
Доказательства того, что промывка и дезинфекция контейнеров, используемых ООО "Хартия" и находящихся на балансе Общества, осуществляется вне территории полигона, в материалы дела не представлены.
Кроме того, обязанность регионального оператора по осуществлению мойки и дезинфекции контейнеров и бункеров следует из содержания пояснительной записки к технико-экономическому обоснованию нового строительства полигона захоронения ТБО города Углича и проекта санитарно-защитной зоны полигона ТБО дер. Селиваново Угличского района (Книга 1, раздел 1.2) (т. 2, л. д. 79, 91(об.)).
В связи с этим требование, изложенное в пункте 5 предписания, является законным и обоснованным.
Управление в пункте 6 оспариваемого предписания обязало Общество обеспечить надлежащие условия для дезинфекции ходовой части мусоровозов на выезде с полигона ТБО, исключить попадание атмосферных осадков в ванну с дезинфицирующим средством, своевременно проводить очистку дезинфекционной ванны от скопления грязи.
Согласно пункту 4.3 СП 2.1.7.1038-01 по требованию территориального ЦГСЭН (центр госсанэпиднадзора в территории) на выезде из полигона предусматривается контрольно - дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов.
Обустройство дезинфекционной ванны и защита ее от атмосферных осадков полигона ТБО у д. Селиваново Угличского района предусмотрено проектом строительства данного полигона ТБО N 617-ПП-1-95, проектом санитарно-защитной зоны полигона ТБО (т. 2, л. д. 79, л. д. 91(об.)).
Проверкой установлено, что надлежащие условия для дезинфекции ходовой части мусоровозов на выезде с полигона ТБО не обеспечены, кроме того, что дезинфекционная ванна не защищена от атмосферных осадков, что приводит к снижению концентрации дезинфицирующего средства, на полигоне ТБО не организована своевременная чистка дезинфекционной ванны от грязи с колес автомобилей, на момент осмотра 05.08.2020 дезинфекционная ванна заполнена грязью.
В связи с этим требование, изложенное в пункте 6 предписания, является законным и обоснованным.
Довод заявителя о том, что на момент получения полигона он не соответствовал требованиям санитарного законодательства в части обустройства дезинфекционной ванны и защиты ее от атмосферных осадков, подлежит отклонению как не подтвержденный документально.
Управление в пункте 7 оспариваемого предписания обязало Общество обеспечить качество воды, используемой для хозяйственно-питьевых целей работников полигона ТБО, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ).
В силу пункта 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Согласно пункту 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (пункт 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).
В соответствии с пунктом 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, представленным в таблице 1.
В ходе проверки отобрана проба водопроводной воды из крана санузла и крана в душевой административно-бытового корпуса на полигоне ТБО, расположенном по адресу: Угличский район у д. Селиваново.
По результатам исследований выявлено несоответствие качества воды установленным нормативам (т. 1, л. д. 66).
В связи с этим требование, изложенное в пункте 7 предписания, является законным и обоснованным.
Довод заявителя о том, что на территории полигона отсутствуют централизованные системы водоснабжения, следовательно, положения СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 не применяются, отклоняется апелляционным судом.
В материалы проверки представлен договор холодного водоснабжения N УГ0627 от 01.07.2020, заключенный с ГП ЯО "Северный водоканал", в соответствии с пунктом 1.1 которого ГП ЯО "Северный водоканал" обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду (т. 2, л. д. 68-75).
Согласно пункту 1.2 и приложению N 1 к договору границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности централизованных систем холодного водоснабжения ГП ЯО "Северный водоканал" и ООО "Хартия" является территория очистных сооружений водопровода ГП ЯО "Северный водоканал", по адресу Московское шоссе, 2 км.
Пунктом 4.4 договора закреплены права абонента, в том числе получать от организации водопроводно-канализационного хозяйства информацию о результатах производственного контроля качества холодной (питьевой) воды, (подпункт 4.4.1); осуществлять в целях контроля качества холодной воды отбор проб холодной воды, параллельный отбор проб, а также принимать участие в отборе проб холодной воды, осуществляемом организацией водопроводно-канализационного хозяйства (подпункт 4.4.5).
В программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий предусмотрен контроль качества воды в кране холодной воды в санузле на полигоне ТБО (т. 1, л. д. 94). В качестве нормативного документа в перечне указаны СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 (т. 1, л. д. 86).
Таким образом, положения СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 подлежат применению в отношении заявителя.
Управление в пункте 8 оспариваемого предписания обязало Общество обеспечить вакцинацию работников, занятых сбором, транспортировкой и размещением отходов на полигоне ТБО в соответствии с национальным календарем и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Согласно статье 35 Закона N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (далее - Перечень N 825), в который включены строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных; работы по расчистке и благоустройству леса на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
В Календарь прививок N 125н включены профилактические прививки против туляремии для лиц, выполняющих на энзоотичных по туляремии территориях строительные, другие работы по выемке и перемещению грунта, работы по расчистке и благоустройству леса; против сибирской язвы для лиц, выполняющих строительные работы, работы по выемке и перемещению грунта на энзоотичных по сибирской язве территориях; против клещевого вирусного энцефалита для лиц, выполняющих на эндемичных по клещевому вирусному энцефалиту территориях строительные работы, работы по выемке и перемещению грунта, работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса.
Приказами Управления от 10.08.2010 N 984, от 18.08.2010 N 4119, от 01.12.2020 N 145-ОД/1694 утверждены: перечень прививок по эпидемическим показаниям для жителей Ярославской области, региональный календарь прививок по эпидемическим показаниям, в которые вошли прививки против туляремии, против сибирской язвы, против клещевого вирусного энцефалита (т. 4, л. д. 34-45).
В ходе проверки установлено, что при эксплуатации полигона ТБО работники ООО "Хартия" выполняют ряд обязательных работ, которые входят в Перечень N 825, а именно:
- строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта (согласно пункту 2.3 СанПиН 2.1.7.1038-01 организацией, эксплуатирующей полигон, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов; согласно пункту 3.7 СанПиН 2.1.7.1038-01 по всей площади участка складирования полигона ТБО предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона);
- работы по расчистке и благоустройству леса вокруг полигона ТБО (согласно пункту 5.5 СанПиН 2.1.7.1038-01 регулярно подлежат очистке от мусора нагорные перехватывающие обводные каналы, отводящие грунтовые и поверхностные стоки в открытые водоемы; согласно пункту 5.6 СанПиН 2.1.7.1038-01 один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона).
Вместе с тем у ООО "Хартия" отсутствуют документы о принятии мер по организации профилактической вакцинации среди работников.
В связи с этим требование, изложенное в пункте 8 предписания, является законным и обоснованным.
Довод заявителя о том, что производство земляных работ осуществляется силами сотрудников сторонней организации, с которой у ООО "Хартия" заключен гражданско-правовой договор, поэтому сотрудники заявителя не участвуют в производстве земляных работ на территории полигона и не обязаны вакцинироваться в соответствии с национальным календарем и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, подлежит отклонению в связи с тем, что из договора от 02.07.2020 N 2, на который имеется ссылка в апелляционной жалобе, не следует выполнение работниками ИП Рахаева И.П. наряду с управлением транспортным средством работ по выемке и перемещению грунта или работ по расчистке и благоустройству леса (т. 3, л. д. 19-21).
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выдается в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В связи с тем, что Общество допустило нарушение норм действующего законодательства, у Управления имелись основания для выдачи оспариваемого предписания. Предписание не противоречит требованиям действующего на момент его вынесения законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя. Соответственно, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.11.2021 по делу N А82-19727/2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы составляет 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена Обществом на общую сумму 3000 рублей, в этой связи на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "Хартия" следует возвратить из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной по платежному поручению от 31.01.2022 N 3875 государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.11.2021 по делу N А82-19727/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хартия" в лице филиала "Ярославский" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Хартия" (ОГРН 1127746462250; ИНН 7703770101) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 31.01.2022 N 3875.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-19727/2020
Истец: ООО "Хартия"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области
Третье лицо: Администрация городского поселения г. Углич, Администрация Угличского муниципального района, Арбитражный суд Ярославской области