г. Киров |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А82-5600/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости Садоводческое некоммерческое товарищество "Бутарево"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.02.2022 по делу N А82-5600/2021
по заявлению товарищества собственников недвижимости Садоводческое некоммерческое товарищество "Бутарево" (ИНН 7604306516, ОГРН 1167627074933)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН 7627001045, ОГРН 1027601595812)
о признании незаконным распоряжения, об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости Садоводческое некоммерческое товарищество "Бутарево" (далее - заявитель, Товарищество, ТСН СНТ "Бутарево") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее - ответчик, Комитет, КУМИ администрации ЯМР ЯО) о признании незаконным распоряжения от 25.01.2021 N 44, об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 76:17:033901:132.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСН СНТ "Бутарево" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Товарищество со ссылкой на статьи 39.3 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) настаивает на отсутствии у ответчика оснований для отказа в предоставлении ТСН СНТ "Бутарево" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 76:17:033901:132.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 25.03.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 26.03.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Администрацией Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области (арендодатель) и акционерным обществом "Племзавод Ярославка" (арендатор) заключен договор от 19.09.2016 N 171 аренды земельного участка с кадастровым номером 76:17:033901:132 для сельскохозяйственного использования.
Земельный участок зарегистрирован с категорией "земли сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 2.1 договора аренды земельного участка N 171 установлен срок его действия: с 19.09.2016 по 18.09.2021.
Право аренды на земельный участок с кадастровым номером 76:17:033901:132 перешло к заявителю 13.12.2017 по договору о передаче (уступке прав), заключенному между ТСН СНТ "Бутарево" (ранее ДНП) и АО "Племзавод Ярославка" (предыдущий арендатор).
10.12.2020 ТСН СНТ "Бутарево" обратилось в КУМИ администрации ЯМР ЯО с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 76:17:033901:132, расположенного по адресу: Ярославская область, Ярославский район, в районе р.п. Лесная Поляна, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного использования площадью 244 489 кв.м, по основаниям установленным подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Распоряжением КУМИ администрации ЯМР ЯО от 25.01.2021 N 44 ТСН СНТ "Бутарево" отказано в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка на том основании, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Полагая, что указанное распоряжение уполномоченного органа об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Товарищество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).
Предметом спора по настоящему делу является распоряжение Комитета от 25.01.2021 N 44 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 76:17:033901:132 из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для сельскохозяйственного использования. В качестве правового обоснования для отказа в предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка заявителю ответчик указал подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3, подпункт 19 статьи 39.16 ЗК РФ.
Данное распоряжение оценивается арбитражным судом исходя из обстоятельств, имевших место на момент его вынесения.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N137-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В силу подпункта 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
На основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Таким образом, для приобретения в собственность земельного участка необходимо соблюдение следующих условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды (соглашения о перенайме), с момента заключения которого прошло не менее трех лет; земельный участок используется в соответствии с его целевым назначением, для ведения сельскохозяйственного производства.
Законодатель закрепил механизм обеспечения защиты прав на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения исключительно тех арендаторов, которые доказали, что на протяжении длительного срока (более трех лет) могут надлежаще использовать и использовали предоставленные им земельные участки. Данный механизм преследует цели появления класса эффективных собственников сельскохозяйственных земель, сохранения устойчивого землепользования и более бережного отношения к земле как к природному ресурсу, используемому в качестве средства производства в сельском хозяйстве (Определение Верховного Суда РФ от 31.03.2022 N 301-ЭС21-27876).
Как указано выше, 10.12.2020 Товарищество обратилось в КУМИ Администрации ЯМР ЯО с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 76:17:033901:132, расположенного по адресу: Ярославская область, Ярославский район, в районе р.п. Лесная Поляна, площадью 244 489 кв.м, для сельскохозяйственного производства по основаниям, установленным пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
КУМИ Администрации ЯМР в целях принятия решения о возможном предоставлении в собственность спорного земельного участка были направлены запросы в уполномоченные органы о возможных выявленных нарушениях земельного законодательства РФ.
Управление Россельхознадзора по Ярославской области письмом от 30.12.2020 N 4653 сообщило, что проверки соблюдения требований земельного законодательства в рамках осуществления государственного земельного надзора на земельном участке с кадастровым номером 76:17:033901:132 не проводились; на данном земельном участке расположен нелесоустроенный лес.
Управление развития АПК, экологии и природопользования Администрации ЯМР письмом от 14.01.2021 сообщило, что в данный момент земельный участок с кадастровым номером 76:17:033901:132 покрыт древесно-кустарниковой растительностью, информации о ведении какой либо сельскохозяйственной деятельности на данном участке не имеет.
Согласно служебной записке консультанта отдела упр.зем.рес. КУМИ администрации ЯМР ЯО Председателю Комитета от 18.12.2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером 76:17:033901:132 в сентябре 2017 года КУМИ администрации ЯМР ЯО проведены проверочные мероприятия по муниципальному земельному контролю, по результатам которых было установлено, что арендатор - акционерное общество "Племзавод Ярославка" не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. По результатам проведенной проверки арендатору земельного участка выдано предписание об устранении выявленных нарушений норм земельного законодательства в срок до 15 июня 2018 года, которое в установленный срок исполнено не было. В 2019-2020 годах проверки в рамках муниципального земельного контроля не проводились.
Распоряжением Комитета от 25.01.2021 N 44 ТСН СНТ "Бутарево" отказано в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка на том основании, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
казачьими обществами;
опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
Сельскохозяйственное производство является одним из основных видов использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, который регулируется, в том числе, Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ).
На основании статьи 4 Закона N 264-ФЗ в целях настоящего Федерального закона под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 264-ФЗ в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции, сельскохозяйственной продукции и продовольствия с улучшенными характеристиками), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Согласно части 2 статьи 3 Закона N 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также: 1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"; 2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации"); 3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Между тем из представленных в материалы дела доказательства не следует, что ТСН СНТ "Бутарево" является сельскохозяйственным производителем.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае на земельном участке сельскохозяйственное производство не ведется, что исключает его отчуждение на заявленном виде прав - выкуп в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Более того решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.01.2021, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.11.2021, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.04.2022, сделан вывод о том, что договор аренды от 19.09.2016 N 171 следует квалифицировать как ничтожную сделку, не требующую расторжения судом, не влекущую юридических последствий с момента ее совершения.
Из вышеназванного судебного акта Арбитражного суда Ярославской области следует, что спорный земельный участок ранее относился к колхозным лесам, составлявшим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд, не предназначен для сельскохозяйственного производства, относится к собственности Российской Федерации, является ограниченным в обороте. Правом распоряжения таким земельным участком органы местного самоуправления не наделены.
В силу изложенного у Арбитражного суда Ярославской области отсутствовали предусмотренные частью 3 статьи 201 АПК РФ основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое распоряжение ответчика соответствует закону, не нарушает права и законные интересы Товарищества и не возлагает на него никаких дополнительных обязанностей, которые не предусмотрены законом.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о правомерности позиции заявителя жалобы, отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.02.2022 по делу N А82-5600/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы Товарищество (плательщик Семенов Олег Станиславович) уплатило за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 6 000 рублей, плательщику надлежит вернуть излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 4 500 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.02.2022 по делу N А82-5600/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости Садоводческое некоммерческое товарищество "Бутарево" - без удовлетворения.
Возвратить Семенову Олегу Станиславовичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей, излишне уплаченную чеку-ордеру от 14.03.2022 (операция N 21).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-5600/2021
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "БУТАРЕВО"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области
Третье лицо: СНТ Сельхозтехника - 2