г. Санкт-Петербург |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А56-55959/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.
при участии:
от заявителя: Рачковский В.В. по доверенности от 17.11.2020
от заинтересованного лица: Воробьева А.Б. по доверенности от 29.12.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35869/2021) Северо-Западной электронной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2021 по делу N А56-55959/2021 (судья Покровский С.С.), принятое
по заявлению ООО "ТЕХНОПРОЕКТ"
к Северо-Западной электронной таможне
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Технопроект" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Северо-Западной электронной таможни (далее - таможенный орган, Таможня), оформленного письмом от 20.05.2021 N 08-16/07574 об отказе в удовлетворении заявления о возврате (зачете) излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, обязании Таможню возвратить на единый лицевой счёт (ЕЛС) ООО "ТЕХНОПРОЕКТ" излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в размере 8 201 913 рублей 25 копеек, взыскании с Таможни в пользу Общества государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Решением суда от 14.09.2021 заявление Общества удовлетворено частично, решение Таможни, оформленное письмом от 20.05.2021 N 08-16/07574 признано недействительным, суд обязал Таможню в пределах компетенции принять меры к возврату Общества на единый лицевой счет излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 8 201 913,25 руб., в остальной части заявление Общества оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что в представленных при таможенном декларировании документах, а также в представленных сведениях в обращениях отсутствуют регистрационные удостоверения, выданные Росздравнадзором на принадлежности, и отсутствуют документы, подтверждающие включение таких принадлежностей в Перечень, в связи с чем на основании пункта 18 Порядка Обществу было отказано во внесении изменений (дополнений) в сведения.
Определением суда от 17.01.2022 производство по настоящему приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом Северо-Западного округа кассационной жалобы по делу N А56-35060/2021.
Поскольку основания для приостановления производства по настоящему делу отпали, суд апелляционной инстанции в судебном заседании 14.04.2022 счел возможным возобновить производство по делу в порядке статьи 146 АПК РФ и с учетом извещения сторон о рассмотрении дела в настоящем судебном заседании определением суда от 17.01.2022, рассмотрел его в настоящем судебном заседании.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Технопроект" ввезло на таможенную территорию РФ медицинские изделия "Проводник для внутрисосудистого измерения давления PRESSURE WIRE X" "Набор для внутрисосудистой визуализации Dragonfly OPTIS Kit" по ДТ10210200/010920/0250549, 10210200/030420/0089258, 10210200/050620/0150229, 10210200/060220/0029898, 10210200/080920/0259219, 10210200/160720/0195247, 10210200/220920/0278547, 10210200/280720/0208181, 10228010/011020/0002874, 10228010/171020/0025972, 10228010/281020/0043161 и заплатило по всем указанным декларациям по данным товарам НДС по ставке 20%.
Общество обратилось в Таможню с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств исх. N 101 от 14.05.202.
Решением суда от 20.05.2021 за исх. N 08-16/07574 о возврате заявления без рассмотрения Таможня, рассмотрев по существу, вернула указанное заявление Общества.
Не согласившись с указанным решением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения таможни, связи с чем удовлетворил заявление в указанной части, а также обязал Таможню в пределах компетенции принять меры к возврату Обществу на единый лицевой счет излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 8 201 913,25 руб., в удовлетворении заявления в части требования о взыскании расходов по уплате государственной пошлины отказал.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с товаросопроводительными документами и регистрационными удостоверениями Росздравнадзора от 13.09.2019 N ФСЗ 2012/13217 и от 13.05.2020 N ФСЗ 2012/13214, ввезенный обществом товар представляет собой принадлежности к медицинским изделиям, соответственно: "Система OPTIS MOBILE для внутрисосудистой визуализации и внутрисосудистого измерения давления" и "Система внутрисосудистого измерения давления QUANTIEN с принадлежностями".
Данные медицинские изделия включены в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 150 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, следующих товаров: товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость. Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
В регистрационном удостоверении и декларации соответствия указывается код ОКП продукции, который для применения льготы должен совпадать с кодами ОКП товаров, включенных в Перечень льготной продукции согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 "Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 19) и постановлению Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 1042).
В силу пункта 9 Перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, в данный Перечень включены "приборы для функциональной диагностики измерительные" код ОКПД 2 26.60.12.129, код ТН ВЭД ЕАЭС 9018.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила N 1416).
В силу пункта 2 Правил N 1416 государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
Согласно пунктам 3, 6 Правил N 1416 государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее - регистрирующий орган); документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом. Регистрационное удостоверение выдается бессрочно.
Из представленного в таможенный орган и суд регистрационного удостоверения на медицинское изделие от 17.07.2017 N ФСЗ 2012/13214 на медицинское изделие "система для внутрисосудистого измерения давления" с кодом ОКПД 2 26.60.12.129 следует, что "Проводник для внутрисосудистого измерения давления PRESSURE WIRE X" является принадлежностью данного медицинского изделия (пункт 9 приложения к регистрационному удостоверению на медицинское изделие от 17.07.2017 N ФСЗ 2012/13214).
Таким образом, следует признать, что на указанный в спорной ДТ товар получения отдельного регистрационного удостоверения медицинского изделия не требуется, поскольку "Проводник для внутрисосудистого измерения давления PRESSURE WIRE X" является принадлежностью медицинского изделия, указанного в регистрационном удостоверении от 17.07.2017 N ФСЗ 2012/13214.
Действующее законодательство Российской Федерации позволяет осуществлять ввоз принадлежностей к медицинским изделиям, в регистрационных удостоверениях поименованных, на основании таких документов, в связи с чем, таможенные органы не вправе ограничивать декларанта в получении льготы по уплате НДС в зависимости от времени их ввоза (вместе с основным медицинским изделием или в отдельности от него).
Ввоз на территорию Российской Федерации только части поименованных в регистрационном удостоверении товаров не сопряжен с изменением потребительских либо классификационных признаков товаров (статуса изделия медицинской техники), отсутствие всех позиций из комплектации товара, указанных в приложении к регистрационному удостоверению, не означает, что Общество (декларант) ввезло иной товар, по которому льгота не предоставляется.
При ввозе медицинских изделий на таможенную территорию Российской Федерации не в полном составе, указанном в регистрационном удостоверении, или при отсутствии количественного указания на принадлежности, последние не меняют статус медицинского товара, реализация которого на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, входящей в соответствующий перечень и подлежащей освобождению от налогообложения. Действующее законодательство не содержит нормы права, ставящей применение указанной налоговой льготы в зависимость от вариантов ввоза медицинского изделия на таможенную территорию Российской Федерации. Иной подход будет означать незаконное ограничение права налогоплательщика, предусмотренного статьей 150 НК РФ.
Довод Таможни том, что в представленных при таможенном декларировании документах, а также в представленных сведениях в обращениях отсутствуют регистрационные удостоверения, выданные Росздравнадзором на принадлежности, и отсутствуют документы, подтверждающие включение таких принадлежностей в Перечень подлежит отклонению, поскольку материалами дела установлено, что медицинское изделие "Проводник для внутрисосудистого измерения давления PRESSURE WIRE X" поименовано в регистрационном удостоверении N ФСЗ 2012/13214 от 17.07.2017 на медицинское изделие "Система для внутрисосудистого измерения давления QUANTIEN с принадлежностями" в составе прочих принадлежностей в пункте N9.
Таким образом, следует признать, что задекларированный товар относится к изделиям медицинского назначения, ввоз которых освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость.
Из положений статей 149 и 150 НК РФ, Постановления N 1042 не вытекает, что льгота по уплате НДС предоставляется исключительно при ввозе завершённого и комплектного изделия, указанного в регистрационном удостоверении. Положения статей 149 и 150 НК РФ не содержат каких-либо указаний (условий) относительно обязательного ввоза и декларирования медицинского изделия именно в комплекте (полном или ином).
Ввоз Обществом на территорию Российской Федерации только части поименованных в регистрационном удостоверении товаров не сопряжён с изменением потребительских, функциональных и классификационных признаков товара, не приводит к изменению его статуса как изделия медицинского.
Таким образом, налоговая льгота предоставляется в отношении указанного в регистрационном удостоверении медицинского изделия в любой комплектации, указанной в этом регистрационном удостоверении.
С учетом изложенных фактических обстоятельств и приведенных правовых норм является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение таможенного органа принято с нарушением действующего законодательства.
Обществом представлены доказательства в подтверждение правомерности и обоснованности заявления заявителем льготы по уплате НДС в отношении товара, оформленного по спорной ДТ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно признал решение Таможни, оформленное письмом от 20.05.2021 N 08-16/07574, недействительным и обязал Таможню в пределах компетенции принять меры к возврату Общества на единый лицевой счет излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 8 201 913,25 руб.
Вместе с тем, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления Общества в части взыскания с Таможни расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей, поскольку у органа, чье решение признано недействительным, лицевой счет в органе Федерального казначейства отсутствует, в связи с чем со ссылкой на абзац 4 пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации указал на невозможность исполнение судебного акта.
Апелляционный суд считает данные выводы суда ошибочными в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что Общество, обращаясь с заявлением в суд первой инстанции, оплатило государственную пошлину за рассмотрение иска в суде в сумме 3000 руб. по платежному поручению N 1506 от 17.06.2021.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ, отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Указанные разъяснения приведены в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
По смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, освобождение Таможни от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов не может мотивировано отсутствием у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов, как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявления Общества о взыскании с Таможни в пользу Общества расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей подлежит отмене.
С Таможни в пользу Общества подлежит взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. по платежному поручению N 1506 от 17.06.2021.
В остальной части оснований для отмены решения суда апелляционным судом не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 146, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Возобновить производство по делу А56-55959/2021.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 сентября 2021 года по делу N А56-55959/2021 в части оставления заявления общества с ограниченной ответственностью "Технопроект" без удовлетворения отменить.
Взыскать с Северо-Западной электронной таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Технопроект" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. по платежному поручению N 1506 от 17.06.2021
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-55959/2021
Истец: ООО "ТЕХНОПРОЕКТ"
Ответчик: Северо-Западная электронная таможня