г. Москва |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А40-144499/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2022 по делу N А40-144499/21
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление), изложенного в письме от 27.07.2021 N КУВД-001/2021-15070367/2, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в ЕГРП в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0015005:30015, расположенного по адресу: Москва, пр.Чоботовский, д.7 на основании заявления N MFC-0058/2021-663043-1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя и ответчика.
Законность и обоснованность принятого судом решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы жалобы апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, департамент обратился в управление с заявлением о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0015005:30015, расположенного по адресу: г. Москва, пр. Чоботовский, д. 7.
Уведомлением от 27.07.2021 N КУВД-001/2021-15070367/2 управление сообщило об отказе в проведении государственного кадастрового учета изменений на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ, в связи с тем, что заявителем в установленный срок не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для ее приостановления.
Полагая, что данное решение не соответствует Закону N 218-ФЗ, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требования заявителя, указав, что департаментом были представлены все необходимые для осуществления государственной регистрации документы, соответствующие установленным в законе требованиям.
В апелляционной жалобе управление выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, ссылаясь на то, что они не соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Из материалов дела следует, что основанием для приостановления государственной регистрации явилось наличие следующих обстоятельств: в решении суда отсутствует информация о признании права собственности на здание площадью 919,2 кв.м; несоответствие суммы значений площади здания (832,1 кв.м) согласно сведениям ЕГРН и площади самовольной постройки согласно решению суда значению общей площади здания, указанной в техническом плане (919,2 кв.м).
Вместе с тем, Управлением не учтено следующее.
ГБУ МосгорБТИ подготовлен технический план на внесение изменений в сведения ЕГРН в части площади здания, который был представлен в Управление.
Технический план подготовлен по итогам кадастровых работ в результате натурного обследования с целью с целью внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в части указания площади, количества этажей и местоположения объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0015005:30015, расположенного по адресу: г. Москва, Чоботовский проезд, д. 7.
Технический план составлен на основании декларации об объекте недвижимости от 31.03.2021, а также решения Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2019 по делу N А40-296604/18-125-1755.
Указанным решением суда признано право собственности города Москвы на самовольную постройку площадью 285,8 кв.м в здании с кадастровым номером 77:07:0015005:1368, расположенном по адресу г. Москва, Чоботовский проезд, д. 7.
Вместе с тем нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015005:1368, по адресу г. Москва, Чоботовский проезд, д. 7, согласно сведениям ЕГРН снято с кадастрового учета 22.01.2021.
Здания с кадастровым номером 77:07:0015005:1368 и здание с кадастровым номером 77:07:0015005:30015 являлись одним и тем же объектом.
Здание с кадастровым номером 77:07:0015005:30015 расположено в кадастровом квартале 77:07:0015005, на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0015005:53.
В техническом плане площадь здания определена согласно требованиям приказа Росреестра от 23.10.2020 N П/0393 по внутренним поверхностям наружных стен этажа и составляет 919.2 кв. м.
Согласно Рапорту ГИН N 9070060 от 26.09.2018 увеличение площади здания на 285,8 кв.м. произошло в результате реконструктивных работ, а именно, возведение антресоли первого этажа, второго и подвального этажей, возведения трех входных групп.
Разночтения в площади носят технический характер, в связи с разным подходом определения площади в целях кадастрового и технического учета.
В соответствии с СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения" (Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009). Приложение Г.8 при определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие.
Таким образом, количество этажей данного здания правильно считать - 3, в том числе 1 подземный этаж.
Координаты характерных точек контура здания определялись с точностью, соответствующей нормативной точности определения координат для категории земель "Земли населенных пунктов".
Контур здания был уточнен проекцией внешних границ ограждающих конструкций здания на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания здания к поверхности земли, в связи с чем из контура здания исключены следующие элементы, которые не являются ограждающими конструкциями и не подлежат включению в контур здания: от т. 1 до т. 20 - лестница, от т. 21 до т. 2 - лестница, от т. 4 до т. 5 - площадка, от т. 10 до т. 13 - входная группа.
В контур здания не включены выступы стен менее 10 см так как они не являются архитектурными элементами и не являются ограждающими конструктивными элементами.
Поскольку невозможно определить главный фасад, внизу, параллельно нижнему краю листа, располагается южная сторона сооружения. В графической части не применялся условный знак "Перегородка" в связи с тем, что невозможно отличить несущую стену от перегородки.
Графическая часть технического плана составлена в соответствие с п. 52 Требований, а те условные обозначения, которые выходят за рамки Требований, но тем не менее применены в графической части, вынесены в "легенду" графической части в соответствии с разъяснениями Минэкономразвития. Также, сведения об организации и дате присвоения условного номера 77-77-07/060/2005-236 и инвентарного номера 0/Б/Н неизвестны, в связи с чем указанная информация (строка) не указана в техническом плане.
Представленные в орган регистрации прав документы подготовлены в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", и соответствуют требованиям ст. 24 Федерального закона N 218-ФЗ, обеспечивает считывание и контроль представленных данных (в виде XML-документа).
Требования к техническому плану установлены ст. 24 Федерального закона N 218-ФЗ, согласно которой технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Согласно ч. 2 ст. 24 Федерального закона N 218-ФЗ в техническом плане указываются сведения о сооружении необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
Технический план состоит из графической и текстовой частей.
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Федерального закона N 218-ФЗ местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура таких здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке.
Как указано в ч. 7 ст. 24 Федерального закона N 218-ФЗ в текстовой части технического плана указываются необходимые для внесения в ЕГРН сведения, включая сведения об использованной при подготовке технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей.
В силу ч. 11 ст. 24 Федерального закона N 218-ФЗ сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Как следует из материалов дела, в материалы регистрационного дела представлен технический план объекта недвижимости, подготовленный по итогам проведенных кадастровых работ на основании составленной и заверенной в установленном порядке декларации об объекте недвижимости, с приложением декларации об объекте недвижимости; решения Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2019 N А40-296604/18; выписки из ЕГРН от 31.03.2021 99/2021/384443524, от 03.02.2021 КУВИ- 002/2021-7401473; выписки из каталога координат ОГС Москвы ФПД1/278-19, ГБУ "Мосгоргеотрест".
В представленном техническом плане содержится информация о системе координат и о местоположении объекта недвижимости, представленного к кадастровому учету.
Как верно указал суд первой инстанции, представленный технический план соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражает информацию, необходимую для государственного кадастрового учета объекта недвижимости в ЕГРН.
Следовательно, у управления отсутствовали правовые основания, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для отказа департаменту в государственном кадастровом учете изменений в отношении вышеуказанного объекта недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные управлением в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.01.2022 по делу N А40-144499/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-144499/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ