город Ростов-на-Дону |
|
25 апреля 2022 г. |
дело N А32-37767/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
Каменцевой Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Славянский завод "Стройматериалы"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.02.2022 по делу N А32-37767/2021
по заявлению закрытого акционерного общества Славянский завод "Стройматериалы"
к Администрации Славянского городского поселения Славянского района
о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по приведению в соответствие требованиям федерального законодательства по безопасности дорожного движения покрытия проезжей части и обочины; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО Славянский завод "Стройматериалы" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации Славянского городского поселения Славянского района:
Признать незаконным бездействие администрации Славянского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по приведению в соответствие требованиям федерального законодательства по безопасности дорожного движения покрытия проезжей части и обочины улицы Промышленной г. Славянска-на-Кубани от улицы Донской до улицы Пограничной.
Обязать администрацию Славянского городского поселения провести капитальный ремонт улицы Промышленной г. Славянска-на-Кубани от улицы Донской до улицы Пограничной, включающий покрытие проезжей части твердым, асфальтобетонным покрытием.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЗАО Славянский завод "Стройматериалы" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение суда.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Администрации Славянского городского поселения Славянского района, как собственник автомобильных дорог, должна исполнить возложенную на нее обязанность по содержанию дорожных покрытий в надлежащем состоянии. Спорный участок улицы является "магистральной улицей районного значения".
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, конкурсным управляющим выявлено, что автомобильная дорога, расположенная по улице Промышленная, начиная от улицы Донской до улицы Пограничной в городе Славянске-на-Кубани, через которую осуществляется проезд к территории ЗАО Славянский завод "Стройматериалы", расположенной по адресу г. Славянск-на-Кубани, ул. Зеленского, 1А, уже на протяжении многих лет не соответствует правилам, стандартам, техническим нормам и находится в аварийном состоянии, имеет большие ямы, выбоины и деформации асфальтового покрытия, а во многих местах полностью отсутствует асфальтовое покрытие, что нарушает установленные требования безопасности.
13.08.2015 ЗАО Славянский завод "Стройматериалы" направило письмо в прокуратуру (Исх. N 611 от 11.08.2015, Вх. N б/н от 13.08.2015) с просьбой провести проверку по всем вышеизложенным обстоятельствам и принять предусмотренные законом меры прокурорского реагирования, выраженные в обязании должностных лиц Администрации Славянского городского поселения Славянского района обеспечить ремонт и установить асфальтовое покрытие на автомобильной дороге, расположенной по улице Промышленная, начиная от улицы Донской до улицы Пограничной в городе Славянскегна-Кубани и привести состояние указанной дороги в соответствии с нормативами государственного стандарта РФ "Автомобильные дороги и улицы".
В целях устранения выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения Славянским межрайонным прокурором в суд было предъявлено исковое заявление о признании незаконным бездействия администрации Славянского городского поселения и обязании устранить нарушения закона.
Решением судьи Славянского городского суда Краснодарского края Мурашева Н.И. по делу N 2а-1430/2015 от 26 ноября 2015 года бездействие администрации Славянского городского поселения было признано незаконным, выразившимся в непринятии мер по приведению в соответствие требованиям федерального законодательства по безопасности дорожного движения покрытия проезжей части и обочины улицы Промышленной г. Славянска-на-Кубани от улицы Донской до улицы Пограничной. А также суд обязал администрацию Славянского городского поселения в срок до 1 декабря 2016 года устранить на покрытии проезжей части улицы Промышленной г. Славянска-на-Кубани от улицы Донской до улицы Пограничной выбоины иные повреждения дорожного покрытия.
20.11.2017 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства N 3363/17/23060-ИП в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
Заявитель, указывая, что на момент подачи настоящего заявления многочисленные просадки, выбоины и иные повреждения покрытия проезжей части улицы Промышленной г. Славянска-на-Кубани от улицы Донской до улицы Пограничной не устранены, администрация Славянского городского поселения уклоняется от возложенных на нее законом обязанностей по содержанию дорожных покрытий в надлежащем состоянии, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги подразделяются в зависимости от их значения на автодороги федерального, регионального или межмуниципального значения, местного значения и частные автодороги, исходя из вида разрешенного использования - на автодороги общего и необщего пользования, а в зависимости от условий проезда - на платные и бесплатные.
Пункт 18 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ устанавливает, что классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким порядком являются, в частности, Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года N 767. Согласно Правилам по условиям движения и доступа выделены такие классы автомобильных дорог, Лак автомагистраль; скоростная автомобильная дорога; обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).
В соответствии с ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденными Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, автомобильные дороги общего пользования и улицы городов и сельских поселений по их транспортно-эксплуатационным характеристикам объединены в 6 групп. Таким порядком являются, в частности, Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года N "767. Согласно Правилам по условиям движения и доступа выделены такие классы автомобильных дорог, как автомагистраль; скоростная автомобильная дорога; обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).
Федеральный закон N 257-ФЗ определяет автомобильную дорогу как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автодороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автодорог (дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства).
В соответствии с ч. 2 Федерального закона от 10.12.1995 К 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Из административного искового заявления следует, что дорога проходит по ул. Промышленной от ул. Донской до ул. Пограничной в городе Славянске-на-Кубани. асфальтобетонного покрытия не имеет.
Данная дорога не является сооружением, кадастровому учету не подлежит. Названия данная дорога не имеет. В перечни автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального значения названная дорога не входит.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 28.07.2006 N 1072-КЗ (ред. от 18.07.2016) "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Славянский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Славянский район, в состав которого они входят" в муниципальную собственность Славянского городского поселения Славянского района передана дорога по ул. Промышленной, протяжённостью 820 метров, указанная дорога ограниченна улицами от Низовской до ул. Донской.
Апелляционной коллегией не принимается довод учреждения о том, что спорный участок улицы является "магистральной улицей районного значения", так как это улица местного значения, цвета обозначения: коричневый, белый, черный, серый.
Улица Промышленная от ул. Донской до ул. Пограничной, протяжённостью 600 метров, числится в собственности муниципалитета как дорога в щебеночном покрытии.
Комплексные схемы организации дорожного движения для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо части муниципального района, городского округа или городского поселения разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления (часть 7 статьи 17 Федерального закона N 443-ФЗ от 29.12.2017 "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются для дорог и (или) их участков в границах одного или нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, с общей численностью населения свыше десяти тысяч человек, расположенных в границах одного субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации Славянского городского поселения Славянского городского поселения Славянского района от 10.10.2018 N 1237 утверждена комплексная схема организации дорожного движения в Славянском городском поселении Славянского района. Указанным нормативным документом утверждены мероприятия комплексной схемы организации дорожного движения Славянского городского поселения Славянского района до 2038 года. Строительство дорог в промышленной зоне городского поселения запланированы на третью очередь 2038 года.
Бюджетом Славянского городского поселения славянского района на 2022 года не предусмотрены расходы на строительство дороги в асфальто-бетонном исполнении по ул. Промышленной от ул. Донской до ул. Пограничной.
В перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Славянского городского поселения Славянского района, утвержденный постановлением администрации Славянского городского поселения Славянского района от 11 декабря 2009 года N 794 указанная дорога не включена.
В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В силу положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного
самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 данного Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения.
Под дорожной деятельностью согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15).
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения, в том числе, относится дорожная деятельность, а отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасного дорожного движения на них.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно, что предусмотрено пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу положений статьи 14 Федерального закона N 257-ФЗ планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Исходя из концепции территориального планирования, улично-дорожную сеть проектируют сбалансировано, с учетом функционального назначения автомагистралей, дорог и улиц, их перспективного развития, интенсивности транспортного, пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки.
Генеральный план Славянского городского поселения Славянского района является документом территориального планирования муниципального образования направленный на создание условий устойчивого развития поселения а и является обязательным документом для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Проектные решения генерального плана поселения являются основанием для разработки правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, а также территориальных и отраслевых схем размещения отдельных видов строительства, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, охраны окружающей среды.
Генеральный план Славянского городского поселения Славянского района такого линейного объекта местного значения как автомобильная дорога по ул. Промышленная от ул. ул. Донской до ул. Пограничной не предполагает.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявления общества.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2022 по делу N А32-37767/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37767/2021
Истец: ЗАО "Славянский завод "Стройматериалы", г. Славянск-на-Кубани, ЗАО Славянский завод "Стройматериалы", ООО Приоритет
Ответчик: Администрация Славянского городского поселения Славянского района
Третье лицо: Конкурсный управляющий Бурцева Ольга Викторовна, Администрация Прибрежного сельского поселения Славянского района