г. Киров |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А82-1237/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.
без участия представителей сторон, третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество "Бутарево"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.02.2022 по делу N А82-1237/2020
по заявлению товарищества собственников недвижимости садоводческое некоммерческое товарищество "Бутарево" (ИНН 7604306516, ОГРН 1167627074933)
к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН 7606011902, ОГРН 1027601599992)
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента лесного хозяйства Ярославской области (ИНН 7603035944, ОГРН 1077603000254), Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу (ИНН 7705782230, ОГРН 5077746292883)
о признании незаконным протокола заседания рабочей группы об отказе в согласовании проекта рекультивации земельного участка, об обязании подготовить и направить протокол согласования,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости Садоводческое некоммерческое товарищество "Бутарево" (далее - заявитель, Товарищество, ТСН СНТ "Бутарево") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным протокола N 1 заседания рабочей группы по вопросам рекультивации и консервации земель Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 13.11.2019 об отказе в согласовании проекта рекультивации земельного участка, об обязании в течение 30-ти дней с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и направить в адрес ТСН СНТ "Бутарево" протокол согласования проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером 76:17:033901:132, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, площадью 244489 кв.м, расположенного по адресу: Ярославская область, Ярославский район, в районе р.п. Лесная Поляна.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСН СНТ "Бутарево" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, оснований для отказа ТСН СНТ "Бутарево" в согласовании представленного проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером 76:17:033901:132 не имелось. Товарищество указывает, что земельный участок с кадастровым номером 76:17:033901:132 является земельным участком сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, первоначально предоставлялся АО "Племзавод Ярославка" для сельскохозяйственного использования, к землям лесного фонда, в том числе к защитным лесам не относится и ранее не относился.
Письменные отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 25.03.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 26.03.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Администрацией Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области (арендодатель) и акционерным обществом "Племзавод Ярославка" (арендатор) заключен договор от 19.09.2016 N 171 аренды земельного участка с кадастровым номером 76:17:033901:132 для сельскохозяйственного использования.
Земельный участок зарегистрирован с категорией "земли сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 2.1 договора аренды земельного участка N 171 установлен срок его действия с 19.09.2016 по 18.09.2021.
Право аренды на земельный участок с кадастровым номером 76:17:033901:132 перешло к заявителю 13.12.2017 по договору о передаче (уступке прав), заключенному между ТСН СНТ "Бутарево" (ранее ДНП) и АО "Племзавод Ярославка" (предыдущий арендатор).
ТСН СНТ "Бутарево" подготовило и 22.10.2019 передало на согласование в Управление развития АПК, экологии и природопользования Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области проект рекультивации указанного земельного участка.
Протоколом N 1 заседания рабочей группы по вопросам рекультивации и консервации земель Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 13.11.2019 ТСН СНТ "Бутарево" в согласовании проекта рекультивации было отказано, поскольку сплошная рубка насаждений в рамках проекта рекультивации противоречит разрешенному использованию и целевому назначению земельного участка.
Полагая, что решение Администрации об отказе в согласовании проекта рекультивации земель не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Товарищество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Предметом настоящего спора является протокол N 1 заседания рабочей группы по вопросам рекультивации и консервации земель Администрации Ярославского муниципального района от 13.11.2019, которым ТСН СНТ "Бутарево" отказано в согласовании проекта рекультивации.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила N 800).
Согласно пункту 3 поименованных Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
На основании пункта 5 Правил N 800 рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (пункт 8 Правил N 800).
На основании пункта 8(1) Правил N 800 при осуществлении биологических мероприятий по рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, в целях создания защитных лесных насаждений проводятся работы по искусственному или комбинированному лесовосстановлению или лесоразведению с применением саженцев с закрытой корневой системой в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и в соответствии с Правилами лесовосстановления или Правилами лесоразведения, предусмотренными статьями 62 и 63 Лесного кодекса Российской Федерации соответственно.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 800 проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с:
а) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка;
б) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем;
в) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил.
На основании подпункта "е" пункта 19 Правил N 800 лица, указанные в пункте 15 настоящих Правил, направляют уведомление об отказе в согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель только в случае несогласия с целевым назначением и разрешенным использованием земель после их рекультивации, если такие целевое назначение и разрешенное использование не соответствуют целевому назначению и разрешенному использованию, установленным до проведения рекультивации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли, отнесенные к соответствующей категории должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Статьей 101 ЗК РФ предусмотрено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (часть 1). Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 - 123 настоящего Кодекса (часть 2).
Согласно части 1 статьи 120 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель.
Статей 6.1 ЛК РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли и нелесные земли (часть 1). К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие) (часть 2). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие) (часть 3).
Как указано в постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 12.11.2021 по делу N А82-23480/2019, постановлением главы Администрации Ярославского района от 08.06.1993 N 505 утвержден проект землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого ОПХ "Михайловское", согласно которому в муниципальную собственность передавалось 394 га лесов.
Постановлением главы Ярославского муниципального округа от 11.10.2005 N 1666 постановление от 08.06.1993 N 505 признано утратившим силу, утверждена новая экспликация земель сельскохозяйственного назначения кооператива (колхоза) опытно-производственного хозяйства "Михайловское", согласно которой в аренду данному лицу передано 391 га леса.
Постановлением главы Ярославского муниципального района от 21.03.2006 N 312 в постановление от 11.10.2005 N1666 внесены изменения, согласно которым площадь лесного участка, переданного в аренду, составила 416 га.
Постановлением главы Ярославского муниципального района от 30.05.2006 N 807 постановление от 11.10.2005 N 1666 отменено, вновь утверждена экспликация земель, согласно которой в аренду передано 391 га леса.
Общая площадь предоставленных в аренду ОПХ "Михайловское" земель составила 430 га.
Переданные в аренду ОПХ "Михайловское" земли образованы в земельный участок с кадастровым номером 76:17:0000000:113 общей площадью 4 235 153 кв.м, который постановлением Администрации Ярославского муниципального района от 20.08.2009 N 6350 разделен на несколько земельных участков. В результате, в числе прочих, согласно пункту 1.1 данного постановления, образован земельный участок с кадастровым номером 76:17:033901:132 площадью 244 489 кв.м, из которых 236 489 кв. м - лес, 8 000 кв.м - болото.
По договору аренды от 19.09.2016 N 171 земельный участок с кадастровым номером 76:17:033901:132 предоставлен в аренду АО "Племзавод Ярославка" на срок по 18.09.2021 для сельскохозяйственного использования.
Письмом от 13.12.2017 АО "Племзавод Ярославка" уведомило Администрацию Ярославского муниципального района о передаче прав и обязанностей арендатора по договору от 19.09.2016 N 171 ТСН СНТ "Бутарево".
15.05.2018 сотрудниками истца составлен акт обследования земельных участков на местности, которым зафиксировано, что земельный участок с кадастровым номером 76:17:033901:132 является лесным массивом.
В силу положений части 2 статьи 69 АПК РФ указанное постановление арбитражного суда по указанному делу имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, ТСН СНТ "Бутарево" в 2019 году передало на согласование в Управление развития АПК, экологии и природопользования администрации ЯМР проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером 76:17:033901:132.
Протоколом N 1 заседания рабочей группы по вопросам рекультивации и консервации земель Администрации ЯМР от 13.11.2019 года ТСН СНТ "БУТАРЕВО" в согласовании проекта рекультивации отказано, поскольку земельный участок с кадастровым номером 76:17:033901:132 содержит лесные насаждения, является залесенным.
В соответствии с абзацем 3 раздела 2.2 "Сведения о земельном участке" проекта рекультивации земель на земельном участке произрастают зеленые насаждения. Залесенность составляет 70 % и состоит из березы высотой 15 м, диаметром 25 см. Проектом предусмотрено, что зеленые насаждения подлежат сносу.
Согласно разделу 4 проекта "Технология рекультивации нарушенных земель" технический этап рекультивации заключается в вырубке леса. Предусмотрено, что рубку леса вести повсеместно.
Анализ представленного проекта позволяет сделать вывод, что указанные пункты проекта рекультивации предусматривают сплошную рубку лесных насаждений (оставленная зеленая (лесная) полоса шириной от 5 до 7 м вдоль дороги не исключает сплошную рубку лесных насаждений на большей части земельного участка с кадастровым номером 76:17:0339901:132).
Между тем, решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.01.2021, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.11.2021, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.04.2022, сделан вывод о том, что договор аренды от 19.09.2016 N 171 следует квалифицировать как ничтожную сделку, не требующую расторжения судом, не влекущую юридических последствий с момента ее совершения.
Из вышеназванного судебного акта Арбитражного суда Ярославской области следует, что спорный земельный участок ранее относился к колхозным лесам, составлявшим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд, не предназначен для сельскохозяйственного производства, относится к собственности Российской Федерации, является ограниченным в обороте. Правом распоряжения таким земельным участком органы местного самоуправления не наделены.
При указанных обстоятельствах у Арбитражного суда Ярославской области отсутствовали предусмотренные частью 3 статьи 201 АПК РФ основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое решение ответчика об отказе в согласовании проекта рекультивации земель соответствует закону, не нарушает права и законные интересы Товарищества и не возлагает на него никаких дополнительных обязанностей, которые не предусмотрены законом.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о правомерности позиции заявителя жалобы, отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.02.2022 по делу N А82-1237/2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы Товарищество (плательщик Семенов Олег Станиславович) уплатило за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 6 000 рублей, плательщику надлежит вернуть излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 4 500 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.02.2022 по делу N А82-1237/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости садоводческое Некоммерческое товарищество "Бутарево" - без удовлетворения.
Возвратить Семенову Олегу Станиславовичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 14.03.2022 (операция N 22).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-1237/2020
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "БУТАРЕВО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Департамент Лесного хозяйства по Центральному Федеральному округу, ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ