г. Самара |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А55-8387/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20.04.2022 в помещении суда апелляционную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2022 по делу N А55-8387/2021 (судья Агеенко С.В.), возбужденному по исковому заявлению акционерного общества "Самарагорэнергосбыт" (ИНН 6316138990, ОГРН 1086316010373), г.Самара, к Департаменту градостроительства городского округа Самара (ИНН 6315700286, ОГРН 1036300450086), г.Самара, о взыскании денежных средств,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Самарагорэнергосбыт" (далее - АО "СамГЭС") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с Департамента градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент) задолженности в сумме 10 811 руб. 42 коп., пени в сумме 178 руб. 37 коп. и пени за период с 21.02.2021 по день фактической оплаты долга.
Решением от 28.01.2022 по делу N А55-8387/2021 Арбитражный суд Самарской области исковые требования удовлетворил.
Департамент в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
АО "СамГЭС" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, в обоснование исковых требований АО "СамГЭС" сослалось на то, что АО "СамГЭС" (гарантирующий поставщик) и Департамент (потребитель) заключили муниципальный контракт на энергоснабжение от 26.02.2018 N 06756, по которому гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу (поставку) потребителю электрической энергии в пределах максимальной мощности в точках поставки на розничном рынке электроэнергии, а также с привлечением сетевой организации путем заключения соответствующих договоров, оказывать услуги по передаче электрической энергии по сетям сетевой организации и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, а потребитель - оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги в объеме, в сроки и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно п.6.2 контракта окончательный расчет за текущий расчетный период производится потребителем на основании выставляемых гарантирующим поставщиком счета и счета-фактуры в срок до 18 числа следующего расчетного периода, с учетом ранее произведенных авансовых платежей.
В августе-декабре 2020 года АО "СамГЭС" поставило электрическую энергию и выставило Департаменту к оплате счета-фактуры от 31.08.2020 N 129684, от 30.09.2020 N 155238, от 31.10.2020 N 173507, от 30.11.2020 N 194626, от 31.12.2020 N 216492 на общую сумму 10 811 руб. 42 коп.
Поскольку Департамент оплату не произвел, АО "СамГЭС" направило ему претензии от 22.09.2020 N 26459, от 21.10.2020 N 27188, от 22.12.2020 N 29236, от 21.01.2021 N 29725 с просьбой погасить задолженность.
Департамент претензии не исполнил, что послужило основанием для обращения АО "СамГЭС" с исковым заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст.ст.309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
На основании п.33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354; далее - Правила N 354) потребитель имеет право при наличии индивидуального прибора учета ежемесячно снимать его показания и предавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
При этом, в случаях непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период в установленные Правилами N 354 или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, сроки, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (п.59 Правил N 354).
П.60 Правил N 354 предусмотрено, что по истечении указанного выше предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса, плата за коммунальную услугу, представленную в жилое помещение, рассчитывается из нормативов потребления коммунальных услуг.
Исходя из п.31 Правил N 354, исполнитель обязан принимать от потребителя показания индивидуальных приборов учета, использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за которые были сняты показания.
Согласно п.61 Правил N 354 если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Разъяснения по применению Правил N 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п.3 Правил N 354).
В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.02.2017 N 4070-АТ/04 указано, что порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги за месяцы, предшествующие расчетному, приведен в п.61 Правил N 354, который может быть использован для остальных случаев перерасчетов. Приведенный в п.61 Правил N 354 порядок перерасчета предусматривает выявление в расчетном периоде, в котором делается перерасчет, разницы в объемах коммунального ресурса не предъявленных или, наоборот, излишне предъявленных к оплате потребителю в предыдущие расчетные периоды. В соответствии с последним предложением п.61 Правил N 354, если потребителем не будет доказано иное, объем коммунального ресурса в размере выявленной разницы считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка. Следовательно, для целей расчета размера платы с учетом ее перерасчета производится или доначисление объемов потребленной коммунальной услуги потребителю, или снятие излишне начисленных потребителю объемов коммунальной услуги в том расчетном периоде, в котором делается перерасчет.
Таким образом, в случае, если потребитель не воспользовался своим правом ежемесячно снимать и передавать показания индивидуального прибора учета, исполнитель определяет плату за коммунальную услугу исходя из положений п.59 и п.60 Правил N 354.
В последующем, при предоставлении потребителем показаний приборов прибора учета исполнителю, перерасчет за прошлый период в соответствии с представленными показаниями не производится, так как Правилами N 354 определена обязанность исполнителя применять показания индивидуальных приборов учета при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
Судом первой инстанции установлено, что показания индивидуального прибора учета переданы Департаментом только в феврале 2021 года и составили 944 кВт.
По расчету АО "СамГЭС", в период с 01.06.2020 по 31.01.2021 объем коммунального ресурса, предъявленного к оплате, составил 1861 кВт.
В связи с тем, что имелись расхождения между показаниями прибора учета и объемом коммунального ресурса, предъявленного к оплате, излишние объемы АО "СамГЭС" зачло в будущие расчетные периоды, а именно, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2021 года. В данные периоды плата за потребленную электроэнергию Департаменту не начислялась. Доказательств обратного не представлено.
Поскольку индивидуальный прибор учета Департамента достиг показаний 1861 кВт в сентябре 2021 года, с этого момента возобновлены начисления за электроэнергию.
На основании изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, учитывая, что факт поставки электроэнергии, размер задолженности подтверждаются материалами дела и Департаментом не опровергнуты, доказательства оплаты задолженности полностью или в части на дату вынесения судебного акта не представлены, суд первой инстанции правомерно взыскал с Департамента в пользу АО "СамГЭС" задолженность в сумме 10 811 руб. 42 коп.
В соответствии с п.1 ст.329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (п.1 ст.330 ГК РФ).
Размер неустойки (пени) установлен в п.2 ст.37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
По расчету АО "СамГЭС", сумма неустойки (пени) за просрочку оплаты электроэнергии по состоянию на 20.02.2021 составила 178 руб. 37 коп.
Суд первой инстанции проверил расчет неустойки и счел его верным.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, содержащимся в п.65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу ст.330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства. При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Департамент контррасчет неустойки не представил, ходатайство о снижении размера неустойки в порядке ст.333 ГК РФ в суде первой инстанции не заявил. Исходя из п.1 ст.333 ГК РФ, суд вправе уменьшить неустойку только при условии заявления должника о таком уменьшении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования АО "СамГЭС" о взыскании неустойки в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины судом первой инстанции распределены верно.
Ссылка Департамента в апелляционной жалобе на то, что в 2018-2021 годах АО "СамГЭС" начисления за электроэнергию производило по общему счетчику МП "Архитектурно-планировочное бюро", подлежит отклонению, поскольку 01.06.2020 Департаментом для учета потребленной электроэнергии был установлен отдельный прибор учета, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию N 045709.
Довод АО "СамГЭС" о применении при расчетах платы за электроэнергию исключительно показаний вновь установленного прибора учета Департамент не опроверг.
Департамент указывает на то, что муниципальный контракт на энергоснабжение от 26.02.2018 N 06756 действовал лишь до 31.12.2018, в рассматриваемом периоде договорные отношения между АО "СамГЭС" и Департаментом отсутствовали.
Суд апелляционной инстанции этот довод отклоняет, поскольку отсутствие договорных отношений с энергоснабжающей организацией, к сетям которой присоединено энергопринимающее оборудование потребителя, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии (п.3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
По мнению Департамента, заявленная по настоящему делу задолженность отсутствует в связи с произведенной оплатой (платежное поручение от 01.04.2021 N 175 на сумму 109 094 руб. 78 коп.).
Данный довод является несостоятельным, поскольку из указанного платежного поручения не представляется возможным установить, за какой именно период произведена оплата.
Согласно пояснениям АО "СамГЭС" задолженность Департамента за предыдущие периоды взыскивалась также на основании судебных актов, соответственно, поступающие платежи засчитываются в погашение ранее образовавшейся задолженности по оплате электроэнергии, а также взысканных сумм пени и расходов по уплате государственной пошлины. Задолженность за рассматриваемый период не погашена.
Довод Департамента об отсутствии акта о неучтенном потреблении электроэнергии является несостоятельным.
В соответствии с п.2 Основных положений N 442 под безучетным потреблением понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и данным документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности);
бездоговорное потребление электрической энергии - это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
Исходя из изложенного, для признания факта бездоговорного потребления электрической энергии необходимо установление двух обстоятельств: отсутствие заключенного договора энергоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и потребителем энергии, а также нарушение установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям ресурсоснабжающей организации или сетевой организации. При этом, отсутствие хотя бы одного из вышеуказанных обстоятельств свидетельствует об отсутствии факта бездоговорного потребления электрической энергии.
Нарушения установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств Департамента к электрическим сетям ресурсоснабжающей организации или сетевой организации, а также вмешательство в работу прибора учета - не зафиксированы, следовательно, факт бездоговорного или безучетного потребления электрической энергии со стороны Департамента отсутствует.
При таких обстоятельствах составление акта о неучтенном потреблении энергии не требуется.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст.333.37 НК РФ Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28 января 2022 года по делу N А55-8387/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8387/2021
Истец: АО "Самарагорэнергосбыт"
Ответчик: ДГС г.о. Самара, Департамент градостроительства г.о.Самара