г. Москва |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А40-10711/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Элиз-Строй"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2022
по делу N А40-10711/22
по заявлению ООО "Элиз-Строй"
к ИФНС России N 25 по г. Москве
о признании недействительным постановления от 06.04.2021
при участии:
от заявителя: |
Коробка Е.В. по доверенности от 14.02.2022; |
от заинтересованного лица: |
Гурин В.С. по доверенности от 10.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Элиз-Строй" (далее также - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления ИФНС России N 25 по г.Москве (далее также - Инспекция) от 06.04.2021 N 77252109600082100002 о назначении административного наказания.
Решением суда первой инстанции от 04.03.2022 в удовлетворении требований Общества отказано полностью.
Общество с указанным решением не согласилось и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель административного органа - оспариваемый судебный акт.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения Инспекцией проверки соблюдения Обществом валютного законодательства Российской Федерации установлено, что между ООО "Элиз-Строй" и иностранными гражданами (нерезидентами) заключены трудовые договоры от 02.09.2019 N 46, от 04.04.2019 N 24, от 11.03.2019 N 18, при этом 18.03.2020 Общество совершило несколько незаконных валютных операций, выплатив иностранным гражданам заработную плату наличными денежными средствами по платежным ведомостям от 18.03.2020 N N 16, 17, 18.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 30.03.2021 N 194 и постановлением Инспекции от 06.04.2021 N 77252109600082100002 о назначении административного наказания Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Решением УФНС по г.Москве от 30.04.2021 указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным постановлением Инспекции, Общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах (п.1 ч.1 ст.1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).
Резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
На основании подп."б" п.9 ч.1 ст.1 указанного Федерального закона валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Таким образом, выплата заработной платы юридическим лицом-резидентом Российской Федерации нерезиденту подпадает под понятие "валютная операция".
Абзацем 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, установлен в ч.2 ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
Между тем возможность выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации указанной нормой не предусмотрена.
Таким образом, валютные операции между юридическими лицами - резидентами и нерезидентами должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках.
При этом согласно ст.131 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также - ТК РФ) выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
В соответствии с ч.3 ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Согласно ч.5 ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.
Учитывая, что в настоящем случае работники Общества являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства.
Следовательно, при выдаче Обществом иностранным работникам заработной платы применению подлежала специальная норма Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, то есть работодатель - резидент обязан выплачивать заработную плату работникам - нерезидентам исключительно в безналичной форме - через банковские счета в уполномоченных банках.
Таким образом, выплата Обществом нерезидентам денежных средств произведена с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.25 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Факт выявленного в действиях Общества правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае заявитель не представил доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего валютного законодательства.
Доказательств невозможности соблюдения указанных требований в материалы дела также не представлено.
Повторно проверив порядок привлечения Общества к административной ответственности, апелляционный суд установил, что заявитель надлежащим образом был уведомлен о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, положения ст.ст.25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены, протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, ответчиком также соблюден.
Административное наказание назначено Обществу в соответствии с санкцией, предусмотренной ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Оснований для освобождения Общества от административной ответственности в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ, равно как и для применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП, учитывая конкретные обстоятельства дела, не установлено.
При таких данных суд апелляционной инстанции, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу о законности оспариваемого постановления.
Кроме того, принимая во внимание дату обращения Общества в арбитражный суд с заявлением об обжаловании постановления Инспекции от 06.04.2021 N 77252109600082100002 о назначении административного наказания (24.01.2022) и недоказанность заявителем факта пропуска процессуального срока на обжалование указанного постановления по уважительной причине, также является правомерным вывод суда первой инстанции о пропуске Обществом срока, установленного ч.1 ст.30.3 КоАП РФ в отношении оспаривания постановления Инспекции.
Все доводы, изложенные заявителем в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, в том числе довод о нахождении руководителя Общества на амбулаторном лечении с марта 2021 г., нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, подробно исследованы судом и им дана правильная оценка.
Оснований для переоценки выводов, изложенных судом первой инстанции в решении, не усматривается.
Таким образом, изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о правомерности вывода суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе и аналогичные заявлению, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и основаны на ошибочном толковании заявителем норм права, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2022 по делу N А40-10711/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-10711/2022
Истец: ООО КОМПАНИЯ "ЭЛИЗ-СТРОЙ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 25 ПО Г. МОСКВЕ