г. Пермь |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А50-31056/2021 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Голубцова В.Г.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица, Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края,
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 03 марта 2022 года,
принятое в порядке упрощенного производства
по делу N А50-31056/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уральское качество" (ОГРН 1155958102937, ИНН 5907022887)
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939)
о признании незаконным и отмене постановления от 17.11.2021 N 8580л по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьей 9.23 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Уральское качество" (далее - Общество, общество, управляющая компания или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - Инспекция, административный орган) от 17.11.2021 N 8580л, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 24.02.2022, мотивированное решение изготовлено 03.03.2022), в удовлетворении ходатайства ООО "Уральское качество" о переходе к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства отказать. Требования ООО "Уральское качество" удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 17.11.2021 N 8580л о назначении обществу с ограниченной ответственностью "Уральское качество" административного наказания по части 3 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что вывод суда, что договором от 29.10.2018 N 92/ВДГО о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) многоквартирного дома (далее - договор N 92/ВДГО) и Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410) не предусмотрен порядок допуска в квартиры, а также не предусмотрен особый порядок извещения собственников жилых помещений о предстоящем проведении работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее - ТО ВДГО) является ошибочным. Выбранный обществом способ извещения собственников жилых помещений о проведении планового ТО ВДГО не обеспечивает его поучение собственниками и не позволяет достоверно установить его получение. Доказательств направления жильцам дома N 60 по ул. Гайвинской г. Перми индивидуально адресованных письменных извещений (уведомлений) о необходимости обеспечить допуск в квартиры и последствиях недопуска в материалы дела не представлено. Считает, что для обеспечения максимально возможного доступа ООО "Уральское качество" могло провести ряд дополнительных мероприятий, а именно: совершить обход жилых помещений с разъяснением необходимости предоставления доступа сотрудникам специализированной организации для проверки газового оборудования и последствий в случае отказа от предоставления такого доступа, собрать общее собрание собственников помещений с целью разъяснения необходимости соблюдения Правил N 410.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу (дополнительные уточнения по заявленным требованиям). Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Поступившая 21.04.2022 от Инспекции копия решения Пермского краевого суда от 11.04.2022 по делу N 7-627/2022, не подлежит приобщению к материалам дела в суде апелляционной инстанции на основании ч. 2 ст. 272.1 АПК РФ. Кроме того, материалы судебной практики не являются доказательствами по делу, при этом тексты судебных актов являются общедоступными.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова участвующих в деле лиц, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (21.04.2022).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки поступившего обращения АО "Газпром газораспределение Пермь" (далее - специализированная организация, исполнитель) административный орган посчитал установленным факт неисполнения заявителем обязанности обеспечения доступа представителей исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию МКД для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 27.10.2021 в отношении Общества протокола по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ (л.д. 23-24).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении должностным лицом Инспекции вынесено оспариваемое заявителем постановление от 17.11.2021 N 8580л, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 9.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 14-19).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению регулируются Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Правила).
Как определено в пункте 2 Правил "внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме" - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 16 Правил техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
В силу пункта 17 Правил заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются
- в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 42 Правил, управляющая организация обязана обеспечить доступ представителей специализированной организации к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования, а также для приостановления подачи газа в случаях, предусмотренных Правилами.
Согласно пункту 46 Правил N 410, выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется в сроки и с периодичностью, которые предусмотрены договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с настоящими Правилами. Конкретные дата и время выполнения указанных работ в конкретном многоквартирном доме (помещении многоквартирного дома) и домовладении планируются исполнителями путем составления соответствующих графиков (годовых, квартальных и месячных), информация о которых доводится до сведения заказчиков через средства массовой информации и сеть "Интернет", путем размещения объявлений на расположенных в местах общего доступа (в том числе в непосредственной близости от указанных многоквартирных домов и домовладений) информационных стендах, путем направления электронных или почтовых сообщений, а также иными доступными способами, позволяющими уведомить о времени и дате выполнения этих работ.
Пунктом 47 Правил N 410 установлено, что в случае отказа заказчика в допуске сотрудников исполнителя в жилые или нежилые помещения для выполнения работ (оказания услуг) по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на основании уведомлений, доведенных до сведения заказчика способами, предусмотренными пунктом 46 настоящих Правил, такой допуск осуществляется с соблюдением порядка, предусмотренного пунктами 48 - 53 настоящих Правил.
Пунктом 48 Правил N 410 установлено, что исполнитель обязан уведомить способом, предусмотренным договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а если такой способ не указан в договоре, средствами почтовой, телефонной связи или иным способом, позволяющим установить факт получения заказчиком такого уведомления, о дате, времени и перечне работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не позднее чем за 20 дней до их проведения.
Пунктом 49 Правил N 410 установлено, что исполнитель направляет заказчику способом, позволяющим определить дату получения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для заказчика дате (датах) и времени допуска сотрудников исполнителя для выполнения работ и разъяснением последствий бездействия заказчика или его отказа в допуске сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию
Пунктом 50 Правил N 410 установлено, что заказчик обязан сообщить в течение 7 календарных дней со дня получения извещения, указанного в пункте 49 настоящих Правил, способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для заказчика дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней обеспечения допуска сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение для выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Если заказчик не может обеспечить допуск сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение в течение 6 ближайших 10 дней, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения указанных работ.
Пунктом 51 Правил N 410 установлено, что при невыполнении заказчиком положений пункта 50 настоящих Правил исполнитель повторно направляет заказчику письменное извещение в соответствии с пунктом 49 настоящих Правил, а заказчик обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию о дате и времени возможного допуска к выполнению работ по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 53 Правил N 410 установлено, что если заказчик не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 раза и более не допустил сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение для выполнения предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в согласованные с заказчиком дату и время, сотрудники исполнителя составляют акт об отказе в допуске к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, расположенному в соответствующем помещении, и о невозможности проведения работ по техническому обслуживанию указанного оборудования в соответствии с указанным договором. Этот акт подписывается сотрудниками исполнителя и заказчиком (его уполномоченным представителем), а в случае отказа заказчика (его уполномоченного представителя) от подписания акта - сотрудниками исполнителя и незаинтересованными лицами.
В акте указываются дата и время прибытия сотрудников исполнителя для выполнения работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, причины отказа заказчика в допуске сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию (если заказчик сообщил о таких причинах) и иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) заказчика, препятствующих сотрудникам исполнителя в проведении работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Один экземпляр акта сотрудники исполнителя передают заказчику (его уполномоченному представителю), а при отказе последнего от принятия акта делают в акте соответствующую отметку.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество является управляющей организацией многоквартирного дома N 60 по улице Гайвинской города Перми.
29.10.2018 между АО "Газпром газораспределение Пермь" (исполнитель) и Обществом (Заказчик) заключен договор N 92/ВДГО на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении заявителя.
В соответствии с пунктом 6.1 договора настоящий договор вступает в силу с 29.10.2018 и действует до 29.10.2021.
Пунктом 3.1.4 договора предусмотрена обязанность заказчика (общества) обеспечить свободный доступ представителям исполнителя (АО "Газпром газораспределение Пермь") к обслуживаемым объектам.
Объем работ по техническому обслуживанию, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, подлежащий выполнению АО "Газпром газораспределение Пермь", установлен подпунктами 1.2, 1.5 договора.
Приложением N 2 к договору утвержден график выполнения работ, в соответствии с которым проведение работ по техническому обслуживанию ВДГО многоквартирного жилого дома N 60 по улице Гайвинской города Перми запланировано на июнь 2021 года (л.д. 29-33).
10.03.2021 специализированная организация направила в адрес заявителя уведомление о проведении технического обслуживания ВДГО по адресу: г. Пермь, ул. Гайвинская, 60, 28.05.2021.
В связи с отказом в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию, 28.05.2021 названные работы исполнителем не проведены.
07.06.2021 в адрес управляющей компании направлено уведомление о проведении технического обслуживания ВДГО многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Гайвинская, 60, 20.09.2021.
В назначенную дату представителем специализированной организации составлен акт об отказе в допуске к внутридомовому газовому оборудованию для проведения работ по техническому обслуживанию и невозможности проведения работ по адресу: г. Пермь, ул. Гайвинская, 60. В качестве причины отказа в допуске сотрудников АО "Газпром газораспределение Пермь" к внутридомовому газовому оборудованию указано на отсутствие уведомлений собственников (пользователей) о необходимости доступа в жилые помещения для проведения технического обслуживания.
Указанные обстоятельства расценены Инспекцией как доказательства нарушения заявителем пункта 42 Правил N 410, неисполнения обязанности по обеспечению доступа представителей специализированной организации к внутридомовому газовому оборудованию жилых помещений МКД для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения устанавливается на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, в иных протоколах, предусмотренных данным Кодексом, в объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в показаниях потерпевшего, свидетелей, в заключениях экспертов, в иных документах, составленных, в частности, вследствие использования специальных технических средств.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Недоказанность вины привлекаемого к ответственности лица означает недоказанность состава административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим назначение административного наказания.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам ст. 71 АПК РФ, руководствуясь положениями вышеназванных норм, суд первой инстанции установил, что ни договором, ни Правилами N 410 не предусмотрен механизм предоставления доступа к участкам ВДГО, расположенным непосредственно в квартирах.
Далее, учитывая, что законодательством Российской Федерации запрещен доступ в жилые помещения без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан и допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, а особый порядок извещения собственников жилых помещений спорного дома о предстоящем проведении работ по техническому обслуживанию ВДГО, в том числе путем направления соответствующих извещений жильцам в индивидуальном порядке, в договоре не закреплен, суд первой инстанции установив, что объявления о предстоящем техническом обслуживании заблаговременно вывешивались обществом на входе в подъезды многоквартирного дома, признал достаточным для признания обязанности управляющей компании по обеспечению допуска представителей специализированной организации для проведения работ по техническому обслуживанию ВДГО исполненной.
Кроме того, в рассматриваемом случае из материалов дела не следует, что доступ в квартиры невозможен по вине управляющей организации.
При таких обстоятельствах, как верно отметил суд первой инстанции, общество приняло все зависящие от него меры по обеспечению доступа представителей АО "Газпром газораспределение Пермь" в жилые помещения многоквартирного жилого дома. Иного суду апелляционной инстанции в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Инспекцией не доказано наличие в действиях общества вины во вмененном административном правонарушении.
Недоказанность вины лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции.
Ссылка Инспекции на решение Пермского краевого суда от 11.04.2022 по делу N 7-627/2022 апелляционным судом признается несостоятельной, так как в силу ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
В рассматриваемом случае, как установлено, обществом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 9.23 КоАП РФ.
В целом, все доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права, по существу сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которые были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
В удовлетворении апелляционной жалобы по приведенным мотивам следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края, принятое в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 24.02.2022, мотивированное решение изготовлено 03.03.2022) по делу N А50-31056/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-31056/2021
Истец: ООО "УРАЛЬСКОЕ КАЧЕСТВО"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ПЕРМСКОГО КРАЯ