г. Тула |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А09-12092/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.04.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бычковой Т.В., судей Грошева И.П. и Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Левичевой А.С., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Навлинского района Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 31.08.2021 по делу N А09-12092/2020 (судья Азаров Д.В.), принятое по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Брянской области "Брянсккоммунэнерго" (г. Брянск, ИНН 3250054100, ОГРН 1043244003582) к муниципальному образованию Навлинское городское поселение в лице администрации Навлинского района Брянской области (Брянская область, п. Павля, ИНН 3221002202, ОГРН 1023202536070) о взыскании 361 262 руб. 04 коп.,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Брянской области "Брянсккоммунэнерго" (далее - ГУП "Брянсккоммунэнерго", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к муниципальному образованию "Навлинское городское поселение" в лице администрации Навлинского района Брянской области (далее - МО "Навилинское городское поселение", муниципальное образование, ответчик) о взыскании 361 262 руб. 04 коп. убытков в размере стоимости нормативных потерь 131,6113 Гкал тепловой энергии в тепловых сетях ответчика (от котельной пер. Д. Емлютина, 1 "Центральная" и от котельной ул. Советская (НГЧ)) за период с 01.09.2019 по 30.04.2020.
Определением от 09.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственного регулирования тарифов Брянской области (далее также - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 31.08.2021 исковые требования удовлетворены.
Администрация Навлинского района Брянской области обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Брянской области от 31.08.2021 по делу N А09-12092/2020, в которой просит отменить указанное решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы ссылается на то, истцом не принято разумных мер для компенсации выпадающих доходов (убытков от потерь), соответственно, в случае их наличия в этом есть и его вина, степень которой, по мнению ответчика, судом первой инстанции не определена (п.13 Основ ценообразования, ст. 404 ГК РФ).
Заявитель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не рассмотрено ходатайство ответчика об истребовании доказательств от 19.05.2021 N 2053.
Заявитель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не исследованы доказательства, приведенные тарифным регулятором (ч.1 ст.10, ч.4 ст.71, ч.1 ст.270 АПК РФ).
Заявитель жалобы полагает, что при осуществлении регулируемой деятельности на территории Навлинского городского поселения истец в спорный период получил оплату за весь объем тепловой энергии, переданной им на компенсацию нормативных потерь (передано 6453,91 Гкал - оплачено 11870,8 Гкал), в связи с чем, по мнению ответчика, убытков (реального ущерба) у истца не имеется (п.128 Правил коммерческого учета от 18.11.2013 N 1034, п.1 ст.547 ГК РФ).
В суд апелляционной инстанции от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому возражал по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
От ответчика, истца поступили письменные пояснения.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2022 в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Егураевой Н.В. на судью Грошева И.П., в связи с чем рассмотрение дела произведено с самого начала.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили. Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предприятие, являясь теплоснабжающей организацией в период с 01.09.2019 по 30.04.2020 осуществляло поставку тепловой энергии и горячей воды потребителям на территории муниципального образования "Навлинское городское поселение", в том числе по тепловым сетями и сетям горячего водоснабжения находящимся в собственности муниципального образования (от котельной пер. Д. Емлютина, 1 "Центральная" и от котельной ул. Советская (НГЧ)) (т. 1 л.д. 37-68).
Муниципальное образование решений о передаче тепловых сетей в пользование теплосетевой организации не принимало, в связи с чем, нормативные потери тепловой энергии в указанных муниципальных сетях не были включены в тариф предприятия на 2019-2020 года (т. 1 л.д. 115-116, 123-124, 140).
Письмами от 26.02.2020 и от 25.09.2020 предприятие направило в адрес муниципального образования досудебные претензии, содержащие требования о плате стоимости нормативных потерь 131,6113 Гкал тепловой энергии в муниципальных сетях за период с 01.09.2019 по 30.04.2020 (т. 1 л.д. 6-9).
Полагая, что бездействие муниципального образования, выразившееся в не передаче тепловых сетей теплосетевой организации, привело к возникновению у предприятия убытков в размере стоимости нормативных потерь тепловой энергии, последнее обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском о взыскании.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее также - ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ) теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объёме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.
Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Из приведённой нормы права следует, что предприятие (теплоснабжающая организация) осуществляющее теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объём тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций.
В соответствии с ч. 6 ст. 17 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключённого теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
Оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии (ч.ч. 1, 5 ст. 17 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ).
Таким образом, законодатель стимулирует собственника сетей к урегулированию отношений в сфере теплоснабжения посредством установления тарифа и заключения договора на передачу тепловой энергии и возмещения затрат посредством тарифного регулирования либо возмещения расходов в рамках взыскания убытков.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Основанием для удовлетворения требования о взыскании убытков является доказанность совокупности следующих фактических обстоятельств: факт причинения убытков и их размер, неправомерность действий (бездействия) ответчика и наличие причинной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2004 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация теплоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения.
Объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав предприятий), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт таких объектов, отнесены к муниципальному имуществу (п. 1 приложения N 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1).
Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (ст.ст. 210, 539, 544 ГК РФ, п. 5 ст. 15, п. 2 ст. 19 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ, п. 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808)).
Судом первой инстанции установлен факт осуществления предприятием в период с 01.09.2019 по 30.04.2020 деятельности по снабжению тепловой энергией конечных потребителей на территории муниципального образования "Навлинское городское поселение" с использованием муниципальных тепловых сетей (от котельной пер. Д. Емлютина, 1 "Центральная" и от котельной ул. Советская (НГЧ)).
В отсутствие доказательств принятия муниципальным образованием решения по своевременному закреплению спорных сетей за теплосетевой организацией, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о доказанности истцом факта бездействия муниципального образования, выразившегося в непринятии указанного решения и как следствие невозможности для предприятия возместить часть своих затрат, связанных с оплатой тепловых потерь в муниципальных сетях, а также связь между ними.
Такое бездействие не может являться основанием для освобождения муниципального образования от обязанности нести расходы, связанные с эксплуатацией тепловых сетей.
Иное поставит в неблагоприятное положение теплоснабжающую организацию, которая, поставляя тепловую энергию, вынуждена нести дополнительные расходы по нормативным потерям тепловой энергии в не принадлежащих ей сетях.
Размер убытков (нормативных потерь тепловой энергии) определён истцом в соответствии с требованиями порядка определения нормативных потерь при передаче тепловой энергии (утв. приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325).
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании с ответчика 361 262 руб. 04 коп. убытков является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о том, что нормативные потери включены в состав тарифа предприятия на тепловую энергию, реализуемую потребителям тепловой энергии, как основание для отказа в удовлетворении заявленных требований, как противоречащий Основам ценообразования в сфере теплоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075).
Для проверки доводов ответчика определением от 15.11.2021 суд апелляционной инстанции предложил истцу представить в суд расчет включенных в тариф потерь, официальную отчетность о наличии убытков от потерь в спорный период.
Истцом указанные выше документы были представлены в суд апелляционной инстанции, а их копии направлены ответчику.
Ответчик, ознакомившись с представленными истцом документами, представил в суд пояснения, в которых указал, что приведенные органом регулирования данные о величине нормативных потерь в тарифе, установленном истцу на 2019-2020, а также официальные данные истца об объеме фактических потерь тепловой энергии на территории Навлинского городского поселения свидетельствуют о том, что реальный ущерб за период 2019-2020 у истца отсутствует.
Суд апелляционной инстанции полагает, что указанный вывод ответчика является ошибочным.
Указанный выше вывод был сделан ответчиком лишь на примерном анализе данных о потерях в тепловых сетях ГУП "Брянсккоммунэнерго", которые не содержат затрат (изначально) на потери в сетях администрации Навлинского района.
Указанные выводы ответчика противоречат действующему законодательству в сфере теплоснабжения и тарифообразования, по следующим основаниям:
В тарифе, установленном для ГУП "Брянсккоммунэнерго" не содержатся затраты на потери в сетях администрации Навлинского района, поскольку это противоречит действующему законодательству, так как ресурсоснабжающая организация лишена права включать в свой тариф нормативные потери в сетях другого собственника.
Потери в муниципальных сетях в соответствии с действующим тарифным регулированием не учтены в установленном предприятию тарифе и соответственно подлежат возмещению собственником сетей.
Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется именно принадлежностью этих сетей (ст. ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 15, п. 2 ст. 19 Закона о теплоснабжении, п. 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, приказ Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 г. N 325).
ФЗ N 190 "О теплоснабжении" предусмотрен единый механизм отношений между собственниками тепловых сетей и энергоснабжающеми организациями, в том числе в части урегулирования отношений по возмещению потерь.
Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190- ФЗ теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг но передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Исходя из изложенных норм ГУП "Брянсккоммунэнерго", осуществляющее теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети других организаций.
Частью 6 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что собственники или иные законные владельцы тепловых сетей (под собственниками или иными законными владельцами тепловых сетей понимаются лица, которые не имеют статуса субъектов, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии) не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Таким образом законодатель стимулирует собственника сетей к урегулированию отношений в сфере теплоснабжения посредством установления тарифа и заключения договора на передачу тепловой энергии и возмещения затрат посредством тарифного регулирования либо возмещения расходов в рамках взыскания убытков.
В соответствии с ч. 1, ч.5 ст. 17 ФЗ "О теплоснабжении" передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией, в соответствии с устанавливаемым тарифом на услуги по передаче тепловой энергии.
Отсутствие утвержденного тарифа по передаче тепловой энергии, делает невозможным заключение договора между истцом и ответчиком на передачу тепловой, соответственно, лишает истца возможности на включение затрат в тариф.
При этом лишь владелец тепловых сетей может включить в тариф, определяющей стоимость передаваемой конечным потребителям тепловой энергии, стоимость потерь, возникающих при транспортировке энергии в принадлежащих ему сетях.
При указанных обстоятельствах, поскольку собственник тепловых сетей в лице Администрации не предпринял соответствующих действий по передаче принадлежащих ему сетей на обслуживание хозяйствующему субъекту, который, являясь теплосетевой организацией, обеспечивал бы эксплуатацию сетей и производил бы взаиморасчеты с истцом, то истец в результате такого бездействия Администрации лишился возможности возместить часть своих затрат, связанных с оплатой тепловых потерь в муниципальных сетях, в том числе, путем включения стоимости потерь в тарифы на тепловую энергию и понес убытки.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 31.08.2021 по делу N А09-12092/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В. Бычкова |
Судьи |
И.Г. Сентюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-12092/2020
Истец: ГУП "Брянсккоммунэнерго"
Ответчик: Администрация Навлинского района Брянской области
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ