г. Москва |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А40-223525/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
Ж.В.Поташовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.02.2022 по делу N А40-223525/21
по заявлению АО "Электроцентромонтаж" (ИНН 7730014175)
к МУ Росприроднадзора по Москве и Калужской области (ИНН 7724559170)
о признании недействительным уведомление,
при участии:
от заявителя: |
Ковальчук П.В. по дов. от 01.01.2022; |
от заинтересованного лица: |
Османов Ш.О. по дов. от 14.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Электроцентромонтаж" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МУ Росприроднадзора по Москве и Калужской области (далее - Управление) о признании недействительным уведомления от 06.07.2021 N 06-60/6596, об обязании.
Решением суда от 21.02.2022 заявление общества удовлетворено.
С таким решением суда не согласилось МУ Росприроднадзора по Москве и Калужской области и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу МУ Росприроднадзора по Москве и Калужской области с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МУ Росприроднадзора по Москве и Калужской области поддержал доводы жалобы, представитель АО "Электроцентромонтаж" поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "Электроцентромонтаж" на основании поданной заявки выдано свидетельство N EIOIZVB9 от 08.09.2020 о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, "Промплощадка 1 Офис", расположенного по адресу: 121059, г. Москва, Бережковская наб., д 18А, тип объекта - площадной, введенный в эксплуатацию 15.11.2001 (далее - объект), с присвоением ему кода N 45-0277-003874-П и III категории негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС).
02.07.2021 общество обратилось с заявлением (исх. N 5077233 от 02.07.2021; вх. от 05.07.2021 N 60/9988) в МУ Росприроднадзора по Москве и Калужской области о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в региональном государственном реестре, понизив категорию негативного воздействия до IV (четвертой) категории, с учетом фактических характеристик объекта.
Оформляя заявление о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, Общество полагало, что Объект не подпадает под критерии установленные п.2. ст. 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2398, в отношении объектов III категории, на территории Объекта и на территории земельного участка отсутствуют какие-либо стационарные источники выбросов загрязняющих веществ (далее - ЗВ) в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения ЗВ в результате использования вод не для бытовых нужд, а также ввиду отсутствия объектов размещения отходов, какая либо производственная (промышленная) деятельность не осуществляется, т.к. объект является "офисным зданием".
06.07.2021 обществом получено Уведомление (исх. N 06-60/6596) об отказе в актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в котором в качестве оснований для отказа в актуализации указано буквально следующее:
- "Согласно п. 5 пп. "н" Правил N 572 отсутствуют сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду";
- "Согласно пп. "м" п. 5 Правил N 572 некорректно представлены сведения о программе производственного экологического контроля (ПЭК) в части указания даты окончания ПЭК".
Полагая, что указанное уведомление является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, АО "Электроцентромонтаж" обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу п. 1 ст. 4.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативноевоздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, -объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Согласно п.2. ст. 4.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:
- уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
- уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
- классификация промышленных объектов и производств;
- особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - Постановление Правительства РФ N 2398), установлены критерии отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду и к объектам III категории (прим: категория ранее присвоенная объекту), должны быть отнесены объекты подпадающие под следующие критерии:
- Эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий (п.6. Постановления);
Объект является:
- объектом размещения отходов производства и потребления после полного выполнения работ по ликвидации и (или) рекультивации, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, до снятия с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (nnl. П6 Постановления);
- объектом обработки отходов производства и потребления IV и V классов опасности (пп.2. п.5 Постановления);
Осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду:
- хозяйственной и (или) иной деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", не указанной в I, II и IVразделах настоящего документа (пп.1 п.6 Постановления);
- хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, не указанной в I и II разделах настоящего документа и не соответствующей критериям, установленным в разделе IV настоящего документа (пп.2 п.6 Постановления);
- хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев (пп.З п.6 Постановления);
- хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод, за исключением деятельности, указанной в пункте 10 настоящего документа (пп.4 п.6 Постановления);
- хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV настоящего документа (пп.5 п. 6 Постановления);
Согласно п.4 ст. 4.2. Федерального закона N 7-ФЗ, категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте НВОС.
Как было выше указано, объект является исключительно офисным зданием, используемом обществом для собственных нужд, в котором расположены стационарные рабочие места сотрудников головной организации Общества.
Понятие "офис" раскрывается в следующих действующих нормативных документах.
"ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от24.12.2020 N 1388-ст): "Пространство (3.2.1.1) внутри здания (3.1.1.3), используемое преимущественно для административной деятельности, (п. 3.2.3.6).
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП, "(здание, строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов) (подпункт 4 пункт 1.4) ".
При буквальном толковании приведенных выше норм следует, что здание или его часть является офисом в случае его одновременного соответствия следующим условиям, а именно: офис должен быть оборудован стационарными рабочими местами, оргтехникой и средствами связи, использоваться для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов и не использоваться непосредственно для производства товаров.
Общество в заявлении, в разделе III "Сведения о воздействии объекта на окружающую среду, буквально указывало на отсутствие на объекте и прилегающей к нему территории стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на отсутствие выпусков и сбросов сточных вод, на отсутствие объектов размещения отходов, что исключало необходимость проведения обществом мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства РФ N 2398 установлены критерии, при условии одновременного наличия, отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории:
- отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах, в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 и 9 настоящего документа) (пп.2 п. 7.1, Постановления);
- отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (пп.2 п. 7.1 Постановления);
- осуществление на объекте деятельности по производству, в том числе для собственных нужд, электрической энергии (с использованием оборудования с проектной электрической мощностью менее 1 МВт) и (или) пара и горячей воды (тепловой энергии) (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 7 настоящего документа (пп.З п. 7.1 Постановления);
- использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 7 настоящего документа (пп.4 п. 7.1 Постановления);
- осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод при условии отсутствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки), (пп.5 п. 7.1 Постановления);
- осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью менее 6 месяцев, (пп.6 п. 7.1 Постановления);
Отсутствие негативного воздействия на окружающую среду (отсутствие выпусков и сбросов сточных вод), подтверждается Заключением ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" (ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО") от 29.10.2020, согласно которому отобранные пробы сточной воды на выходе трубы ливневой канализации соответствуют нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
Отсутствие негативного воздействия на окружающую среду (наличие загрязняющих веществ в талой воде), также подтверждается Гигиенической оценкой результатов лабораторных измерений/испытаний N 346 от 08.04.2021 ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 170 Федерального медико-биологического агентства", согласно которой по результатам лабораторных испытаний в пробах талой воды проанализированные показатели не превышают установленные гигиенические нормативы.
Приведенные выше результаты исследований в совокупности является свидетельством отсутствия на объекте и прилегающей к ней территории стационарных источников, оказываемых воздействие на окружающую среду. Указанные доказательства были ранее предоставлены в адрес Управления, и он был проинформирован о результатах лабораторных исследований.
Кроме этого, на территории объекта и прилегающей территории не выполняет какие-либо работы на объекте с использованием ядерного топлива, не осуществляет производство электроэнергии, атомной промышленности. Помещения в спорном здании используются для размещения исключительно проектных офисов для выполнения работ на атомных объектах и объектах электроэнергетики в иных регионах присутствия общества в качестве производственного предприятия.
Объект расположен на огороженной территории, свободного доступа неограниченного круга лиц к нему не имеется (подъезд ограничен контрольно-пропускным пунктом), кроме этого здание не используется для оказания услуг неограниченному кругу населения, а используется обществом для размещения стационарных рабочих мест исполнительного органа и работников общества (бухгалтерия, служба безопасности, производственный отдел, отдел кадров и пр.)
Приведенные выше результаты исследований в совокупности является свидетельством отсутствия на Объекте и прилегающей к ней территории стационарных источников, отсутствия критериев отнесения Объекта к III категории НВОС, следовательно, отсутствия необходимости проведения мероприятий по снижению НВОС. Отказ в актуализации сведений об объекте НВОС по указанной причине является незаконным.
Производственный контроль, осуществляется обществом программой производственного контроля от 08.10.2020 Пр-001-08-21-2020, утвержденной генеральным директором (далее -Программа).
В п.6.1. Программы обществом указано на отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В п.6.2. Программы обществом указано на отсутствие производственного контроля в области охраны и использования водных объектов, в ввиду отсутствия очистных сооружений, т.е. отсутствует непосредственно сам предмет контроля и необходимость проведения мероприятий.
В п. 6.3. Программы обществом указаны мероприятия в отношении обращения с отходами в местах накопления люминесцентных ламп, с указанием периодичности: ежеквартально, в отношении отходов 2-ого класса опасности, с указанием периодичность: ежеквартально; в отношении 5-ого класса опасности, с указанием периодичность: ежеквартально.
Требования к разработке и утверждению Программы производственного экологического контроля лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, руководствуясь требованиями к содержанию Программы утвержденными Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля".
Указанным Приказом Минприроды России N 74 от 28.02.2018 не предусмотрены сроки по дате окончания ПЭК.
Кроме того, данное требование - дата окончания Программы, отсутствует и в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которому в соответствии с частью 5 статьи 67.1 Федерального закона N 7-ФЗ: Срок реализации плана мероприятий по охране окружающей среды не может превышать семь лет и не подлежит продлению.
Срок реализации программы повышения экологической эффективности не может превышать семь лет и не подлежит продлению, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи." (ч. 5 ст. 67.1 Федерального закона N 7-ФЗ).
Таким образом, законодательной нормой установлен предельный срок сроков реализации мероприятий, а с учетом даты принятия обществом Программы - 08.10.2020, предельный семилетний срок реализации мероприятий обществом не превышен и не противоречит указанным правовым нормам в сфере защиты окружающей среды.
Как следует из содержания пункта 6 статьи Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений, в том числе об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды (абз. 4).
Таким образом, положения абз. 4 п.6 ст. 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" является основанием для актуализации учетных данных, указанных при постановке объекта (офисное здание) на государственный учет.
Действительно отнесение офисного здания (объекта) к III категории НВОС обязывает заявителя составить Программу производственного экологического контроля и ежегодного отчета об организации о результатах осуществления производственного экологического контроля на Промплощадке 1, Офис по адресу: г. Москва, Бережковская наб. 18А.
Данная обязанность исполняется заявителем.
Как следует из представленной заявителем Программы, у заявителя отсутствуют стационарные источники выбросов в окружающую среду, в связи с чем Управление после сверки представленных данных с учетными данными, указанными при постановке объекта НВОС на учет, имело основания для снижения категорию объекта НВОС.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ иное Управлением не доказано.
Наличие новой инвентаризации объекта в части характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей, являются основанием к актуализации по основанию аб.4 п.6 ст.69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Относительно пп. "н" п. 5 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572 (далее -Правила), в части предоставления сведений о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду, следует рассматривать в случае проведения мероприятий направленных на снижение выбросов/сбросов/образование отходов), но это к объекту общества не может иметь отношение, т.к. фактически отсутствует непосредственно сам предмет регулирования, который следует снижать такими мероприятиями.
Пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" объектом оказывающем негативное влияние на окружающую среду (НВОС), является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. К деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, относятся: - выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; - сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; - хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Таким обрахом, отказ Управления в актуализации сведений об Объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, расположенного по адресу 121 059, г. Москва, Бережковская наб., д 18А, нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, незаконно возлагает на него обязанность по уплате денежных средств в качестве экологических сборов и оплате услуг сторонних организаций по составлению отчетов и проведения необоснованных проверочных мероприятий, составлению отчетов.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования АО "Электроцентромонтаж" подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.02.2022 по делу N А40-223525/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-223525/2021
Истец: АО ПО МОНТАЖУ И НАЛАДКЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И ПОДСТАНЦИЙ "ЭЛЕКТРОЦЕНТРОМОНТАЖ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО Г. МОСКВЕ И КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ