город Воронеж |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А64-8923/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Бумагина А.Н.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "КомЭк" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.12.2021 по делу N А64-8923/2021 по заявлению Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1043600077762, ИНН 3664060362) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "КомЭк" (ОГРН 1056882350755, ИНН 6829015377) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "КомЭк": Сушкова Т.А. - представитель по доверенности от 01.10.2019, сроком действия на 3 года, предъявлен паспорт;
от Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Центрально-Черноземное МУ Росприроднадзора, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "КомЭк" (далее - ООО "КомЭк", Общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.12.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
ООО "КомЭк" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "КомЭк" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Считает, что не доказан состава вмененного административного правонарушения, в том числе с учетом его переквалификации судом.
От Центрально-Черноземного МУ Росприроднадзора поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель ООО "КомЭк" поддержал доводы апелляционной жалобы. Просил в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности отказать.
Центрально-Черноземное МУ Росприроднадзора в судебное заседание явку своих представителей не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "КомЭк" имеет лицензию N 068 00101 от 11.10.2016 на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (в части осуществления работ по сбору 4 класса опасности, транспортированию отходов 4 класса опасности, обработке отходов 4 класса опасности и размещению (захоронению) отходов 4 класса опасности).
Лицензия выдана Центрально-Черноземным МУ Росприроднадзора.
Срок действия лицензии - бессрочно.
Согласно Сведениям об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2020 год, представленными Обществом по форме N 2-ТП (отходы), а также оборотно-сальдовой ведомости по счету 10 "Материалы" за 1 полугодие 2021 года, ООО "КомЭк" принято на захоронение на эксплуатируемый полигон ТКО от других хозяйствующих субъектов 6101,8 тонн отходов.
Центрально-Чероноземным МУ Росприроднадзора на основании решения от 31.08.2021 N 855/п/Т была проведена плановая выездная проверка ООО "КомЭк" в сфере деятельности по сбору отходов 4 класса опасности, транспортированию отходов 4 класса опасности, обработке отходов 4 класса опасности и размещению (захоронению) отходов 4 класса опасности.
В ходе проверки было выявлено, что указанный полигон для размещения отходов находится на земельном участке с кадастровым номером 68:20:3659004:1, общей площадью 235 290 кв.м., расположенный по адресу Россия, Тамбовская область, Тамбовский район, примерно в 2700 м по направлению на северо-запад от поселка Первомайский; разрешенное использование - для размещения комплекса по сортировке и утилизации твердых бытовых отходов в составе мусоросортиовочного завода с первичной переработкой твердых бытовых отходов и полигона их захоронения.
Согласно рабочему проекту "Комплекс по сортировке и утилизации ТБО в составе мусоросортировочного завода с первичной переработкой твердых бытовых отходов и полигона их захоронения", выполненному ООО ПКФ "Экосервис", представленному к Заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проекту комплекса по сортировке и утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО) в составе мусоросортировочного завода с первичной переработкой ТБО и полигону для их захоронения в Тамбовском районе Тамбовской области, утвержденному приказом Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тамбовской области от 27.06.2006 N 277, следует, что проектируемый комплекс состоит из двух основных зон: хозяйственная зона и зона захоронения ТБО. Основное сооружение зоны захоронения - участок складирования ТБО. Технико-экономическими показателями по участку установлена площадь территории полигона 193320,0 м2, в том числе:
а) площадь территории участка захоронения - 168156,0 кв.м.;
б) площадь территории под земляным валом - 8650,0 кв.м.;
в) площадь территории под земляной канавой - 6414,0 кв.м.;
г) площадь озеленения - 10100,0 кв.м.
Высота складирования над поверхностью земли - 22,0 м.
Согласно разделу 3.2.5 проекта "Расчет фактической вместимости полигона", фактическая вместимость полигона с учетом уплотнения определяется суммированием захоронения подземной части и надземной части полигона. Подземная часть полигона включает в себя участок первой очереди эксплуатации, участок второй очереди эксплуатации, участок третьей очереди эксплуатации.
Вместимость 1 очереди эксплуатации (подземная часть) определена в объеме 236829,21 м.куб. При этом, площадь 1 очереди эксплуатации определена в размере: площадь основания - 49021,4 кв.м., площадь верхней площадки - 67716,0 кв.м..
Вместимость 2 очереди эксплуатации (подземная часть) определена в объеме 199484,97 м.куб. При этом, площадь 2 очереди эксплуатации определена в размере: площадь основания - 46265,18 кв.м., площадь верхней площадки - 49895,0 кв.м.
Вместимость 3 очереди эксплуатации (подземная часть) определена в объеме 236829,221 м.куб. При этом, площадь 3 очереди эксплуатации определена в размере: площадь основания - 57744,28 кв.м., площадь верхней площадки - 62316,0 кв.м.
Вместимость 4 очереди эксплуатации (надземная часть) определена в объеме 1 869 021,7 м.куб. При этом, площадь 4 очереди эксплуатации определена в размере: площадь основания - 167508,0 кв.м., площадь верхней площадки - 23980,0 кв.м.
Разрешение от 26.10.2006 выдано Администрацией Тамбовского района ООО "КомЭк" на строительство "Комплекса по сортировке и утилизации ТБО в составе мусоросортировочного завода с первичной переработкой ТБО и полигона их захоронения".
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 05.03.2007 выдано Администрацией Тамбовского района ООО "ТЭКО-Сервис" на объект капитального строительства "Первая очередь (карта) полигона захоронения ТБО" строящегося комплекса по сортировке и утилизации ТБО в составе мусоросортировочного завода с первичной переработкой ТБО и полигона их захоронения, с расчетной вместимостью 151 000 м3 и расчетным сроком эксплуатации 2,5 года.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 68-20-17 от 29.05.2008 выдано Администрацией Тамбовского района ООО "ТЭКО-Сервис" на объект капитального строительства "Комплекс по сортировке и утилизации ТБО в составе мусоросортировочного завода с первичной переработкой ТБО и полигона их захоронения".
В отношении Полигона захоронения ТБО указаны следующие сведения.
Общая площадь - 193320 кв.м.
Карта N 1 полигона (разрешение на ввод в эксплуатацию от 05.03.2007), расчетный срок эксплуатации 2,5 года.
Карта полигона N 3 (подготовлена для приемки сортированных ТБО), расчетный срок эксплуатации 5,5 лет.
Разрешение на строительство N RU 68520000-191 от 12.07.2013, продлено до 01.09.2014, выдано Администрацией Тамбовского района ООО "КомЭк" на объект капитального строительства: "вторая карта полигона по захоронению твердых бытовых отходов", площадь земельного участка 235290 кв.м., площадь карты 48157 кв.м.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 68520000-379 от 01.09.2014 выдано Администрацией Тамбовского района ООО "КомЭк" на объект капитального строительства: "вторая карта полигона по захоронению твердых бытовых отходов", строительный объем, в том числе надземной части 1 178 967 м.куб.
Между ООО "Технопарк" и ООО "КомЭк" 16.08.2017 заключен договор аренды недвижимого имущества N ТП-17/94-ЭК-17/461, по условиям которого ООО "КомЭк" принимает во временное владение и пользование следующее недвижимое имущество:
Сооружение - комплекс по сортировке и утилизации твердых бытовых отходов. Назначение: иное. Инвентарный номер: 47/331.
Здание, назначение: нежилое здание. Площадь: общая 1506.9 кв.м. Инвентарный номер: 47/Г7331. Этажность: 1. Адрес (местоположение): Россия, Тамбовская область, Тамбовский район, примерно в 2700 м по направлению на северо-запад от п. Первомайский. Кадастровый (или условный) номер: 68:20:3659004:66.
Котельная на сыпучих древесных отходах, назначение: нежилое здание. Площадь: общая 116.2 кв.м. Инвентарный номер: 47/3/331. Литер: 3. Этажность: 1. Адрес (местоположение): Россия, Тамбовская область, Тамбовский район, примерно в 2700 м по направлению на северо-запад от п. Первомайский. Кадастровый (или условный) номер: 68-68-14/038/2012-395.
Земельный участок из категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности и земли иного специального назначения", с видом разрешенного использования - для размещения комплекса по первичной переработке твердых бытовых отходов. Площадь: 64710 кв.м. Адрес (местоположение): Россия, Тамбовская область, Тамбовский район, примерно в 2700 м по направлению на северо-запад от п. Первомайский. Кадастровый (или условный) номер: 68:20:3659004:52.
ООО "КомЭк" арендует земельный участок по договору от 29.10.2019 N 85 с Администрацией Тамбовского района Тамбовской области.
По условиям договора аренды N 85, земельный участок с кадастровым номером 68:20:3659004:1, площадью 235290 м2 передан в ООО "КомЭк" для размещения Комплекса по сортировке и утилизации твердых бытовых отходов в составе мусоросортировачного завода с первичной переработкой твердых бытовых отходов и полигона захоронения твердых бытовых отходов. Срок действия данного договора с 29.10.2019 по 28.10.2021.
Указанное в договоре недвижимое имущество - Полигон для захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) - 1 очередь строительства, назначение: сооружения коммунального хозяйства не зарегистрировано в качестве объекта недвижимого имущества в установленном законом порядке.
Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером: 68:20:3659004:1, общей площадью 235290 м2, на котором непосредственно размещаются отходы, введена в эксплуатацию и зарегистрирована в установленном порядке только 1 очередь полигона - 2-я карта полигона (по данным в ЕГРН благоустроенная территория составляет - 81487 м2).
Согласно данным Государственного реестра объектов размещения отходов объект с номером 68-00004-3-00592-250914 (Тамбовский район) включен в реестр приказом N 592 от 25.09.2014.
Согласно данным Государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействия на окружающую среду, объект: "Промплощадка N 1, 392501, РФ, Тамбовская область, Тамбовский район, примерно в 2700 м по направлению на северо-запад от п. Первомайский, кадастровый номер участка 68:20:3659004:1" включен в реестр за номером 68-0168-000206-П/З от 28.05.2019.
Данный участок расположен на приаэродромной территории действующего аэродрома гражданской авиации Тамбов (Донское) в 12 километрах от контрольной точки (52.4823 градуса северной широты, 041.2858 градуса восточной долготы, определенных по геометрическому центру взлетно-посадочной полосы аэродрома).
Согласование от уполномоченного органа (Росавиация) на размещение в границах этой территории объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, отсутствует.
На земельном участке с кадастровым номером: 68:20:3659004:1, общей площадью 235290 м2, на котором непосредственно размещаются отходы, введена в эксплуатацию и зарегистрирована в установленном порядке только 1 очередь полигона - 2-я карта полигона (по данным в ЕГРН благоустроенная территория составляет - 81487 м2).
Захоронение отходов осуществляется по периметру всего земельного участка, предназначенного под полигон, в том числе на 1 и 3 картах, право собственности и пользования на которое у ООО "КомЭк" отсутствует.
Кроме того, в настоящее время заполняется 4 карта полигона (наземная), которая располагается над 1,2,3 картами. Существование 4 карты обусловлено проектной высотой полигона - 22 м, глубина полигона ниже уровня земли составляет 5-6 м. Фактическое разделение на карты в экспертном заключении государственной экологической экспертизы отсутствует. Проект в необходимом объеме не предоставлен.
Результаты проверки отражены в акте от 11.10.2021 N 855/п/Т.
Общество извещено о дате и времени решения вопроса о привлечении к административной ответственности уведомлением от 19.10.2021 N 20/6803-ТА/16988, полученным представителем Общества.
20.10.2021 Центрально-Черноземным МУ Росприроднадзора в присутствии законного представителя Общества - генерального директора Блюма И.Х. был составлен протокол об административном правонарушении.
Административный орган установил, что вышеуказанные факты являются нарушением части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; части 2 статьи 12 Федерального закона от 24.061998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; подпункта "а" пункта 3 и пункта 4 Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV класса опасности"; пункта 1.3 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ 02.11.1996 и согласованной письмом Государственного комитета санитарно-эпидемиологического контроля РФ от 10.06.1996 N 01-8/17-11.
Как указано в протоколе об административном правонарушении, Обществу вменено грубое нарушение лицензионного законодательства, которое выразилось в том, что эксплуатируемый Обществом полигон ТКО как сооружения не соответствует установленным требованиям законодательства, а именно:
1. Объект размещения отходов находится в границах шестой подзоны приаэрадромной территории действующего аэродрома гражданской авиации при отсутствии согласования Росавиации, что создает возможность угрозы безопасности полетов.
2. На земельном участке, на котором непосредственно размещаются отходы, введена в эксплуатацию и зарегистрирована в установленном порядке только 1 очередь полигона - 2-я карта, площадью 81487 кв.м. При этом захоронение отходов осуществляется по периметру всего земельного участка, в том числе на 1-3 картах, право собственности и пользования которыми Обществом не оформлено.
3. В экспертном заключении государственной экологической экспертизы не производилось фактическое разделение на карты. Проект в необходимом объеме не предоставлен.
Законный представитель Общества вину в совершении правонарушения не признал.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о привлечении ООО "КомЭк" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд пришел к выводу о том, что материалы дела об административном правонарушении не подтверждают наличие объективной стороны вмененного правонарушения в части:
отсутствия согласования уполномоченного органа на размещение в границах территории шестой подзоны приаэродромной территории действующего аэродрома гражданской авиации полигона для ТКО как объекта, способствующего привлечению и массовому скоплению птиц;
использования Обществом как лицензиатом объекта размещения отходов I-IV классов опасности в нарушение документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (превышения высоты складирования ТБО над поверхностью земли).
Одновременно, деяние в части размещения отходов над объектами недвижимости (1,3 карты полигона), не принадлежащими ООО "КомЭк" на каком-либо праве, суд переквалифицировал по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, не усмотрев грубых нарушений лицензионных требований.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 АПК РФ).
Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере лицензирования регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
От имени контрольного (надзорного) органа государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, в соответствии со статьей 27 Закона N 248-ФЗ вправе осуществлять следующие должностные лица:
1) руководитель (заместитель руководителя) контрольного (надзорного) органа;
2) должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду государственного контроля (надзора), виду муниципального контроля, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее также - инспектор).
Ограничения и запреты, связанные с исполнением полномочий инспектора установлены статьей 37 Закона N 248-ФЗ, в соответствии с которой, инспектор не вправе:
1) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольного (надзорного) органа;
2) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением контрольного (надзорного) органа.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Как следует из пункта 3 решения уполномоченного органа о проведении плановой выездной проверки от 31.08.2021 N 855/п/Т, выездная проверка проводится в рамках проведения плановых мероприятий по соблюдению требований природоохранного законодательства в рамках федерального государственного экологического надзора; лицензионного контроля при проведении плановых мероприятий по соблюдению лицензионных требований при лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Пунктом 10 решения о проведении плановой выездной проверки от 31.08.2021 N 855/п/Т установлено, что предметом выездной проверки является: в соответствии с приказом Росприроднадзора от 30.12.2020 N 1839 "О Перечне нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации", оценка соблюдения обязательных требований указанных в данном пункте нормативных правовых актов.
В соответствии со статьей 46 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), в редакции, действовавшей до 30.09.2017 - в период предоставления земельных участков ООО "КомЭк" по договорам аренды, проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны были проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Часть 7 статьи 47 ВК РФ устанавливает, что в случае выявления в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности оператор аэродрома гражданской авиации либо организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации или уполномоченная федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, обязаны подготовить заключение о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности и направить его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти обязан уведомить высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено соответствующее муниципальное образование, о нарушениях установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2019 N 164 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций, предусмотренных пунктом 7 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации" федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление функций, предусмотренных пунктом 7 статьи 47 ВК РФ, определена Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - в отношении приаэродромных территорий аэродромов гражданской авиации.
Следовательно, Центрально-Черноземное МРУ Росприроднадзора не является органом, уполномоченным на проведение контрольных мероприятий применительно к соблюдению требований о размещении хозяйственных объектов на приаэродромной территории.
Таким образом, судом обосновано отклонен довод о наличии поручения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.11.2020 N РН-10-02-31/41238, поскольку указанным документом территориальным органам Росприроднадзора поручено следующее:
организовать взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены соответствующие несанкционированные объекты размещения отходов (свалки), в целях установления организаций, эксплуатирующих указанные объекты (в случае их эксплуатации), принятия мер по закрытию таких объектов, ликвидации объектов с последующей рекультивацией земель;
в срок до 01.12.2020 направить сведения об объектах размещения ТКО, расположенных в границах установленных приаэродромных территорий, в которых выделена шестая подзона, в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, с указанием конкретной информации по данным объектам (в том числе с привязкой к географическим координатам местности) для принятия мер реагирования в рамках компетенции.
Согласно статье 91 Закона N 248-ФЗ решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора.
При этом, грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является, в том числе принятие решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными этим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции о нарушении административным органом требований статьи 91 Закона N 248-ФЗ при проведении проверки, что является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля и влечет недействительность результатов проверки в указанной части.
Таким образом, акт выездной проверки от 11.10.2021 N 855/п/Т, протокол об административном правонарушении N 04-298/2021 от 20.10.2021 не могут являться доказательством совершения Обществом правонарушения в части отсутствия у него согласования уполномоченного органа на размещение в границах территории шестой подзоны приаэродромной территории действующего аэродрома гражданской авиации Тамбов (Донское) производственной площадки (объект Площадка N 1 код объекта: 68-0168-000206-П, I категория) место осуществления лицензируемого вида деятельности: 392501, РФ, Тамбовская область, Тамбовский район, примерно в 2700 м по направлению на северо-запад от п.Первомайский, кадастровый номер участка 68:20:3659004:1), как объекта, способствующего привлечению и массовому скоплению птиц.
По существу иных вмененных нарушений суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективной стороной данного правонарушения является грубое нарушение обществом условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
При этом в примечании к статье 14.1 Кодекса указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 утверждено новое Положение "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Положение N2290), грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Закона N89-ФЗ, в том числе использование лицензиатом объекта государственной экологической экспертизы в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе", при осуществлении деятельности по утилизации, обезвреживанию, размещению отходов с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ, Закон о лицензировании) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
По смыслу части 2 статьи 2 Закона N 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействии отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с положениями частями 1, 3 статьи 13.4 названного Закона, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, показатели рабочего проекта "Комплекс по сортировке и утилизации ТБО в составе мусоросортировочного завода с первичной переработкой твердых бытовых отходов и полигона их захоронения", выполненного ООО ПКФ "Экосервис", которым установлена высота складирования над поверхностью земли - 22,0 м. легли в основу Заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проекту комплекса по сортировке и утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО) в составе мусоросортировочного завода с первичной переработкой ТБО и полигону для их захоронения в Тамбовском районе Тамбовской области, утвержденное приказом Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тамбовской области от 27.06.2006 N 277.
На основании произведенных маркшейдерских работ получено экспертное заключение от 08.10.2021 в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с кадастровым номером 68:20:365004:1 эксплуатируемый ООО "КомЭк". Согласно заключению, объем размещенных отходов на полигоне составляет: надземная часть 1632170 м.куб.+ подземная часть 311379 м.куб. = 1943549 м.куб. Объем остаточной вместимости полигона составляет 288970мЗ.
Высота размещенных отходов составляет 22,5 м.
В то же время, из представленного в материалы дела протокола опроса Зорина С.Н., ведущего инженера экологического управления ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО", проводившего экспертное исследование и составившего заключение от 08.10.2021, следует, что относительная высота размещенных отходов действительно составляет 22,5 м., однако, расчет производился от дна с учетом подземной проектной части полигона, которая составляет 6 м. до точки верха полигона размещения отходов.
При таких обстоятельствах судом сделан обоснованный вывод о том, что факт превышения Обществом высоты складирования ТБО над поверхностью земли - 22,0 м., опровергается материалами дела.
Таким образом, факт использования Обществом, как лицензиатом объекта размещения отходов I-IV классов опасности с нарушением документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, в части превышения высоты складирования ТБО над поверхностью земли - не доказан.
В силу пункта 1 части 3 статьи 8 Закона N 99-ФЗ в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) может быть включено требование о наличии у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
В соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 3 Положения N 2290, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии для работ по сбору отходов I - IV классов опасности, являются, в том числе, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона от 24.061998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Аналогичное требование содержалось и в действовавшем до 01.01.2021 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062.
Таким образом, отсутствие у Общества зарегистрированного в установленном порядке права собственности либо иного законного права на полигон ТКО как на сооружение, является нарушением приведенных выше требований законодательства. При этом материалами дела подтверждается и Обществом не опровергнуто, что им осуществлялось использование всей территории полигона ТКО, включая 1, 3 карты.
Факт нарушения Обществом требований лицензионного законодательства в указанной части подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении N 04-298/2021 от 20.10.2021; актом плановой выездной проверки от 11.10.2021 N 855/п/Т; рабочим проектом "Комплекс по сортировке и утилизации ТБО в составе мусоросортировочного завода с первичной переработкой твердых бытовых отходов и полигона их захоронения"; разрешением Администрации Тамбовского района от 26.10.2006 на строительство "Комплекса по сортировке и утилизации ТБО в составе мусоросортировочного завода с первичной переработкой ТБО и полигона их захоронения"; разрешением Администрации Тамбовского района N68-20-17 от 29.05.2008 на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Комплекс по сортировке и утилизации ТБО в составе мусоросортировочного завода с первичной переработкой ТБО и полигона их захоронения"; разрешением Администрации Тамбовского района NRU 68520000-191 от 12.07.2013 на строительство объекта капитального строительства "Вторая карта полигона по захоронению твердых бытовых отходов"; разрешением Администрации Тамбовского района NRU 68520000-379 от 01.09.2014 на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Вторая карта полигона по захоронению твердых бытовых отходов"; договором аренды от 29.10.2019 N85 с Администрацией Тамбовского района; сведениями ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером: 68:20:3659004:1; сведениями Государственного реестра объектов размещения отходов в отношении объекта с номером 68-00004-3-00592-250914; фотоматериалов к акту проверки.
Как обоснованно указал суд области, вмененное деяние не может быть признано грубым нарушением в понимании подпункта "б" пункта 4 Положения N 2290, поскольку перечень грубых нарушений, установленных указанным Положением, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о неправильной квалификации Управлением вменяемого Обществу правонарушения. В данном случае факт отсутствия у него зарегистрированного в установленном порядке права собственности либо иного законного права на полигон ТКО как на сооружение, подлежал квалификации по части 3 статьи 14.1 Кодекса.
В соответствии с указанной нормой осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектом данного административного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных условий и требований, то есть обязательным признаком субъекта вменяемого правонарушения является наличие у него лицензии на определенный вид деятельности.
Совокупностью собранных по делу доказательств доказано наличие в деянии лица объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих вину Общества не установлено.
Наказание назначено в пределах санкции, в размере 40 000 руб., с учетом отягчающего обстоятельства: того, что фактов несоблюдения лицензионных требований Общество не признало.
В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии исключительных обстоятельств совершения правонарушения, позволяющих признать его малозначительным и ограничиться устным замечанием в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Срок привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
В связи с чем, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.12.2021 по делу N А64-8923/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.Н. Бумагин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-8923/2021
Истец: Центрально-черноземное межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "КомЭк"
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд