г. Санкт-Петербург |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А42-8501/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Баженовой Ю.С., Галенкиной К.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Евстегнеевой Е.В.,
при участии:
от заявителя: Заозерова Н.Н. - по доверенности от 12.08.2021;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7175/2022) Акционерного общества "Военторг-Запад" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.01.2022 по делу N А42- 8501/2021 (судья Кушниренко В.Н.), принятое
по заявлению Акционерного общества "Военторг-Запад" (ОГРН 1097847204795, ИНН 7838429337);
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (ОГРН 1045100220285, ИНН 5190132523);
третье лицо: Администрация муниципального образования Кандалакшский район
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Военторг-Запад" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным решения Управления о приостановлении государственной регистрации прав, изложенного в уведомлении от 04.08.2021 N КУВД-001/2021-30640731/1, обязании осуществить государственную регистрацию права.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Кандалакшский район (далее - третье лицо, Администрация).
Решением суда от 21.01.2022 в удовлетворении заявления Общества отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что оснований для приостановления государственной регистрации прав заявителя на земельный участок у Управления не имелось. Также, по мнению подателя жалобы, из представленных заявителем документов, следует, что именно Общество в силу закона является собственником земельного участка с 05.08.2009.
К судебному заседанию в апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которой Управление просило в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Управление и Администрация, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 09.07.2009 N 629 "Об условиях приватизации федерального казенного предприятия "Управление торговли Ленинградского военного округа" предприятие преобразовано в открытое акционерное общество "Управление торговли Ленинградского военного округа", впоследствии переименованное в открытое акционерное общество "Управление торговли Западного военного округа", а затем - в открытое акционерное общество "Военторг-Запад", в настоящее время - акционерное общество "Военторг-Запад".
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 09.07.2009 N 629 утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия.
В составе подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия Обществу передано здание промтоварного склада площадью 1413 кв.м, расположенное по адресу: Мурманская область, г.Кандалакша, ул.Объездная, д. 10, строение 1, литер Б, в/г N 27 (пункт 1.3.68 передаточного акта) и земельный участок площадью 17,8 га, кадастровый номер 51:18:000000:0003 (совместное пользование), расположенный под зданием промтоварного склада (пункт 1.1.11 передаточного акта).
Право собственности Общества на здание промтоварного склада зарегистрировано 24.02.2010.
Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27.11.2017 N 1222 земельный участок площадью 146 245 кв.м, расположенный по адресу: Мурманская область, МО г.п.Кандалакша Кандалакшского района, г.Кандалакша, ул. Объездная (на земельном участке расположено здание N 8), кадастровый номер 51:18:0010103:9, передан в собственность муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района.
31.07.2018 зарегистрировано право собственности муниципального образования на земельный участок.
15.12.2020 Общество обратилось в адрес Администрации с заявлениями об утверждении прилагаемых к заявлению схем расположения земельных участков под зданиями Общества на кадастровом плане территории, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 51:18:0010103:9.
Постановлениями Администрации от 12.02.2021 N 275, N 276, N 277, N 278, от 12.05.2021 N 816, от 24.05.2021 N 911 схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 51:18:0010103:9, утверждены.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 51:18:0010103:9 образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 51:18:0010103:178, 51:18:0010103:179, 51:18:0010103:180, 51:18:0010103:181, 51:18:0010103:182.
27.07.2021 в Управление подано заявление Общества о государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:18:0010103:181.
В качестве документа - основания на регистрацию представлен приказ Министра обороны Российской Федерации от 09.07.2009 N 629 "Об условиях приватизации федерального казенного предприятия "Управление торговли Ленинградского военного округа".
По результатам проведенной проверки установлено, что 08.06.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:18:0010103:181 зарегистрировано право собственности муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района (номер регистрации 51:18:0010103:181-51/055/2021-1), основанием для государственной регистрации явился приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27.11.2017 N 1222 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района Мурманской области" с перечнем объектов.
04.08.2021 Управление ввиду наличия противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами направило в адрес Общества уведомление о приостановлении государственной регистрации прав N КУВД-001/2021-30640731/1 до 08.11.2021.
Полагая, что приостановление государственной регистрации прав собственности на земельный участок незаконно и нарушает права Общества, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции Управлением принято решение об отказе государственной регистрации прав, формализованное в уведомлении от 08.11.2021 N КУВД-001/2021-30640731/4.
Суд первой инстанции оснований для удовлетворения требований Общества не усмотрел.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения ввиду следующего.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, заявитель в силу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемым ненормативным правовым актом.
В силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 ГК РФ).
В силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ) Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении таковой.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
Основанием для приостановления государственной регистрации является также выявление противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (пункт 3 части 1 той же статьи).
Так, из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 31.07.2018 в соответствии с частью 2 статьи 57 Закона N 218-ФЗ в ЕГРН на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27.11.2017 N 1222 зарегистрировано право собственности муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района на земельный участок площадью 146 245 кв.м, расположенный по адресу: Мурманская область, МО г.п.Кандалакша Кандалакшского района, г.Кандалакша, ул. Объездная, с кадастровым номером 51:18:0010103:9.
В 2021 году в результате раздела указанного земельного участка образовались земельные участки с кадастровым номером 51:18:0010103:178, 51:18:0010103:179, 51:18:0010103:180, 51:18:0010103:181, 51:18:0010103:182.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 2 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ определено, что при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости.
02.06.2021 в Управление обратился Шалагин Я.В. представитель Администрации по доверенности с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, образованного путем раздела с измененным земельным участком с кадастровым номером 51:18:0010103:9, основанием для постановки на кадастровый учет явился межевой план от 25.05.2021.
07.06.2021 в Управление поступило заявление Шалагина Я.В. представителя Администрации по доверенности о государственной регистрации права на образуемый земельный участок.
08.06.2021 выделенный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 51:18:0010103:181 с одновременной регистрацией права собственности за муниципальным образованием городское поселение Кандалакша Кандалакшского района.
При таких обстоятельствах Управление верно приостановило соответствующую регистрацию прав Общества, поскольку выявленные противоречия между заявленными им и уже зарегистрированными правами были очевидны (пункт 3 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
При этом, оспаривая приостановление государственной регистрации прав, Общество ссылается на то, что является собственником спорного земельного участка, повторная передача земельного участка в 2017 году какому-либо третьему лицу от Министерства обороны Российской Федерации была невозможна, что, по мнению Общества, свидетельствует о неправомерности действий Управления по регистрации права собственности на земельный участок за муниципальным образованием городское поселение Кандалакша Кандалакшского района.
Однако, как верно указано судом первой инстанции, действия Управления Росреестра по регистрации соответствующего права муниципального образования не являются предметом рассмотрения настоящего спора.
Следовательно, на основании установленных при рассмотрении дела обстоятельств применительно к содержанию представленных Обществом правоустанавливающих документов, а также сведений, содержащих в ЕГРН, Управление Росреестра пришло, как указано выше, к обоснованному выводу о наличии противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, в связи с чем правомерно приостановило государственную регистрацию прав, а потому апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в данном случае оснований для признания оспариваемого Обществом решения Управления Росреестра незаконным.
В свою очередь доводы подателя жалобы о том, что именно Общество является собственником спорного земельного участка, а повторная передача земельного участка в 2017 году какому-либо третьему лицу от Министерства обороны Российской Федерации была невозможна, правомерно не приняты судом первой инстанции в рамках настоящего дела во внимание со ссылками на разъяснения, изложенные в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которым зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции оценены все доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, нормы материального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения от 21.01.2022 судом также не допущено, а потому у апелляционного суда не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы Общества и отмены или изменения принятого по делу решения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на истца.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.01.2022 по делу N А42-8501/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
Ю. С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8501/2021
Истец: АО "ВОЕНТОРГ-ЗАПАД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНДАЛАКШСКИЙ РАЙОН