г. Москва |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А40-283217/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Объединения административно-технических инспекций города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2022 по делу N А40-283217/21,
по заявлению АО "Мосинжпроект"
к Объединению административно-технических инспекций города Москвы
о признании незаконным постановления,
при участии:
от заявителя: |
Харламов Д.А. по доверенности от 23.07.2021; |
от заинтересованного лица: |
Наташкина И.А. по доверенности от 14.03.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мосинжпроект" (далее - Заявитель, АО "Мосинжпроект", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Объединению административно-технических инспекций г. Москвы (далее - Ответчик, ОАТИ, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления ОАТИ от 30.11.2021 N 21-44-Р04- 00678/01 и решения от 13.12.2021 N21-44-Р04-00678/01 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2022 заявление АО "Мосинжпроект" удовлетворено.
ОАТИ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Ответчика при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ОАТИ доводы апелляционной инстанции поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель Общества с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что в связи с обнаружением ОАТИ правонарушения, в отношении АО "Мосинжпроект" был составлен протокол от 17.11.2021 N 21-44-Р04-00678/01 об административном правонарушении по части 1 статьи 8.18 КоАП г. Москвы.
Протокол был составлен 17.11.2021 в присутствии представителя АО "Мосинжпроект" Фаркова Д.О (доверенность N 1-1058-4941 от 27.05.2021). Протокол об административном правонарушении получен представителем АО "Мосинжпроект" на руки 17.11.2021, а также 22.11.2021 по почте, согласно информации с официального сайта Почты России.
30.11.2021 состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении в присутствии представителя АО "Мосинжпроект" Бахтеревой Е.А. (доверенность N 1-1058-4709 от 16.03.2021).
По результатам рассмотрения материалов дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, должностным лицом ОАТИ было вынесено постановление части 1 статьи 8.18 КоАП г. Москвы N 21-44-Р04-00678/01 о привлечении АО "Мосинжпроект" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 8.18 КоАП города Москвы.
Не согласившись с вынесенным постановлением, АО "Мосинжпроект" обжаловало его у вышестоящего должностного лица. Жалоба рассмотрена, решением заместителя начальника ОАТИ постановление от 13.12.2021N 21-44-Р04-00678/01 оставлено без изменения, жалоба АО "Мосинжпроект" - без удовлетворения.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции сделал вывод, что АО "Мосинжпроект" никаких строительных работ собственными силами не производило, в связи, с чем не могло и не должно было осуществлять никаких действий по обустройству и содержанию строительной площадки, т.к. привлекло для этих целей иное лицо (Подрядчика, АО "ДиМ"), в установленном законом порядке передало данную обязанность и саму строительную площадку Подрядчику, оплатило его работы, в связи с чем, именно Подрядчик непосредственно и осуществлял земляные работы, которые в силу закона и в соответствии с условиями договора Подрядчик должен был осуществлять в установленном порядке.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу, что АО "Мосинжпроект" не является субъектом выявленного административного правонарушения.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа, что не оспаривается Заявителем, положения статей 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены Административным органом, нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
В соответствии с Положением об ОАТИ, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 08.09.2009 N 960-ПП, Объединение административно-технических инспекций города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим систематическое наблюдение (мониторинг) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве с применением мер административного воздействия при выявлении нарушений, контроль за соблюдением подрядными организациями города Москвы правил и технологии производства работ по государственным контрактам в сфере благоустройства городских территорий (ведомственный контроль), региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, а также аттракционной техники.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 06 июля 2016 N 387-ПП "О систематическом наблюдении (мониторинге) и контроле в области благоустройства в городе Москве" ОАТИ осуществляет систематическое наблюдение (мониторинг) за состоянием объектов благоустройства в городе Москве их соответствие обязательным требованиям путем проведения, в том числе, в форме визуального обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию, в том числе с использованием средств фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетных компьютеров и беспилотных летательных аппаратов с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом. В ходе мониторинга выявляются и фиксируются факты нарушений обязательных требований. При проведении мониторинга не требуется взаимодействие должностных лиц ОАТИ с собственниками, иными правообладателями объектов (элементов объектов) благоустройства, лицами, ответственными за содержание объектов (элементов объектов) благоустройства, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований уполномоченных должностных лиц Объединения.
Уполномоченными должностными лицами ОАТИ, осуществившими мониторинг, составляется рапорт о проведенном визуальном обследовании объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию с указанием в нем выявленных нарушений обязательных требований.
Нарушение обязательных требований фиксируется средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетными компьютерами, иными устройствами с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом, указанными в утвержденном Объединением перечне средств фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетных компьютеров и беспилотных летательных аппаратов с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом, используемых уполномоченными должностными лицами ОАТИ при осуществлении мониторинга в форме визуального обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию. Уполномоченным должностным лицом Объединения, зафиксировавшим нарушение обязательных требований, устанавливается лицо, допустившее нарушение обязательных требований.
При обнаружении по результатам мониторинга в форме визуального обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию с использованием средств фото- и киносъемки, видеозаписи, планшетных компьютеров и беспилотных летательных аппаратов с установленным на них специализированным программно-аппаратным комплексом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в области благоустройства, предусмотренного Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Объединения уведомляет собственника (правообладателя) объекта (элемента объекта) благоустройства, допустившего нарушение обязательных требований, о выявлении административного правонарушения и вызывает его для дачи объяснений, составления протокола об административном правонарушении и выдачи предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований с указанием срока выполнения такого предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 8.18 КоАП г. Москвы об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение установленных Правительством г. Москвы правил производства земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства, в том числе отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при проведении указанных работ, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по ликвидации провала асфальта (грунта), связанного с производством разрытий, а также несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию строительных площадок.
19.10.2021 ОАТИ было проведено визуальное обследование объекта, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 43, корпус 2 (далее - Объект), в ходе которого были выявлены признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.18 КоАП г. Москвы.
Проведенным обследованием установлено, что по указанному адресу допущены нарушения в содержании мест проведения работ, а именно: по периметру ограждения частично отсутствует освещение, местами ограждения наклонены, отсутствует информационный щит с указанием наименования и местонахождения объекта, названия заказчика и подрядной организации, номеров их телефонов, должности и фамилии производителя работ, даты начала и окончания работ.
По данным ЕИС ОАТИ зарегистрировано уведомление N У0405509 от 18.11.2020, направленное ГКУ "УДМС" о проведении АО "Мосинжпроект" земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов с целью строительства, реконструкции объектов капитального строительства, прокладки инженерных сетей и сооружений к объектам капитального строительства сроком действия до 09.10.2023.
Административный орган сделал вывод, что ответственной организацией за содержание мест проведения работ является АО "Мосинжпроект".
Пунктами 2.2.3, 2.2.4 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 299-ПП, установлено, что в подготовительный период до начала основных работ необходимо в соответствии с проектом проведения (производства) работ осуществить следующие мероприятия по обустройству места проведения работ:
- установить при въезде на площадку и выезде с нее информационные щиты с указанием наименования и местонахождения объекта, названия заказчика и подрядной организации, номеров их телефонов, должности и фамилии производителя работ, даты начала и окончания работ. Наименование подрядных организаций и номера телефонов указываются также на бытовых помещениях, щитах ограждения, механизмах и оборудовании, кабельных барабанах и иных объектах, смонтировать аварийное освещение и освещение опасных мест.
Как указано выше, АО "Мосинжпроект" является исполнителем работ на Объекте согласно уведомлению N У0405509 от 18.11.2020.
Таким образом, Административным органом установлено совершение АО "Мосинжпроект" административного правонарушения, ответственность за которое предусотрена частью 1 статьи 8.18 КоАП г. Москвы.
Доказательств, подтверждающих принятие АО "Мосинжпроект" исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленного административного правонарушения, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит выводу о наличии в действиях (бездействии) АО "Мосинжпроект" вины, как необходимого элемента состава административного правонарушения.
Вывод суда первой инстанции о том, что АО "Мосинжпроект" не является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения, поскольку непосредственным исполнителем работ на объекте, допустившим нарушение требований Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г. Москве, утвержденных Постановлением Правительства г. Москвы от 19.05.2015 N 299-ПП, является АО "Дороги и Мосты", признается судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку из материалов дела следует, что АО "Мосинжпроект" является Генеральным подрядчиком по государственному контракту от 25.11.2019 N 230-р-1.
Наличие у Общества договоров с подрядной организацией не является основанием для освобождения Общества от административной ответственности, поскольку Общество имело возможность и должно осуществлять контроль за действиями подрядчика.
Указанный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС19-21167 от 28.11.2019, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13.10.2010 по делу N А40-309743/19.
Кроме того, указанный вывод подтверждается вступившими в законную силу Решениями Арбитражного суда г. Москвы: по делу N А40-16505/21 от 28.06.2021, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2021; по делу N А40-134951/21 от 30.07.2021, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021, по делу N А40-9619/21 от 25.06.2021; по делу N А40-262319/21 от 14.01.2022, по делу N А40-204585/21 от 05.03.2022, по делу N А40-18979/22 от 10.03.2022, имеющими преюдициальное значение для настоящего дела в силу части 2 статьи 69 АПК РФ, так как в указанных делах участвовали те же стороны, что и в настоящем деле.
Факт правонарушения зафиксирован в рапорте, на фотоматериалах, являющихся приложением к рапорту и иных материалах административного дела.
Административный штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции части 1 статьи 8.18 Закона города Москвы.
Избранная в отношении АО "Мосинжпроект" мера административного наказания в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией частью 1 статьи 8.18 КоАП г. Москвы, является справедливой и соразмерной содеянному, она соответствует характеру совершенного Обществом административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественному и финансовому положению.
При названных обстоятельствах Заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.18 КоАП г. Москвы с назначением административного штрафа в минимальном размере 300 000,00 рублей.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях Заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности Административным органом соблюдены, им всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом, штраф наложен в пределах санкции части 1 статьи 8.18 КоАП г. Москвы, предусмотренные частью 2 статьи 211 АПК РФ основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
Поскольку оспариваемое постановление ОАТИ от 30.11.2021 N 21-44-Р04- 00678/01 признается судом апелляционной инстанции законным и обоснованным, то и решение от 13.12.2021 N21-44-Р04-00678/01, принятое ОАТИ по жалобе на постановление также признается законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущено несоответствие выводов, обстоятельствам дела, в связи с чем, на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2022 подлежит отмене, заявление АО "Мосинжпроект" - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.03.2022 по делу N А40-283217/21 отменить.
В удовлетворении заявления АО "Мосинжпроект" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-283217/2021
Истец: АО "МОСИНЖПРОЕКТ"
Ответчик: ОБЪЕДИНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ИНСПЕКЦИЙ ГОРОДА МОСКВЫ