22 апреля 2022 г. |
Дело N А83-5696/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.04.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Приваловой А.В., Градовой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Камни Крыма" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года по делу N А83-5696/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Камни Крыма" к Департаменту лесного, охотничьего хозяйства и регулирования пользования биоресурсами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, при участии Керченской межрайонной природоохранной прокуратуры, о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Камни Крыма" (далее - общество, ООО "Камни Крыма", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Департаменту лесного, охотничьего хозяйства и регулирования пользования биоресурсами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Департамент, административный орган) в котором просит признать незаконным и отменить постановление заведующего отделом государственного лесного контроля и пожарного надзора управления охраны, защиты леса и государственного лесного контроля Департамента лесного, охотничьего хозяйства и регулирования пользования биоресурсами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, старшего государственного инспектора Республики Крым от 15.02.2021 (далее - спорное постановление) о назначении административного наказания, которым общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000,00 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16.12.2021 спорное постановление от 15.02.2021 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Камни Крыма" к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ признано незаконным и отменено только в части назначенного наказания, снижен размер административного штрафа с 200 000,00 руб. до 100 000,00 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Камни Крыма" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции от 16.12.2021 и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении требований общества в полном объеме.
Основные доводы жалобы сводятся к тому, что, по мнению апеллянта, материалы дела не содержат относимых и допустимых доказательств самовольного использования спорного лесного участка, через который проходит грунтовая дорога, на который общество не оформило право собственности или право аренды; указывает также на наличие неустранимых сомнений в виновности общества в инкриминируемом правонарушении.
Дополнительно ссылается, на содержащуюся в оспариваемом судебном акте ссылку на Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.07.2020 N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута", который вступил в силу с 01.01.2021, указывая со ссылкой на часть 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ на нераспространение действия данного приказа на спорные правоотношения, так как решением о проведении прокурорской проверки установлен период проверки с 09.12.2020 по 31.12.2020.
Керченская межрайонная природоохранная прокуратура в своем отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласна, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, состоявшийся судебный акт, по ее мнению, отмене или изменению не подлежит. Дополнительно указывает, что проверка, начатая на основании решения о проведении проверки от 08.12.2020, была приостановления с 21.12.2020 по 15.01.2021 согласно решению от 21.12.2020 о приостановлении проверки по причине направления ООО "Камни Крыма" ходатайства о невозможности представления необходимых документов по требованию прокуратуры. Вследствие чего проверка окончена Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой 28.01.2021, в связи с чем Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.07.2020 N 434, вступивший в силу с 01.01.2021 распространял своё действия и в проверяемый период.
Представители участников судебного разбирательства в итоговое судебное заседание не явились, в материалы дела апеллянтом направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Судом апелляционной инстанции установлены следующие юридически значимые обстоятельства по делу.
22.07.2015 между Государственным комитетом по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым (Арендодатель) и ООО "Камни Крыма" (Арендатор) был заключен договор аренды лесного участка N 001/15, согласно которому обществу, для осуществления деятельности по добыче полезных ископаемых, передан в аренду лесной участок из состава земель лесного фонда, площадью 6,5 га, расположенный по адресу: Республика Крым, Ленинский муниципальный район, Старокрымское лесничество, Ленинское участковое лесничество, квартал 17, выделы 8,9,10, квартал 18, выдел 9. кадастровый номер: 90:07:040401:1. (т.1 л. д. 113-118)
Также общество на основании договора аренды лесного участка N 008/18 от 21.05.2018, заключенного между Минприроды Крыма (Арендодатель) и ООО "Камни Крыма" (Арендатор), использует для осуществления деятельности по добыче полезных ископаемых лесной участок из состава земель лесного фонда, площадью 8, 6188 га, местоположение: Республика Крым, Ленинский муниципальный район, Старокрымское лесничество, Ленинское участковое лесничество, квартал 17, части выделов 14, 15, 16, квартал 18, части выделов 10,14, кадастровый номер: 90:07:040401:1717. (т.1, л. д. 130 - 136).
20.01.2021 Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов ГКУ РК "Юго-Восточное объединенное лесничество", на основании решения от 08.12.2020, проведена проверка исполнения ООО "Камни Крыма" требований федерального законодательства при использовании и охране лесов на территории Ленинского участкового лесничества Старокрымского лесничества.
В ходе вышеуказанной проверки установлено, что ООО "Камни Крыма" самовольно использует лесной участок, расположенный в квартале 17 части выдела 5 (грунтовая дорога, ведущая к карьеру), поскольку по данной дороге осуществляют движение различные транспортные средства, как грузовые, так и легковые, а дорога прочищена от снега.
28.01.2021 Керченским межрайонным природоохранным прокурором, в присутствии представителя общества, по результатам рассмотрения материалов проверки было возбуждено дело об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ, и материалы дела направлены для рассмотрения в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (т. 1, л. д. 55 - 60).
15.02.2021 заведующим отделом государственного лесного контроля и пожарного надзора управления охраны, защиты леса и государственного лесного контроля Департамента лесного, охотничьего хозяйства и регулирования пользования биоресурсами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, старшим государственным инспектором Республики Крым, в присутствии представителя общества, вынесено постановление, которым ООО "Камни Крыма" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в сумме 200 000,00 рублей. (т.1, л. д. 15-19).
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ООО ""Камни Крыма" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии и доказанности материалами дела события и состава вмененного заявителю административного правонарушения и об отсутствии обстоятельств, исключающих применение административной ответственности, а также отсутствия оснований для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением.
При этом, судом первой инстанции были установлены основания для применения положений части 3.2. статьи 4.1. КоАП РФ о снижении размера административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 7.9 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера, установленного в статье.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены, исходя из следующих мотивов.
В соответствии со взаимосвязанными положениями части 6 статьи 205 АПК РФ и частями 6 и 7 статьи 210 АПК Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности). При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме
Статьей 7.9 КоАП РФ установлена ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двухсот до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного названной статьей, выступают общественные отношения в сфере использования лесов и охране собственности.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Субъектом рассматриваемого правонарушения является любое лицо, которое осуществило самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
По правилам части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 ЛК РФ).
В пункте 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ определено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ (часть 1 статьи 45 ЛК РФ).
На основании пункта 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для, в том числе, использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с ч. 2, 5 ст. 45 ЛК РФ, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов. Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В статьях 71 - 74 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 указанного кодекса.
По смыслу статьи 26 ЛК РФ законное освоение лесных участков и изъятие лесных ресурсов осуществляется только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов с последующим представлением лесопользователем лесной декларации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.07.2020 N 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
В соответствии с п. п. 7, 18 Правил N 434, использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации, на основании проекта освоения лесов, договора аренды лесного участка, осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на предоставленном участке, проводить мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов.
Таким образом, указанным нормативным регулированием установлено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда осуществляется пользователем при обязательном оформлении соответствующих документов на участки, в частности: договора аренды, проекта освоения лесов и лесной декларации.
Из материалов дела усматривается, что общество является арендатором лесных участков: площадью 6,5 га, расположенный по адресу: Республика Крым, Ленинский муниципальный район, Старокрымское лесничество, Ленинское участковое лесничество, квартал 17, выделы 8,9,10, квартал 18, выдел 9. кадастровый номер: 90:07:040401:1 (договор аренды от 22.07.2015 N 001/15); площадью 8, 6188 га, местоположение: Республика Крым, Ленинский муниципальный район, Старокрымское лесничество, Ленинское участковое лесничество, квартал 17, части выделов 14, 15, 16, квартал 18, части выделов 10,14, кадастровый номер: 90:07:040401:1717 (договор аренды от 21.05.2018 N 008/18).
Данные лесные участки переданы ООО "Камни Крыма" для осуществления деятельности по добыче полезных ископаемых. Общество на основании лицензии от 08.07.2016 серии СМФ номер 00067 осуществляет разведку и добычу песка кварцевого Заморского месторождения на территории Ленинского района Республики Крым.
В рамках прокурорской проверки 28.01.2021 представителем ООО "Камни Крыма"
по доверенности от 25.01.2021 года Арабаджиевым А.Ф. были даны объяснения (т.1 л.д. 81-82), из которых следует:
- основным видом деятельности общества является добыча декоративного и стрноительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев;
- представителю известен установленный при прокурорской проверке факт самовольного использования ООО "Камни Крыма" лесного участка, расположенного в квартале 17 части выдела 5 (грунтовая дорога ведущая к карьеру);
- по данной дороге осуществляют движение различные транспортные средства, как грузовые, так и легковые, в целях извлечения прибыли в рамках предпринимательской деятельности;
- у общества договора аренды лесного участка, расположенного в квартале 17 выдела 5 не имеется, в ближайшее время планируется получение необходимых документов, предусмотренных лесным законодательством.
Также в материалам дела имеется уведомление Минприроды Крыма от 29.10.2020 N 15611/03.1.2-18, направленное в адрес ООО "Камни Крыма" о необходимости согласования Схем передвижения грузовых транспортных средств от карьеров к объектам строительства (далее - Схема) с органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, Министерством транспорта Республики Крым и балансодержателем дорог - Государственным казенным учреждением Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым".
09.11.2020 года общество обратилось в адрес Администрации Ленинского района Республики Крым, Министерства транспорта Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым с просьбой о согласовании схемы движения транспортных средств по вышеназванной дороге.
Письмом от 16.11.2020 N 01-21/7296 Администрацией Ленинского района Республики Крым согласована схема движения большегрузных автотранспортных средств от песчаного карьера, расположенного возле с. Нижнезаморское Ленинского района Республики Крым, также указано на необходимость восстановления асфальтобетонного покрытия на участке автодороги "Новониколаевка - Нижнезаморское" до Заморского месторождения.
При этом как указывает апеллянт в предоставленных дополнительных письменных пояснениях к апелляционной жалобе, общество приостановило проведение мероприятий по согласованию соответствующей схемы уполномоченными органами государственной власти, в связи с указанием Администрацией Ленинского района Республики Крым на необходимость по проведению восстановительных работ автодороги.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, судебная коллегия, соглашается с выводами административного органа и суда первой инстанции о наличии вмененного состава административного правонарушения, поскольку выявленные нарушения подтверждаются материалами дела об административном правонарушении (постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.10.2021, справкой составленной по результатам совместной проверки участковым лесничим Ленинского участкового лесничества, объяснениями представителя ООО "Камни Крыма" Арабаджиева А.Ф. из содержания которого следует, что общество не отрицает использование лесного участка для проезда автомобильных автотранспортных средств.
Материалы дела также содержат ходатайство ООО "Камни Крыма" от 15.02.2021 N 108 из содержания, которого усматривается, что общество признает совершение вменяемого административного правонарушения в виде использования лесного участка (грунтовой дороги, ведущей к карьеру) без имеющихся на то оснований. В названном ходатайстве общество указывает, что спорную лесную дорогу используют, в том числе, жители близлежащих населенных пунктов, указывает на обстоятельства обращения в адрес уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления по вопросу согласования схемы движения транспортных средств по лесной дороге, просит административным орган освободить общество и его должностное лицо от административной ответственности в связи с малозначительностью.
Кроме того, необходимо указать, что в связи с выявленными нарушениями требований лесного законодательства Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес общества вынесено представление об устранении нарушений законодательства от 28.01.2021 (т.3, л. д. 94 - 97), по результатам рассмотрения которого ООО "Камни Крыма" предприняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений, а именно - направлено письмо в Минприроды Крыма по вопросу предоставления лесного участка в аренду с целью размещения линейного объекта.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель апелляционной жалобы предпринял исчерпывающие меры для соблюдения норм лесного законодательства при использовании лесного участка, как и доказательств, свидетельствующих о том, что допущенное правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами или другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля общества, в материалы дела не представлено, в связи с чем, судебная коллегия находит обоснованным вывод административного органа о наличии вины общества в совершении правонарушения, предусмотренного статьи 7.9 КоАП РФ.
Отклоняя довод апеллянта о нераспространении действия Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.07.2020 N 434 на спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно с ч. ч. 1, 2 ст. 21 Закона N 2202-1, предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании, поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
В решении о проведении проверки от 08.12.2020 срок проверки установлен в период с 09.12.2020 по 31.12.2020.
14.12.2020 N 94 в адрес Керченской межрайонной природоохранной прокуратуры от директора ООО "Камни Крыма" Славина В.Н. поступило ходатайство о невозможности представления необходимых документов по требованию, а также явки в прокуратуру (т 3, л.д. 10).
Решением от 21.12.2020 проведение проверки соблюдения обществом требований лесного законодательства при использовании лесных участков на территории Старокрымского лесничества с 21.12.2020 по 15.01.2021 было приостановлено.
Проверка окончена Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой 28.01.2021, в связи с чем, Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, разработанные в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса РФ, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10 июля 2020 г. N 434, вступившие в силу с 01.01.2021 распространяли своё действия и в проверяемый период.
При этом ссылка в решении суда первой инстанции ссылки на Приказ Минприроды Крыма от 20.07.2020 N 434 не повлияло на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела об административном правонарушении, и не свидетельствует о существенном нарушением при производстве по административному делу, в силу чего, не является основанием для изменения или отмены судебного акта.
Довод апеллянта о том, что спорная лесная дорога на момент выдачи обществу лицензии на пользование недрами уже существовала, отклоняется судебной коллегией, так как это не является уважительной причиной для нарушения закона либо обстоятельством, находящимся вне контроля заявителя, либо обстоятельством, освобождающим от ответственности в контексте рассматриваемой ситуации.
При этом Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в силу 06.04.2022) внесены изменения в КоАП РФ, который дополнен статьей 4.1.2 "Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям (пункт 3 Закона N 70-ФЗ).
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ в КоАП РФ, отвечают признакам закона, который имеет обратную силу согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, и смягчают административную ответственность, направлены на уменьшение размера административного штрафа для юридических лиц - социально ориентированных некоммерческих организаций и субъектов МСП.
По сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства общество с ограниченной ответственностью "Камни Крыма" относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Учитывая вышеизложенное, рассмотрев возможность применения, изменений в КоАП РФ, внесенных Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ судебная коллегия заключает следующее.
В рассматриваемом случае обществу инкриминируется совершение правонарушения, предусмотренного статьи 7.9 КоАП РФ.
Следовательно, в соответствии с частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ административный штраф должен быть назначен в размере, предусмотренном санкцией статьи 7.9 КоАП РФ для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей.
Санкцией статьи 7.9 КоАП РФ предусмотрено, что самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
При этом, согласно пункту 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" положения Особенной части Кодекса в качестве возможных субъектов административной ответственности указывают граждан, должностных лиц и юридических лиц. При решении вопроса о том, на основании каких норм КоАП несут ответственность индивидуальные предприниматели, совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, судам необходимо руководствоваться примечанием к статье 2.4 Кодекса, согласно которому лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Ввиду изложенного, учитывая, что уменьшенный судом первой инстанции ниже низшего предела административный штраф (100 000, 00 рублей) укладывается в рамки наказания, предусмотренного санкцией статьи 7.9 КоАП для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, судебная коллегия не усматривает оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ и последующего дополнительного уменьшения размера штрафа, полагает, что назначенное наказание пропорционально действительному характеру и степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения.
Иная необходимость применения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ в связи с вступлением в силу с 06.04.2022 Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции судом не усматривается. Сведений о том, что должностное лицо общества привлекалось к административной ответственности за совершение данного правонарушения и имеются основания для освобождения юридического лица от ответственности в силу положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ в материалы дела не представлено, как и не представлено сведений относительно исполнения (неисполнения) оспариваемого постановления.
Доказательств исключительности случая, вмененного заявителю административного правонарушения, обществом в дело не представлено. Какие-либо исключительные обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции также не установлены
Также апелляционным судом учитывается, что поскольку в данном случае использование спорного лесного участка предполагает причинение ущерба, в этой связи, несмотря на наличие у общества статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, по убеждению суда, вмененное обществу административное правонарушение, исключает применение положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Таким образом, исходя из императивных взаимосвязанных предписаний положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для замены обществу административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судами не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался, поскольку при подаче апелляционной жалобы на решения суда о привлечении к административной ответственности уплата государственной пошлины не предусматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года по делу N А83-5696/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Камни Крыма" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-5696/2021
Истец: ООО "КАМНИ КРЫМА"
Ответчик: Департамент лесного, охотничьего хозяйства и регулирования пользования биоресурсами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым
Третье лицо: Министерство экологии и природнах ресурсов РК, Керченская межрайонная природоохранная прокуратура, Керченская межрайонная природоохраннная прокуратура, МИНПРИРОДЫ