г. Москва |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А40-100517/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
Ж.В.Поташовой, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "ТЦ "Лухмановский"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2022 по делу N А40-100517/21 (93-735)
по заявлению ООО "ТЦ "Лухмановский" (ОГРН: 1197746423665, ИНН: 7720472480)
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: Госинспекция по недвижимости
об оспаривании отказа,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Кодоев А.А. по дов. от 29.12.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТЦ "Лухмановский" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы (далее - заинтересованное лицо, Департамент) от 02.04.2021 N 33-5-22159/21-(0)-1 по вопросу предоставления земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Лухмановская, вл.36 (кадастровый номер 77:03:0010009:3515).
Решением суда от 11.02.2022 требования Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель ссылается, что Департамент неправомерно отказал Обществу в заключении договора аренды земельного участка. Указывает, что права заявителя нарушаются, так как в отношении него возбуждаются дела об административном правонарушении, в связи с отсутствием у Заявителя договора аренды земельного участка.
В судебном заседании представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ТЦ "Лухмановский" является собственником здания по адресу: г.Москва, ул. Лухмановская, дом 36 с кадастровым номером 77:03:0010009:3515 (далее - Здание).
В целях выполнения требований Закона о землепользовании Заявитель обратился к Заинтересованному лицу с заявлением от 04.03.2021 N 3 3-5-22159/21 -(0)-0 о предоставлении Заявителю государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельный участок" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: г.Москва, ул.Лухмановская, вл. 36 (кадастровый номер 77:03:0010009:3515).
Заинтересованным лицом отказано Заявителю письмом от 02.04.2021 N 33-5-22159/21 -(0)-1 в предоставлении указанной услуги (далее - Отказ).
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с заявлением о признании его незаконным и отмене в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из права заявителя не нарушены, поскольку Департамент выполняет все необходимые действия по формированию земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с Административными регламентами.
Предоставление государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" регламентировано приложением 15 Административного регламента.
Письмом Департамента Заявителю было сообщено об отказе в предоставлении государственной услуги в соответствии с пунктом 2.10.1.27 Административного регламента.
В соответствии с п. 2.10.1.27. Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ преобразуемых (уточняемых) земельных участков, разрешенном использовании земельного участка, кадастровой стоимости.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, полученной в порядке межведомственного взаимодействия от 04.03.2021 N КУВИ-002/2021-19412922 ООО "Торговый центр "Лухмановский" является правообладателем нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0010009:3515 по адресу: Российская Федерация, г. Москва, ул. Лухмановская, д. 36 (запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.07.2019 N 77:03:0010009:3515-77/003/2019-10).
Земельный участок, необходимый для эксплуатации вышеуказанного нежилого здания, не поставлен на государственный кадастровый учет.
В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Земельный участок в соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации должен быть сформирован с учетом требований земельного и градостроительного законодательства, в том числе с учетом возможности использования расположенного на нем объекта недвижимости.
Пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке установленным Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании изложенного и руководствуясь п. 2.10.1.27 Административного регламента, принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги.
В соответствии с п. 31 ст. 24 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 ЗК РФ.
Исходя из буквального толкования указанной нормы федерального закона субъекту Российской Федерации предоставлено право применять законы, устанавливающие дополнительные основания для отказа в предоставлении земельного участка.
Департамент не имеет право оказывать государственную услугу при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ преобразуемых (уточняемых) земельных участков.
Это будет являться нарушением Административного регламента, основания для отказа в котором строго соответствуют требованиям федерального и регионального законодательства.
На основании изложенного, принято решение об отказе в предоставление государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений и сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Лухмановская, д. 36.
В соответствии с п. 2.10.1.39 и п. 2.10.1.40 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений и сооружений, расположенных на земельном участке" являются также наличие в границах земельного участка многоквартирного дома и расположения здания частично за пределами границ испрашиваемого земельного участка.
В целях обеспечения кадастровых работ на земельном участке Департаментом выпущено распоряжение 06.03.2019 N 7856Б "Об утверждении схемы расположения земельного участка: г. Москва, ул. Лухмановская, 36 на кадастровом плане территории", предусматривающее проведение кадастровых работ по постановке земельного участка на кадастровый учет.
Распоряжение в установленном порядке передано подрядной организации ГБУ МосгорБТИ в рамках утвержденного государственного задания для проведения кадастровых работ за счет средств бюджета города Москвы.
Границы образуемого земельного участка в Распоряжении сформированы в соответствии с проектом межевания территории квартала (N 03.08.060.2009), утвержденным распоряжением Департамента от 21.01.2010 N 165 (далее - Проект межевания).
Вместе с тем, при проведении ГБУ "МосгорБТИ" кадастровых работ, по результатам проведенной геодезической съемки, выявлено, что фактическое местоположение объекта капитального строительства по адресу: г. Москва, ул. Лухмановская, д. 36 на местности отличается от местоположения участка N 67 в Проекте межевания.
В связи с этим, для корректного формирования границ земельного участка необходимо осуществить корректировку Проекта межевания в части местоположения границ участка N 67, а также корректировку границ смежного участка N 3, определенного для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Лухмановская, д. 34.
В целях корректировки Проекта межевания Департаментом выпущено распоряжение от 07.10.2020 N 33313 "О разработке проектов межевания кварталов", которое направлено в адрес ГБУ МосгорБТИ для проведения соответствующих работ в рамках государственного задания.
В настоящее время ГБУ МосгорБТИ направил в Департамент на согласование "Проект межевания территории квартала района Некрасовка, ограниченного улицей Сочинская, улицей Рождественская, улицей Покровская, пр. пр. 265, улицей Недорубова (ЮВАО)", выполненный на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы "О разработке проектов межевания кварталов" от 07.10.2020 N 33313.
Указанный проект межевания согласован Департаментом и Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.
В соответствии со ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласованный проект межевания территории рассмотрен на публичных слушаниях / общественных обсуждениях.
Процедуры электронных общественные обсуждения по корректировке проекта межевания части квартала Косино-Ухтомского района, ограниченного административной границей города Москвы, границей коммунальной зоны, границей ООПТ "Природно-исторический парк "Косинский" проведены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы с 23.06.2021 по 06.07.2021.
В соответствии с заключением о результатах общественных осуждений от 06.07.2021 N 537/21 рекомендовано утвердить представленный проект.
После корректировки Проекта межевания потребуется также осуществить внесение изменений в Распоряжение в части местоположения границ образуемого земельного участка, его адреса, а также наименования территориальной зоны.
Учитывая изложенное, выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Лухмановская, вл. 36 приостановлено и будет продолжено после корректировки Проекта межевания и внесения соответствующих изменений в Распоряжение.
После корректировки проекта межевания территории будет проведен комплекс мероприятий, направленных на постановку земельного участка на кадастровый учет.
На основании изложенного после постановки на государственный кадастровый учет земельного участка под зданием, ООО "ТЦ "Лухмановский" вправе повторно обратиться в Департамент за оказанием государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке" в соответствии с Приложением 15 к постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП в отношении вновь сформированного земельного участка.
Из вышеуказанного следует, что Департамент осуществляет комплекс мер для постановки земельного участка необходимого для эксплуатации здания на государственный кадастровый учет и последующего оформления с Заявителем договора аренды земельного участка.
По смыслу ст. ст. 1, 11, 12 ГК РФ и ст. 4 АПК РФ защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения в соответствии со способами, перечисленными в ст. 12 ГК РФ и иными способами, предусмотренными законом.
Таким образом, суд первой инстанции пришел обоснованному выводу об отсутствии нарушенного права заявителя, поскольку Департамент выполняет все необходимые действия по формированию земельного участка в соответствии с действующим законодательством, и, как следствие, о правомерности принятия отказа Департаментом городского имущества города Москвы.
При указанных обстоятельствах, учитывая ч. 3 ст. 201 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные заявителем в суде первой инстанции, они не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения, поскольку они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении, что указывает на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2022 по делу N А40-100517/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-100517/2021
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР "ЛУХМАНОВСКИЙ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ