г. Санкт-Петербург |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А56-80198/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: предст. Земскова Д.С. - доверенность от 24.01.2022
от третьего лица: предст. Учитель М.Е. - доверенность от 13.07.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3113/2022) некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2021 по делу N А56-80198/2021 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью Инженерный центр "Лифт-Диагностика"
о признании недействительным решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - заявитель, Фонд) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, Санкт-Петербургское УФАС) о признании недействительным решения от 18.05.2021 N 78/13887/21, а также предписания от 18.05.2021 N 78/13888/21.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Инженерный центр "Лифт-Диагностика" (далее - Общество, ООО ИЦ "Лифт-Диагностика").
Решением суда первой инстанции от 20.12.2021 в удовлетворении заявленных Фондом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции от 20.12.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Фондом требований. Податель жалобы полагает, что установленный Фондом срок для разработки проектной документации (14 календарных дней) не противоречит требованиям пункта 79 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N615) и является разумным с учетом реального объема и сложности проводимых инженерных изысканий, а также с учетом практики исполнения обязательств по подобным договорам за предыдущие периоды капитального ремонта.
В судебном заседании 12.04.2022 представители Управления и Общества возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Фонд извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направил, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Фондом (организатором торгов) 31.03.2021 на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов https://www.roseltorg.ru опубликовано извещение N 057270000012100399 о проведении аукциона на выполнение работ и (или) оказание услуг по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по ремонту (замене, модернизации) лифтов; начальная (максимальная) цена договора: 2 509 504,81 руб.
ООО ИЦ "Лифт-Диагностика" обратилось в Санкт-Петербургское УФАС с жалобой (от 20.04.2021 N 13530-ЭП/21) на действия Организатора торгов, в которой Общество ссылалось на то, что установленный срок (14 календарных дней) выполнения работ по проектированию не соответствует разумным срокам.
Решением Санкт-Петербургского УФАС от 18.05.2021 N 78/13887/21 жалоба ООО ИЦ "Лифт-Диагностика" признана обоснованной, в действиях Организатора торов (Фонда) установлено нарушение пунктов 79 и 135 Положения N 615.
Санкт-Петербургским УФАС также вынесено предписание от 18.05.2021 N 78/13888/21, которым Организатору торгов (Фонду) предписано аннулировать электронный аукцион N 057270000012100399.
Не согласившись с указанными решением и предписанием Санкт-Петербургского УФАС, Фонд обратился в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Фонда и отмены решения суда первой инстанции от 20.12.2021 в связи со следующим.
В силу части 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации привлечение региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, установлен Положением N 615.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 615 принципами привлечения подрядных организаций являются:
- создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов;
- добросовестная конкуренция участников предварительного отбора и участников электронных аукционов.
В силу пункта 79 Положения N 615 заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно пункту 134 Положения N 615 документация об электронном аукционе разрабатывается и утверждается заказчиком.
В силу пункта 135 Положения N 615 документация об электронном аукционе, помимо сведений, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, содержит:
б) график оказания услуг и (или) выполнения работ, включая стоимость этапов выполнения работ (услуг), в соответствии с проектной и (или) сметной документацией. В случае, если заказчик осуществляет закупку в соответствии с пунктом 78(1) настоящего Положения, то в документации об электронном аукционе устанавливаются виды оказываемых услуг и (или) выполняемых работ с объемами, выраженными в соответствующих показателях, по каждому объекту, нормативные сроки их оказания и (или) их выполнения, включая график оказания услуг и (или) выполнения работ по разработке проектной документации;
з) место, условия и сроки (периоды) оказания услуг и (или) выполнения работ.
Согласно подпункту "ж" пункта 129 Положения N 615 в извещении о проведении электронного аукциона в обязательном порядке указываются следующие сведения: место, сроки оказания услуг и (или) выполнения работ и условия оплаты выполненных работ (услуг).
Как следует из материалов дела, предметом аукциона по извещению N 057270000012100399 является выполнение работ и (или) оказание услуг по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по ремонту (замене, модернизации) лифтов.
Как указано в пункте 10 извещения N 057270000012100399 сроки оказания услуг и (или) выполнения работ:
- дата начала: с момента подписания сторонами договора;
- дата окончания: через 14 календарных дней с момента начала выполнения работ.
В пункте 12 Раздела X Документации установлены сроки оказания услуг и (или) выполнения работ: "Дата начала: с момента подписания сторонами Договора. Дата окончания: через 2 недели (14 календарных дней) с начала выполнения работ. Сроки выполнения этапов работ (оказания услуг): в соответствии с графиком производства и стоимости работ, указанном в разделах XV "График оказания услуг и (или) выполнения работ, включая стоимость этапов выполнения работ (оказания услуг)" и XVII "Проект договора о проведении капитального ремонта".
Раздел XV Документации "График оказания услуг и (или) выполнения работ, включая стоимость этапов выполнения работ (оказания услуг)" также содержит указание на дату начала выполнения работ (момент подписания договора) и дату окончания выполнения работ (14 календарных дней). Кроме того, указанный график содержит указание на, что в рамках выполнения работ, являющихся предметом рассматриваемого аукциона, победителю торгов будет необходимо совершить обследование, проектирование и согласования за 14 календарных дней.
Согласно пункту 3.4 Проекта договора датой окончания выполненных работ по Объекту считается дата подписания сторонами Акта сдачи-приемки работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта Объекта общего имущества в многоквартирном доме (далее - Акт сдачи-приемки) по форме согласно Приложению 8 к Договору, в порядке, установленном статьей 8 Договора.
При этом, пунктом 6.1 Проекта договора установлено, что Заказчик обязан передать Подрядчику в течение 10 (десяти) дней с момента подписания Договора иные исходные данные по перечню исходной документации (Приложение 5 к Договору) по акту.
Пунктом 6.4 Проекта договора также предусмотрено, что Заказчик, обязан рассматривать в течение 14 (четырнадцати) рабочих дней принятую от Подрядчика по Накладной на передачу проектной документации по форме согласно Приложению N 6 к Договору Документацию, подписанную Подрядчиком и соответствующую пункту 8.1 Договора. При отсутствии замечаний направляет уведомление (Приложение 7 к Договору) Подрядчику о необходимости предоставить Акт(-ты) сдачи-приемки по форме согласно Приложению N 8 к Договору. При наличии замечаний Заказчик оформляет акт выявленных нарушений в порядке, установленном статьей 8 Договора.
Согласно пункту 8.2 Проекта договора Подрядчик обязан не менее чем за 5 (пять) рабочих дней письменно уведомить Заказчика о завершении работ по Договору (по этапу Работ по Договору) и готовности Документации к передаче.
Согласно пункту 8.8 Проекта договора Подрядчик, получив уведомление о необходимости предоставить Акт сдачи-приемки в соответствии с пунктом 8.4 Договора, в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет Заказчику Акт сдачи-приемки по форме согласно Приложению N 8 к Договору.
В пункте 11 Задания на проектирование установлена обязанность Подрядчика получить технические требования (технические условия) на подключение лифтового оборудования к системе электроснабжения многоквартирного дома, а так же копии паспорта заменяемого лифтового оборудования, копию заключения инженерного центра по результатам оценки соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, согласовать схемы прокладки и подключения силовых питающих линий лифтового оборудования. Указанные документы и согласования проектная организация должна получить лично в организации, осуществляющей управление многоквартирным домом. В случае отказа в их предоставлении Подрядчик должен в течение 3 дней сообщить Заказчику.
При этом, как обоснованно отметило Управление, сроки на предоставление Подрядчику указанной документации и согласований ни действующим законодательством, ни договором не установлены.
Разделом 15 Задания на проектирование определены требования о порядке проведения согласований с ведомствами и организациями, согласно которому все необходимые согласования проектно-сметной документации с заинтересованными ведомствами и организациями выполняются Подрядчиком в объеме требований действующих нормативно-правовых документов при участии Заказчика, в том числе:
- Подрядчик обязан осуществить согласование с уполномоченным представителем собственников МКД и (или) организацией, управляющей МКД;
- раздел "Проект выноса (защита) инженерных сетей, проходящих в зоне производства работ по ремонту (замене) лифтового оборудования" согласовать с ресурсоснабжающей организацией или организацией, на балансе которой находятся сети;
- раздел "Сети связи. Диспетчеризация" подлежит обязательному согласованию в Жилищном комитете. Приемка ПСД Заказчиком будет осуществляться только после получения согласования раздела Жилищным комитетом.
Управление обоснованно указало на то, что Документацией не установлены порядок и сроки осуществления указанных согласований (за исключением согласования раздела "Сети связи. Диспетчеризация" Жилищным комитетом). При этом, распоряжением Жилищного комитета от 18.03.2010 N 87-Р установлено, что Жилищный комитет согласовывает проектную документацию в течение 15 дней, что само по себе превышает установленный Документацией общий срок выполнения работ (14 рабочих дней).
Таким образом, проанализировав вышеприведенные положения Документации, учитывая длительность производственного цикла выполнения работ и установленные Проектом договора срок получения исходных данных (в течении 10 дней после подписания договора), срок уведомления Заказчика о завершении работ по Договору (не позднее чем за 5 рабочих дней), срок рассмотрения Заказчиком принятой от Подрядчика проектной документации (14 дней), срок устранения замечаний (10 дней), сроки подписания Заказчиком актов (7 дней), а также учитывая необходимость самостоятельного получения Подрядчиком технических условий, копии паспортов заменяемого лифтового оборудования, копии заключения инженерного центра по результатам оценки соответствия лифта, а также необходимость самостоятельного получения Подрядчиком согласований с уполномоченным представителем собственников МКД и (или) организацией, управляющей МКД, ресурсоснабжающей организацией или организацией, на балансе которой находятся сети, Жилищным комитетом, Управление и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что установление Организатором торгов столь короткого срока выполнения работ (14 дней с момента подписания договора) не соответствует требованиям пункта 79 Положения N 615, поскольку в указанный срок объективно не представляется возможным выполнить работы и передать их результат Заказчику с учетом получения необходимых исходных данных, документов и согласований.
Кроме того, из совокупности приведенных выше положений Документации также усматривается, что Организатором торгов не установлены график, сроки (периоды) выполнения работ, а указан лишь общий срок исполнения договора, что противоречит требованиям подпункта пункта 135 (подпункт "б") Положения N 615.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Фондом требований о признании недействительными вынесенных Санкт-Петербургским УФАС решения от 18.05.2021 N 78/13887/21 и предписания от 18.05.2021 N 78/13888/21, принятых по результатам рассмотрения жалобы ООО ИЦ "Лифт-Диагностика".
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Фонда и отмены решения суда первой инстанции от 20.12.2021 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат оставлению на подателе жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 декабря 2021 года по делу N А56-80198/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80198/2021
Истец: Некоммерческая организация "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
Ответчик: А56-89556/2021, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: ООО ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР ЛИФТ-ДИАГНОСТИКА