г. Ессентуки |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А61-4075/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.04.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасовым К.Б., в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Ардонское Автотранспортное Предприятие" (ОГРН 1141514000055, ИНН 1514012729), Комитета по транспорту и дорожной инфраструктуре Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1071515015120, ИНН 1515912930), Министерства промышленности и транспорта Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1171513000735, ИНН 1513063939), Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1021500578770, ИНН 1501007545), Контрольно-счетной палаты Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1051500418530, ИНН 1515906729), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Ардонское Автотранспортное Предприятие" на решение Арбитражного суда РСО-Алания от 21.02.2022 по делу N А61-4075/2021 (в составе судьи Ясиновской Т.Д.)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ардонское Автотранспортное Предприятие" в лице конкурсного управляющего Шкурина Дмитрия Александровича (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением к Комитету по транспорту и дорожной инфраструктуре Республики Северная Осетия-Алания (далее - Комитет по транспорту) и Министерству промышленности и транспорта Республики Северная Осетия-Алания (далее - Министерство промышленности), Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания (далее - Министерство финансов) о взыскании убытков в размере 1799700р за счет средств казны Республики Северная Осетия-Алания (с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Республики Северная Осетия-Алания (далее - Счетная палата).
Решением суда от 21.02.2022 в удовлетворении требований Предприятия отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для взыскания убытков в счет возмещения недополученных доходов, связанных с оказанием услуг населению на межмуниципальных маршрутах.
Предприятие обжаловало решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В обоснование заявленных требований Предприятием представлен акт от 21.02.2019 N 15 (т.1, л.д. 28-36) по результатам контрольного мероприятия "Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания, направленных в 2017-2018 годах ООО "Ардонское автотранспортное предприятие" в рамках реализации государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие промышленности и пассажирского транспорта Республики Северная Осетия-Алания в 2017-2018 годах" (далее по тексту - акт проверки). В Министерство промышленности Предприятием была предоставлена документация на получение субсидий в размере 5767600р для покрытия недополученных Предприятием доходов за оказанные услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на социально значимых маршрутах. Министерством промышленности в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований Предприятию предоставлены субсидии в целях возмещения недополученных доходов, связанных с оказанием услуг населению на социально значимых межмуниципальных маршрутах, в общей сумме 2836500р. Таким образом, по мнению Предприятия, сумма недополученных субсидий с учетом корректировки и, как следствие, прямые убытки Предприятия от обслуживания социально значимых маршрутов на территории РСО-Алания составили 1799700р.
Предприятие обратилось с претензией к Правительству РСО-Алания, в которой предложило в семидневный срок с момента ее получения уплатить Предприятию задолженность по субсидиям в размере 1799700р (т.1, л.д. 51-52).
Ответным письмом от 07.10.2021 (т.1, л.д. 53-54) Правительство РСО-Алания сообщило, что право на получение субсидий имеют перевозчики, осуществляющие обслуживание социально значимых маршрутов на основании государственных контрактов, являющихся основанием для заключения с уполномоченным органом соглашения о предоставлении субсидии. Поскольку государственный контракт с Предприятием не заключался, правовых оснований для выплаты субсидии не имеется.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с исковым заявлением.
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 03.12.2016 N 67-РЗ "О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания" полномочия в организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам были переданы на региональный уровень.
Постановлением Правительства РСО-Алания от 04.07.2017 N 267 "Об утверждении государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие промышленности и пассажирского транспорта Республики Северная Осетия-Алания в 2017-2025 годах" утверждена государственная программа Республики Северная Осетия-Алания "Развитие промышленности и пассажирского транспорта Республики Северная Осетия-Алания в 2017 - 2025 годах".
В целях реализации Закона РСО-Алания от 15.04.2016 N 13-РЗ "Об организации регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам" (далее - Закон РСО-Алания N 13-РЗ) постановлением Правительства РСО-Алания от 18.07.2017 N 284 "О возмещении недополученных доходов юридическим лицам, связанных с оказанием услуг населению на социальное значимых межмуниципальных маршрутах на территории Республики Северная Осетия", утвержден Порядок предоставления из республиканского бюджета субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с оказанием юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пассажирские перевозки по социально значимым маршрутам на территории Республики Северная Осетия-Алания (далее - Порядок). В пункте 5 Порядка указано, что право на получение субсидий имеют перевозчики, осуществляющие обслуживание социально значимых межмуниципальных маршрутов на основании соглашений, заключенных по результатам проведения конкурса на право обслуживания межмуниципальных маршрутов, либо до проведения следующего конкурса на основании приказа Министра.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего федерального закона Согласно части 9 статьи 39 Закона N 220-ФЗ регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования этого закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт.
В рассматриваемом деле 18.07.2017 между Предприятием (получатель) и Министерством промышленности (главный распорядитель бюджетных средств) заключено соглашение N 2 о предоставлении из республиканского бюджета РСО-Алания в 2017 году субсидии в целях возмещения неполученных доходов получателя, связанных с оказанием услуг населению на социально значимых межмуниципальных маршрутах.
Вместе с тем, государственный контракт с Предприятием на осуществление регулярных перевозок по маршрутам: Цаликово-Владикавказ, Цмити-Владикавказ, Ардон-Беслан-Владикавказ, Рассвет-Владикавказ не был заключен.
09.04.2019 Счетной палатой в отношении Министерства промышленности вынесено представление N 219, в пункте 5 которого указано, что Министерством промышленности в 2017-2018 годах в нарушение Порядка, утвержденного Постановлением N 284, в отсутствие заключенных государственных контрактов и без проведения конкурсов на право обслуживания маршрутов предоставлялись субсидии предприятиям автомобильного транспорта и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов, связанных с осуществлением пассажирских перевозок по регулируемым тарифам на социально значимых маршрутах.
Принимая во внимание, что государственный контракт на оказание услуг по обслуживанию социально значимых маршрутов с Предприятием не заключался, установленные законом основания для заключения с Предприятием соглашений о предоставлении субсидии за спорный период также отсутствовали, законных оснований для удовлетворения требований Предприятия не имеется.
Ссылки на судебный акт по делу N А61-1519/2019 не принимаются, поскольку обстоятельства дела и круг лиц отличны от рассматриваемого. Названный судебный акт не содержит выводов о возмещении убытков в целях возмещения неполученных доходов Предприятия, связанных с оказанием услуг населению на социально значимых маршрутах при отсутствии государственного контракта и без проведения конкурсов на право обслуживания маршрутов.
Судебной коллегией поддержан вывод суда о том, что правоотношения лиц, участвующих в спорном деле, основаны не только на соглашении на предоставление субсидии, но также регламентируются бюджетным законодательством, в соответствии с которым расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации (статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Таким образом, субсидия может быть предоставлена только хозяйствующему субъекту, получившему право на осуществление перевозок в результате процедур, проведенных в порядке, установленном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и на основании контракта.
Доводы Предприятия о том, что по смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации средства бюджета, предоставляемые на возмещение убытков от осуществления регулярных пассажирских перевозок, являются субсидиями и не могут рассматриваться в рамках поставки для муниципальных нужд, поскольку услуги по перевозке оказываются не публично-правовому образованию, а гражданам на условиях публичного договора, основаны на неверном толковании норм права. Заявляя о том, что услуги по перевозке оказываются не публично-правовому образованию, Предприятие просит взыскать денежные средства с публично-правового образования в лице его уполномоченных органов.
Отказ Министерства в возмещении убытков Предприятия из республиканского бюджета соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Предприятия, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции правомерно и обоснованно отказано.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Предприятие при подаче апелляционной жалобы обратилось с ходатайством о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины по апелляционной жалобе до окончания рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку апелляционная жалоба Предприятия рассмотрена, решение суда оставлено без изменения, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000р относятся на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежат взысканию в доход федерального бюджета..
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда РСО-Алания от 21.02.2022 по делу N А61-4075/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ардонское Автотранспортное Предприятие" (ОГРН 1141514000055, ИНН 1514012729) в доход федерального бюджета 3000р государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-4075/2021
Истец: ООО "Ардонское автотранспортное предприятие"
Ответчик: Комитет по транспорту и дорожной инфраструктуре РСО-Алания, Комитет по транспорту и дорожной инфраструктуреРСО-Алания, Министерство финансов РСО -Алания, Правительство РСО-Алания
Третье лицо: Контрольно-счетная палата Республики Северная Осетия-Алания, Министерство промышленности и транспорта Республики Северная Осетия-Алания, Шкурин Дмитрий Александрович