г. Москва |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А40-118244/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2022 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Елоева А.М., Расторгуева Е.Б. |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вальковым А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства промышленности и торговли Российской Федерации,
Федерального казначейства
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.02.2022 по делу N А40-118244/21,
принятое судьей Гусенковым М.О. (шифр судьи 162-736)
по иску Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
(ИНН: 7705596339)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Торгово-закупочная компания ОВК" (ИНН: 7705337207)
третьи лица: Федеральное казначейство, АО "Российский экспортный центр"
о взыскании денежных средств при участии в судебном заседании:
от истца: Каирова А.О. по доверенности от 17.12.2021;
от ответчика: Чугунова Е.И. по доверенности от 24.06.2021;
от третьего лица 1: Хусаинов И.Р. по доверенности от 15.12.2021,
от третьего лица 2: Касьян А.А. по доверенности от 28.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
Минпромторг России обратился в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с ООО "Торгово-закупочная компания ОВК" предоставленной субсидии в сумме 5 429 702 руб.38 коп., штрафа в сумме 5 429 702 руб.38 коп..
Решением суда от 11.02.2022 года в удовлетворении заявленных требований Минпромторг России отказано.
Минпромторг России и Федеральное казначейство не согласились с решением суда первой инстанции, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указав на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
ООО "Торгово-закупочная компания ОВК" и АО "Российский экспортный центр" представили письменные отзывы, в которых считают доводы апелляционной жалобы необоснованными и просят решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, 21.12.2019 года между Минпромторг России (Министерство), ООО "Торгово-Закупочная Компания ОВК" (получатель) и АО "Российский экспортный центр" (агент) заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции N 020-11-2019-1140, предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2019 году субсидии в целях возмещения затрат получателя, указанных в приложении N 2 к соглашению, связанных с транспортировкой продукции, включенной в перечень продукции для целей реализации государственной поддержки организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, утвержденный Министерством (за исключением продукции, для целей поддержки производства и реализации которой допускается предоставление исключительно инвестиционного финансирования), понесенных в период с 01.10.2018 года по 31.08.2019 года (с 01.07.2018 года по 31.08.2019 года для продукции отрасли автомобилестроения), в размере, указанном в пункте 2.1 настоящего соглашения, определенном в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления субсидии.
Субсидия предоставлена получателю в соответствии с лимитами бюджетных обязательств в 2019 году в сумме 5 429 702 руб. 38 коп., что подтверждается платежным поручением N 396250 от 27.12.2019 года.
В соответствии с пунктом 20 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 года N 496, в редакции от 18.09.2019 года, в 2019 году для поставок продукции с 01.10.2018 года по 31.08.2019 года (с 01.07.2018 года по 31.08.2019 года для продукции отрасли автомобилестроения) соглашения о предоставлении субсидии заключаются с организациями по результатам ранжирования организаций в соответствии со значениями показателя результативности использования субсидии.
В обоснование заявленных требовании истец ссылается на проведенную Федеральным казначейством в период с 29.09.2020 года по 19.10.2020 года внеплановую выездную проверку предоставления и использования субсидий из федерального бюджета в рамках механизма государственной поддержки российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции в рамках подпрограммы "Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" за 2017-2019 годы, по результатам которой установлен факт нарушения Минпромторг России подпункта 1 пункта 2 ст. 78, подпункта 10 пункта 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 20 Правил от 26.04.2017 года N 496, предоставления субсидии ООО "Торгово-Закупочная Компания ОВК" по результатам ранжирования на основании недостоверной информации организации о значениях показателя результативности использования субсидии.
По утверждению истца, при ранжировании ООО "Торгово-Закупочная Компания ОВК" использована не подтвержденная документально информация об объемах фактически поставленной продукции в стоимостном выражении с 01.10.2018 года по 31.08.2019 года, а также с 01.10.2017 года по 31.08.2018 года, что привело к искажению значения показателя результативности использования субсидии (С2019) и завышению значения показателя результативности использования субсидии.
В соответствии с пунктом 6.1.5 соглашения получатель несет ответственность за достоверность сведений, представляемых Министерству и (или) агенту в соответствии с настоящим соглашением.
Согласно пункта 4.1.5 соглашения, в случае установления Министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидий, предусмотренных Правилами и настоящим соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с настоящим соглашением, недостоверных сведений, Министерство обязуется направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в федеральный бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Пунктами 5.2.1-5.2.2 соглашения и пунктами 38-39 Правил установлено, что в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством и (или) уполномоченными органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также факта оставления недостоверной информации средства субсидии в размере выявленных нарушений подлежат возврату организацией в доход федерального бюджета на основании требования Министерства не позднее 3-го рабочего дня со дня получения организацией указанного требования. Организация одновременно с возвратом соответствующих средств субсидии в доход федерального бюджета уплачивает штраф в размере выявленных нарушений.
02.02.2021 года в адрес ответчика Минпромторгом направлено предписание N 6799/03 о возврате предоставленных средств субсидии в федеральный бюджет на основании проведенной Федеральным казначейством проверки (представление Федерального казначейства N 18-03-01/26118 от 15.12.2020 года).
Между тем доводы истца необоснованные и правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В силу пункта 1, 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии субъектам хозяйственной деятельности предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление соответствующих субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
22.01.2020 года во исполнение условий пункта 4.3.2 и 4.3.3.1 соглашения ответчиком направлен агенту отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии из федерального бюджета (исх. N ТЗК ОВК-102-17 от 22.01.2020 года), из которого следует о достижении указанного показателя в заявленном в соглашении размере - 210,42. При расчете объема поставленной продукции для целей участия в ранжировании заявок и последующего получения субсидии ответчиком была правомерно исключена продукция, на транспортировку которой не были понесены затраты.
Как установлено судом, и стороной истца не опровергнуто, агентом и Минпромторгом нарушений в отчете, направленном 22.01.2020 года, не выявлено, замечания и возражения в адрес общества не направлены.
Полученные ответчиком субсидии были использованы в целях снижения затрат на поставку продукции по экспортным контрактам, что привело к увеличению объемов поставок по указанным контрактам и достижению целей роста экспорта продукции, заявленной в качестве целевой Национальным проектом (программой) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с нормами действующего законодательства и соглашением N 020-11-2019-1140 от 21.12.2019 года (пункт 4.1.4, 4,5.1 соглашения), АО "Российский экспортный центр" осуществляет проверку достоверности предоставленных в заявке данных, производит расчет размера субсидий, готовит соответствующее заключение, ранжирование, подготовку проекта реестра получателей субсидий, и несет ответственность за надлежащее выполнение указанных функций.
Агент не выявил нарушений при рассмотрении заявки ответчика, не осуществил перерасчет размера субсидий и включил ответчика в перечень получателей субсидий.
Поскольку ответчиком надлежащим образом и в полном объеме выполнены обязательства по соглашению, представленные в отчете данные соответствуют требованиям соглашения и Правил предоставления субсидий, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.02.2022 г. по делу N А40-118244/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
А.М.Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-118244/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "ТОРГОВО-ЗАКУПОЧНАЯ КОМПАНИЯ ОВК"
Третье лицо: АО "Российский экспортный центр", ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО