г. Санкт-Петербург |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А21-12180/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6250/2022) АО "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.02.2022 по делу N А21-12180/2021 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению АО "Янтарьэнерго"
к УФАС по К/о
о признании незаконным постановления
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Янтарьэнерго" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления УФАС по Калининградской области (далее - Управление) о наложении штрафа по делу об административном наказании от N 039/04/9.21-1095/2021 от 22.10.2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 01.02.2022 в удовлетворении требований АО "Янтарьэнерго" отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на то, что в материалы дела представлены доказательства отсутствия вины во вмененном правонарушении. Указывает, что назначенный административный штраф не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, просит снизить штраф до минимально возможного размера.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в УФАС Калининградской области поступила жалоба Вобликова Александра Юрьевича (далее - Заявитель) на невыполнение Акционерным обществом "Янтарьэнерго" (далее - Общество, АО "Янтарьэнерго", сетевая организация) условий договору N 498/01/21 от 10.02.2021 об осуществлении технологического присоединения объекта, расположенного (который будет располагаться) по адресу: Калининградская обл., Зеленоградский р-н, п. Заостровье (кадастр. N 39:05:040101:193) (далее - Договор) с являющимися неотъемлемой частью техническими условиями N Z498/21.
Пунктом 6 вышеназванного Договора установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения настоящего Договора; соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества - 10.02.2021, дата окончания - 10.08.2021.
10.02.2021 АО "Янтарьэнерго" и Заявитель заключили Договор N 498/01/21, неотъемлемой частью которого являются технические условия N Z-498/21. Оплата за технологическое присоединение произведена Заявителем своевременно в полном объеме.
12.05.2021 филиалом АО "Янтарьэнерго" Западные электрические сети было утверждено техническое задание N Z/СЭРС/015820/2021-23 по титулу: "Строительство ТП 15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ от ВЛ 15-088 (инв. N 5113992), ЛЭП 0,4 кВ, организация системы учета электроэнергии в п. Заостровье Зеленоградского района". 06.10.2021 по результатам проведения конкурентных процедур АО "Янтарьэнерго" заключен договор N 180ГП-ЭП/7.15е/2021 с ООО "Энергопроект" на разработку рабочей документации и строительно - монтажные работы с поставкой оборудования со сроком исполнения 65 (шестьдесят пять) календарных дней.
Таким образом, Общество, заключая договор с подрядчиком, уже нарушало срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленный Договором и Правилами N 861.
По итогам административного расследования установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя в сроки, установленные Правилами N 861 и условиями Договора не осуществлено.
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении N 039/04/9.21-1095/2021 Общество привлекалось к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в части нарушения пункта 16 Правил N 861 по постановлениям о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу и исполненных Обществом N 039/04/9.21-10/2019 от 04.02.2019 (исполнено 05.09.2019), N 039/04/9.21-50/2019 от 21.02.2019 (исполнено 06.09.2019), N 039/04/9.21-222/2019 от 06.05.2019 (исполнено 17.09.2019), N 039/04/9.21- 81/2019 от 13.03.2019 (исполнено 20.09.2019), N 039/04/9.21-192/2019 от 26.04.2019 (исполнено 05.12.2019), N 039/04/9.21-217/2019 от 06.05.2019 (исполнено 05.12.2019), N 039/04/9.21-683/2019 от 25.09.2019 (исполнено 16.12.2019), N 039/04/9.21-616/2019 от 10.09.2019 (исполнено 16.12.2019), N 039/04/9.21-140/2019 от 19.04.2019 (исполнено 30.12.2019), N 039/04/9.21-405/2019 от 04.07.2019 (исполнено 10.02.2020), N 039/04/9.21- 639/2019 от 19.09.2019 (исполнено 11.03.2020).
Повторность нарушения положений статьи 9.21 КоАП РФ в части нарушения Обществом пункта 16 Правил N 861 подтверждена вступившими в законную силу актами Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Калининградской области по делам NN А21-15833/2019, А21-15836/2019, А21-16093/2019, А21-16139/2019, А21-690/2020, А21-1452/2020, А21-1453/2020, А21-2809/2020, А21-2810/2020, А21- 4571/2020, А21-4858/2020, А21-5893/2020, А21-7355/2020, А21-7863/2020.
УФАС в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 14.10.2021 N 039/04/9.21-1095/2021.
По результатам рассмотрения дела АО "Янтарьэнерго" 22 октября 2021 года привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ согласно постановлению N 039/04/9.21-1095/2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Управления, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества в его совершении, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, не установил оснований для снижения административного штрафа.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Указанные Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
На основании пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Из материалов дела следует, что дата начала исполнения обязательств со стороны Общества - 10.02.2021, дата окончания - 10.08.2021.
К указанному сроку технологическое присоединение объекта не выполнено, что свидетельствует о нарушении субъектом естественной монополии порядка технологического присоединения к электрическим сетям и образует событие вмененного правонарушения.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что им разработаны и утверждены технические задания, по одному из которых заключен договор подряда с ООО "ЭНЕРГОПРОЕКТ" на разработку рабочей документации. Таким образом, по мнению Общества, им предпринимались последовательные меры, направленные на выполнение мероприятий по подключению, что в данном случае исключает вину Общества во вмененном правонарушении.
Вместе с тем, разработка технического задания, принятие технического решения и заключение договора подряда в сроки, установленные договором, не могут служить надлежащим доказательством его исполнения.
При этом также следует учесть, что на момент вынесения оспариваемого постановления технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта не осуществлено.
В связи с чем наличие вины во вменяемом административном правонарушении подтверждается материалами дела.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что Общество неоднократно привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, а также факт неоднократного привлечения Общества к ответственности за аналогичные правонарушения, пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, апелляционный суд не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
В рассматриваемой ситуации Управлением назначен штраф в размере 600 000 руб. с учетом положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а именно повторное совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В данном конкретном случае размер штрафа назначен Управлением с учетом характера правонарушения, при установленном и документально подтвержденном факте неоднократного виновного бездействия Общества, в пределах установленной санкции.
Из материалов настоящего дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав Общества, обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, судом не установлены, назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 01 февраля 2022 года по делу N А21-12180/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Янтарьэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-12180/2021
Истец: АО "Янтарьэнерго"
Ответчик: УФАС по К/о