26 апреля 2022 г. |
Дело N А83-11530/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судей |
Приваловой А.В., Кравченко В.Е., Яковлева А.С., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой О.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 февраля 2022 года по делу N А83-11530/2021, рассмотренному по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Нижнегорская районная больница" к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Нижнегорская районная больница" (далее - заявитель, ГБУЗ РК "Нижнегорская районная больница", страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым от 22.03.2020 N 091S19210001529 в части привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в сумме 332 500 руб.
В ходе рассмотрения дела в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (далее - пенсионный фонд).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10.02.2022 заявление удовлетворено частично, признано недействительным решение пенсионного фонда от 22.03.2021 N 091S19210001529 в части применения штрафных санкций в размере 332 500,00 руб., размер штрафа снижен судом до 500,00 руб. Также судом разрешен вопрос о распределении судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, полагает, что оспариваемое решение пенсионного фонда за нарушение срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 332 500,00 руб. является законным и обоснованным. Указывает на необоснованное снижение судом размера штрафа до 500,00 руб., поскольку это противоречит вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям наказания за нарушение положений законодательства Российской Федерации, в том числе предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими: лицами, а, следовательно, карательный и воспитательный смысл санкции в данном случае утрачивается. Полагает, что существенное уменьшение суммы финансовой санкции либо освобождение страхователя от ответственности за нарушение законодательства снижает ее эффективность, приводит к повторному нарушению страхователями законодательства. С учетом изложенного считает решение суда незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права и подлежащим отмене по приведенным в жалобе основаниям.
В отзыве на апелляционную жалобу ГБУЗ РК "Нижнегорская районная больница" не согласилось с доводами пенсионного фонда, полагая решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а приведенные в апелляционной жалобе доводы несостоятельными.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса, по имеющимся в деле доказательствам, признанных судом апелляционной инстанции достаточными.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Нижнегорская районная больница" зарегистрировано и поставлено на учет в качестве страхователя в Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым с присвоением регистрационного номера N 091003001252.
16.02.2021 по телекоммуникационным каналам связи посредством электронного документооборота в пенсионный фонд была представлена отчетность по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2021 года, и согласно извещению о доставке, получено адресатом 16.02.2021 в 13:31, что не оспаривается сторонами по делу.
На основании СЗВ-М (исходная) пенсионным фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2-2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, по результатам которой 18.02.2021 составлен акт N 091S18210000944, в котором зафиксирован факт несвоевременного представления отчетности по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2021 года в отношении 665 застрахованных лиц, данные сведения за указанный период были предоставлены по телекоммуникационным каналам связи 16.02.2021.
По результатам рассмотрения акта проверки фондом 22.03.2021 вынесено решение N 091S19210001529 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 и пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ с назначением штрафа в сумме 332 500,00 рублей.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы пенсионного фонда о нарушении плательщиком страховых взносов установленного срока представления сведений по форме СЗВ-М за январь 2021 года в отношении 655 застрахованных лиц.
Не согласившись с принятым пенсионным фондом решением в части размера штрафной санкции, полагая его несоразмерным допущенному нарушению и указывая на возможность снижения назначенного штрафа, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Снижая размер примененной финансовой санкции до 500,00 рублей, суд первой инстанции принял во внимание характер состава правонарушения, приведенные заявителем смягчающие ответственность страхователя обстоятельства, с учетом принципов справедливости и соразмерности наказания.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции исходя из следующего.
На основании статьи 1 Закона N 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ГБУЗ РК "Нижнегорская районная больница" является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено применение финансовых санкций к страхователю в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена указанной выше нормой Закона N 27-ФЗ, составляет, в том числе, нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с приведенными нормами законодательства, установленный срок представления сведений о застрахованных лицах за январь 2021 года не позднее 15.02.2021.
Как усматривается из материалов дела, в нарушение приведенных выше требований, сведения по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2021 года в отношении 655 застрахованных лиц представлены с нарушением установленного срока, а именно 16.02.2021 (при сроке представления - до 15.02.2021).
Факт нарушения нашел отражение в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 18.02.2021 N 091S18210000944, установлен и подтвержден материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В силу части 3 статьи 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Таким образом, с учетом приведенных законоположений, апелляционный суд считает верным вывод суда о нарушении заявителем законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и наличии оснований для привлечения его к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем, как установлено судом и следует из материалов дела, страхователем допущен незначительный пропуск срока представления сведений (13 часов), в материалах дела отсутствуют сведения о наличии умысла в совершении правонарушения, о наличии задолженности страхователя по страховым взносам, а также отсутствуют неблагоприятные последствия для государства и застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание конкретные обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие негативных последствий правонарушения, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания, суд первой инстанции, установив наличие смягчающих ответственность обстоятельств, учел правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные в Постановлении от 19.01.2016 N 2-П, в соответствии с которыми ответственность за нарушения норм пенсионного законодательства, должна применяться дифференцированно с учетом тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя, посчитал возможным снизить размер финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, с 332 500,00 руб. до 500,00 руб.
Определение размера штрафных санкций при наличии смягчающих ответственность обстоятельств с учетом принципов справедливости и соразмерности в рассматриваемом случае относится к компетенции суда, в связи с чем выводы суда первой инстанции в этой части закону не противоречат и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, оснований для переоценки таких выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доказательств, опровергающих правомерность выводов суда относительно установленных обстоятельств по делу о наличии смягчающих обстоятельств, в материалы дела в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.
Доводы пенсионного фонда о необоснованном снижении штрафа, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права и противоречат правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.01.2016 N 2-П, в связи с чем апелляционным судом отклоняются.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что заявитель оспаривал решение пенсионного фонда только в части размера штрафа, приводя доводы о наличии оснований для его снижения, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт по настоящему делу, которым снижен размер примененных финансовых санкций за совершение правонарушения, принят с учетом установленных фактических обстоятельств спора и требований действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также с учетом заявленных пределов обжалования, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Иных доводов апелляционная жалоба не содержит; ошибочное указание судом в пункте 1 резолютивной части судебного акта на частичное удовлетворение требований без изложения в какой части заявителю отказано, не является ошибкой, влекущей отмену судебного акта, а в данном случае по своей сути является опиской, поскольку, как следует из содержания заявления, решение заявителем оспаривалось в части размера штрафа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 февраля 2022 года по делу N А83-11530/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-11530/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "НИЖНЕГОРСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДЖАНКОЙСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МЕЖРАЙОННОЕ
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ