г. Москва |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А40-96280/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Груничева М.М.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2021 по делу N А40-96280/21,
по заявлению Груничева М.М.
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве
третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Клюевский Г.В. по доверенности от 17.09.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Груничев М. М (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г.Москве о признании незаконным решения.
Решением от 29.12.2021 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 156, 266, 268 АПК РФ в отсутствии заявителя, третьего лица.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя инспекции, явившегося в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, 03 февраля 2021 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо) исключило Общество из Единого государственного реестра юридических лиц (далее -ЕГРЮЛ) - государственный регистрационный номер записи N 2217700752718.
В качестве основания для исключения Общества из ЕГРЮЛ Заинтересованное лицо указало следующие обстоятельства: прекращение юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица), номер записи 2217700752718 от 03.02.2021 г.
Посчитав указанное решение незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
По доводам заявления заявитель настаивал, что ООО "МИКГРУН" является фактически действующим юридическим лицом, ведет хозяйственную деятельность, общество проводило расчеты с контрагентами, производило юридически значимые действия, осуществляло смену генерального директора ООО "МИКГРУН" на основании решения единственного участника от 19.08.2020.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
По смыслу п. 1 ст. 64.2 ГК РФ и п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
В силу п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Непосредственными основаниями для принятия регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ являются:
- документ налогового органа, подтверждающий непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации;
- документ налогового органа, подтверждающий отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Действующее законодательство не предусматривает установления уважительных причин, по которым не предоставление налоговой отчетности не может быть основанием для признания юридического лица недействующим.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ИФНС России N 25 по г. Москве направила в МИФНС России N46 по г. Москве Справку об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых счетов N 2028-С от 02.10.2020 и справку о непредставлении ЮЛ в течение последних 12 месяцев документов отчетности N 2028-О от 02.10.2020 в отношении ООО "МИКГРУН" по форме, утвержденной приказом Министерствафинансов Российской Федерации N 32н "Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов".
19.10.2020 МИФНС России N 46 по г. Москве было принято Решение N 145710 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "МИКГРУН" из ЕГРЮЛ.
21.10.2020 МИФНС России N 46 по г. Москве в ЕГРЮЛ была внесена запись за ГРН 2207710936354 в отношении ООО "МИКГРУН" о принятии решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица.
21.10.2020 Сведения о предстоящем исключении ООО "МИКГРУН" были опубликованы в Вестнике государственной регистрации ч.2 N 42(809) от 21.10.2020/8527.
В течение трех месяцев после публикации сообщения в Регистрирующий орган, по адресу, указанному в публикации: 125373, г. Москва, Походный пр-д, домовладение 3, стр.2, не поступало надлежащих заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением ООО "МИКГРУН".
Поскольку заявления (по форме) от заинтересованных лиц в отношении ООО "МИКГРУН" в срок не поступили, то МИФНС России N 46 по г. Москве 03.02.2021 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2217700752718 об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица - ООО "МИКГРУН".
Несмотря на официальную публикацию в соответствующем журнале информации о предстоящем исключении общества из реестра, в установленный п.4 ст.21.1 Федерального закона N129-ФЗ в трехмесячный срок заинтересованным лицом в регистрирующий орган не направлялось.
Суд первой инстанции верно отметил, что заявитель имел возможность интересоваться деятельностью общества, был вправе получать необходимую информацию, в том числе и выписки из ЕГРЮЛ, и имел возможность направить в регистрирующий орган соответствующее заявление о несогласии с исключением ООО "МИКГРУН" из ЕГРЮЛ.
Согласно п.8 ст. 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 17 января 2012 г. N 143-О-О, пункты 1 - 3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, а также размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (Приказ Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года N САЭ-3-09/355@), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом об исключении юридического лица, Заявитель и иные заинтересованные лица вправе были самостоятельно отслеживать информацию об обществе и принимаемых налоговой инспекцией решениях о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, представлять возражения в соответствии с ст. 21.1 Закона о государственной регистрации.
Таким образом, заявитель, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "МИКГРУН" из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имел возможность выполнить требования п.4 ст.21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением ООО "МИКГРУН" из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить его из ЕГРЮЛ.
Так как заявитель не воспользовался своим правом заявить возражения в установленный срок, то оснований полагать, что исключением ООО "МИКГРУН" из ЕГРЮЛ нарушены его права, не имеется.
Довод заявителя о том, что общество проводило расчеты с контрагентами суд оценил критически, как и довод о том, что в период между публикацией сообщения о предстоящем исключении ООО "Микгрун" и фактическим исключением Общества из реестра Обществом производились юридически значимые действия.
Довод о том, что ООО "МИКГРУН" является фактически действующим юридическим лицом, ведет хозяйственную деятельность, несостоятелен по следующим основаниям.
Кроме того, исходя из смысла статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, хозяйственная деятельность юридического лица не является препятствием для вынесения решения о предстоящем исключении и для исключения из ЕГРЮЛ в соответствии ч.1 ст.21.1 Закона N 129-ФЗ, а так же не является основанием для неисполнения требований закона о предоставлении ежегодной налоговой отчетности в территориальную Инспекцию.
Каких-либо иных доводов, свидетельствующих об отсутствии обстоятельств (непредставление документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету), которые в силу статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ являются основанием для принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, заявителем не приведено.
Фактическое осуществление хозяйственной деятельности не является основанием для неисполнения требований закона о предоставлении ежегодной налоговой отчетности.
Также и довод о смене генерального директора ООО "МИКГРУН" на основании решения единственного участника от 19.08.2020 и выдача доверенности на осуществление действий от имени Общества, не могут быть приняты во внимание, поскольку в совокупности с иными обстоятельствами прекращения деятельности Общества, не свидетельствует о ведении последним какой-либо хозяйственной деятельности.
Довод Заявителя о том, что юридическое лицо не может считаться прекратившим деятельность по одним лишь формальным признакам, суд считает несостоятелен, в связи со следующим.
Действующее законодательство не возлагает на регистрирующий орган обязанность принимать меры по проведению проверки наличия косвенных признаков осуществления организацией хозяйственной и иной деятельности.
Доводы заявителя не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела по существу.
Таким образом, при отсутствии доказательств нарушения прав заявителя исключением ООО "МИКГРУН" из ЕГРЮЛ, пункт 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ применен быть не может.
Так как положением статьи 21.1 ФЗ-129, определены четкие критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), а соответственно, не допускают их произвольного применения.
В отношении требования об обязании Инспекции исключить сведения из ЕГРЮЛ об исключении ООО "МИКГРУН", необходимо отметить следующее.
Согласно п.4 ст.5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В силу п.3 ст.5 Закон N 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.
Другого порядка внесения исправлений в ЕГРЮЛ действующее законодательство не предусматривает. Признание судом незаконными решения влечет внесение в ЕГРЮЛ новой записи, но не создает оснований для исключения (аннулирования) совершенных ранее регистрационных действий.
Таким образом, законодательство не предусматривает возможности аннулирования или исключения записей реестра.
При указанных обстоятельствах заявленные требования не могут быть признаны обоснованными.
Исследовав повторно, в совокупности доказательства по делу, с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких данных, апелляционный суд оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.12.2021 по делу N А40-96280/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96280/2021
Истец: Груничев Михаил Михайлович
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 46 ПО Г. МОСКВЕ