г. Москва |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А40-153210/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2021 по делу N А40-153210/21
по заявлению ООО "Капстройзаказчик" (ОГРН: 1107746502236, ИНН: 7702734855)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423),
третье лицо Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Финансово-Хозяйственное Управление Мэрии Москвы",
о признании незаконными отказа и распоряжения,
при участии:
от заявителя: |
Кононов А.А. по доверенности от 07.12.2021; |
от заинтересованного лица: |
Кодоев А.А. по доверенности от 29.12.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Капстройзаказчик" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным отказа Департамента городского имущества города Москвы (далее - департамент) от 20.05.2021 года за N 33-5-39147/21- (0)-1 в предоставлении государственной услуги в аренде земельного участка с кадастровом номером 77:01:0003033:1003, о признании недействительным (незаконным) распоряжения департамента от 14.05.2021 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003033:1003 с сохранением в измененных границах), о возложении обязанности подготовить и направить обществу проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003033:1003.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2021 заявленные требования общества удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявление общества оставить без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества в удовлетворении жалобы просил отказать, представил отзыв.
Дело рассмотрено в порядке ч.ч.3, 5 ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей третьего лица.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, выслушав представителей департамента и общества, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Москвы от 14.05.2002 N 357-ПП предписано согласиться с предложением ГАУ "ФХУ Мэрии Москвы" о строительстве административного здания с подземной автостоянкой на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Русаковская, д. 14.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В ЕГРН 26.03.2010 внесены сведения об образованном земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003033:1003 площадью 4 578 кв. м. с видом разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (1.2.7); земельные участки, предназначенные для размещения гаражей (1.2.3).
Согласно сидетельству на право постоянного (бессрочного) пользования от 13.10.2010 N М-01-201447 земельный участок был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ГБУ города Москвы "Финансово--Хозяйственное Управление Мэрии Москвы" для проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации административного здания с подземной автостоянкой.
Между обществом и ГБУ города Москвы "Финансово- Хозяйственное Управление Мэрии Москвы" для целей строительства заключен договор о совместном участии в строительстве от 17.08.2012 N 165-04-12.
В проекте межевания, утвержденном распоряжением Департамента от 31.07.2015 N 11953, участок N 1 площадью 0,4578 га выделяется как незастроенная территория, предназначенная для строительства по адресу: г. Москва, Русаковская ул., вл. 14 в соответствии с ГПЗУ RU77-141000-004206. На территории расположено заброшенное здание кафе.
Общество в порядке ст. 39.20 ЗК РФ обратилось в адрес департамента за оказанием государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений сооружений, расположенных на земельном участке" с целью последующего предоставления на праве аренды земельного участка для целей эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности здания площадью 148,5 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003033:1061.
Для предоставления земельного участка обществу в целях эксплуатации объекта недвижимого имущества подлежало прекращению права постоянного (бессрочного) пользования ГБУ города Москвы "Финансово-Хозяйственное Управление Мэрии Москвы".
ГБУ "ФХУ Мэрии Москвы" 22.03.2021 было подано заявление N 33-5- 28682/21-(0)-0 в адрес департамента о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 77:01:0003033:1003.
Распоряжением департамента от 30.03.2021 N 12897 о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком учреждения регистрации ограниченного вещного права учреждения в ЕГРН прекращена.
Обществом 14.04.2021 повторно был направлен запрос на предоставление государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003033:1003 площадью 4 578 кв. м.
Письмом департамента от 20.05.2021 N 33-5-39147/21-(0)-1 обществу оказано в предоставлении государственной услуги и в аренде земельного участка.
Департамент, отказывая обществу в предоставлении услуги, сослался на пункт 25 статьи 39.16 ЗК РФ, поскольку площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположенного земельного участка, проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на 10% (десять процентов), также департамент сослался на пункт 2.10,1.25 Административного регламента, поскольку основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие одного или нескольких оснований, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования общества.
Апелляционная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, исходит из следующего.
В соответствии с ч.25 ст. 39.16 ЗК РФ сказано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
То есть основанием для отказа в предоставлении услуги, является расхождение в площади земельного участка, на который претендует общество, с данными, указанными в заявлении более чем на 10%.
На момент подачи обществом заявки земельного участка 77:01:0003033,1003, площадь которого согласно схеме расположения земельного участка составила 4 578 кв.м. +/- 24 кв.м.
Судом первой инстанции установлено отсутствие превышений между заявленной и фактической площадью земельного участка.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпываю перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Данная статья не предусматривает такого основания для отказа, как несоответствие площади испрашиваемого земельного участка размеру участка, необходимого для использования расположенного на нем объекта недвижимого имущества, не предусмотрена и необходимость предоставления документа, обосновывающего такое соответствие, в целях предоставления земельного участка.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, что касается застроенных земельных участков, которые в существующих границах значительно превосходят площадь застройки расположенных на них зданий, то исходя из грамматического толкования положений ЗК РФ (подп. б п. 2 ст. 39.3) у правообладателя такого земельного участка имеется право выкупа всего земельного участка.
Обязанности разделить земельный участок на застроенную и пустующую его части действующим законодательством Российской Федерации не установлено (письма Минэкономразвития России от 25 июня 2015 г. N Д23и-2954 и от 03 июня 2015 г N Д23и-3084).
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы и договорам с ГБУ "ФХУ Мэрии Москвы" по реализации инвестиционного проекта - строительство административного здания с подземной автостоянкой на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003033:1003, с непосредственным участием общества были получены разрешительные документы на строительство объекта, где указаны параметры будущего здания: а) в Градостроительном плане земельного участка N RU77-141000-004206 указаны площадь возводимого административного здания - 15 000 кв.м. и количество машиномест- 156; б) в Свидетельстве об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства на земельном участке по адресу ул., Русаковская вл. 14 от 19.11.2014 года per N П6-3-14/С указано, что общая площадь будущего здания составит 15 000 кв. м., площадь застройки 2460,99 кв.м., площадь участка 0,4578 Га. в) в Архитектурно-планировочном решении Административно-управленческого здания с подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, ул. Русаковская пл. 14, ЦАО, на основании которого было выпущено Свидетельстве об утверждении архитектурно- градостроительного решения объекта капитального строительства (указано в пункте выше), в разделе ситуационный план и генеральный план, видно, что площадь застройки будущего здания составляет абсолютно большую часть спорного земельного участка; г) в положительном заключении государственной экспертизы от 15.09.2014 года per N 77-1-3-0559-14 указаны: площадь земельного участка 0,4578 Га; площадь застройки 2460,99 м.кв.; общая площадь здания 15000 кв.м.; -этажей-8: количество машиномест в подземной автостоянке -122; д) в Разрешении на строительство N RU77141000-010901 указаны: площадь земельного участка 0,4578 Га; площадь застройки 2460,99 м.кв.; общая площадь здания 15000 кв.м.; этажей - 8; количество машиномест в подземной автостоянке -122.
Судом первой инстанции верно сделан вывод, что все полученные разрешительные документы подразумевают эксплуатацию всего земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003033:1003 площадью 0,4578 Га.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что решение департамента о превышении площади в запросе на аренду спорного участка, а также о размежевании земельного участка противоречат и нарушают акты органов исполнительной власти города Москвы и вступают в конфликт с выданной городом Москвой разрешительной документацией.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе департамента, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, не влияют на законное по своей сути оспариваемое решение суда, являются надуманными.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2021 по делу N А40-153210/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-153210/2021
Истец: ООО "КАПСТРОЙЗАКАЗЧИК"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18383/2022
26.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6440/2022
15.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-153210/2021
23.09.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-53351/2021