г. Москва |
|
20 февраля 2024 г. |
Дело N А41-16573/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Бархатовой Е.А., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от заявителя: Шерягина О.Д., доверенность от 21.11.2023,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Гуслица" на решение Арбитражного суда Московской области от 20.11.2023 по делу N А41-16573/23, по иску ООО "Гуслица" к Управлению Росреестра по Московской области при участии третьего лица: Филиал ППК "Роскадастр" по Московской области о признании незаконным действия Управления Росреестра по Московской области от 09.12.2022 N КУВД-001/2022-38293050/3 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении ООО "Гуслица"; об обязании Управления осуществить действия государственного кадастрового учета и регистрации прав ООО "Гуслица" по заявлению от 01.09.2022 г. N КУВД-001/2022-38293050,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Гуслица" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ) к Управлению Росреестра по Московской области (далее - регистрирующий орган, Росреестр) о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области от 09.12.2022 N КУВД-001/2022-38293050/3 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятое в отношении ООО "Гуслица";
об обязании Управления Росреестра по Московской области осуществить действия государственного кадастрового учета и регистрации прав ООО "Гуслица" по заявлению от 01.09.2022 N КУВД-001/2022-38293050.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Филиал ППК "Роскадастр" по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.11.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Заявитель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Гуслица" на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 675,0 кв. м, расположенное по адресу: Московская область, городской округ Егорьевск, поселок Новый, территория Тепличный комбинат, 1, на земельном участке с кадастровым номером 50:30:0040107:19.
Вышеуказанное здание является объектом вспомогательного использования по отношению к основным объектам недвижимости с кадастровыми номерами 50:30:0040107:474, 50:30:0040107:475, 50:30:0040107:471, 50:30:0040107:430, 50:30:0040107:439, 50:30:0040107:435, 50:30:0040107:817 и предназначено для обслуживания хозяйственных нужд этих объектов.
01.09.2022 Заявитель обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете и регистрации права собственности на здание - склад товарно-материальных ценностей, площадью 675 кв. м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:30:0040107:19 (разрешенное использованием земельного участка - Для сельскохозяйственной деятельности).
09.09.2022 от Управления Росреестра по Московской области получено уведомление N КУВД-001/2022-38293050/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
09.12.2022 Росреестром в связи с неустранением причин приостановления в государственном кадастровом учете и регистрации права уведомлением N КУВД-001/2022-38293050/3 отказано.
Считая данный отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" указанный федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных указанным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ).
На основании статьи 3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем.
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты;6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Статьей 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрена правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (статья 21 Закон N 218-ФЗ).
В силу статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ), собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил. Пункт 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) усматривает, что собственник имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
По общему правилу в соответствии с ч. 10 ст. 42 Закон N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Также Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлены случаи, когда выдача разрешения на строительство (а соответственно и на ввод объекта в эксплуатацию) не требуется. К ним относится в том числе случай строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Вместе с тем ГрК РФ не содержит определение понятия "объект вспомогательного использования".
Объект вспомогательного использования - строения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований".
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Из указанного следует, что объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие конструктивной возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
В соответствии с утвержденным приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1059-ст ГОСТ Р 54257-210 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей. При этом согласно пункту 15 части 2 статьи 2 Технического регламента помещение с постоянным пребыванием людей - помещение, в котором предусмотрено пребывание людей непрерывно в течение более двух часов
Для строений пониженного уровня ответственности в техническом плане должна содержаться декларация, в остальных случаях- декларация и проектная документация.
Вторым критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 11.03.2015 г. N 308-ЭС15-1282) вспомогательные объекты предназначены только для обслуживания основного объекта.
К числу вспомогательных объектов капитального строительства могут относится здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания основного объекта недвижимости; не могут быть отнесены к числу объектов вспомогательного значения объекты капитального строительства, имеющие одинаковую функцию с основными объектами.
Согласно представленному техническому плану заявленный к учетно-регистрационным действиям объект недвижимого имущества - здание, наименование - склад товарно-материальных ценностей.
В составе Приложения к Техническому плану от 28.07.2022, подготовленному кадастровым инженером Попович О.С, включено Разрешение на строительство от 06.11.2018 N RU50-30-12084-2018, выданное Министерством строительного комплекса Московской области, и Проектная документация АР от 01.01.2016 г. N 16013/2016-АР.
Вместе с тем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в Управление не представлено.
При этом заявленного к учетно-регистрационным действиям объект недвижимости не является объектом временного (сезонного) назначения, не связан с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения, а также расположен на земельном участке для сельскохозяйственной деятельности (а не для индивидуального жилищного строительства). Соответственно указанный объект не обладает признаками объекта с пониженным уровнем ответственности.
В заключении кадастрового инженера, представленного технического плана, отсутствуют сведения о том, какую вспомогательную или обслуживающую функцию выполняет спорный объект недвижимости по отношению к указанным кадастровым инженером основным объектам недвижимости с кадастровыми номерами: 50:30:0040107:474, 50:30:0040107:475, 50:30:0040107:471, 50:30:0040107:430, 50:30:0040107:439, 50:30:0040107:435,50:30:0040107:817.
В данном случае документами, представленными обществом на регистрацию, не подтверждено соответствие объекта всем требованиям, предъявляемым к вспомогательным сооружениям.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Данные заключения, представленного заявителем в суд в обоснование своих доводов, не были предметом исследования в Росреестре, в связи с чем не могут основанием для оценки законности обжалуемого решения заинтересованного лица.
Учитывая изложенные обстоятельства, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.11.2023 по делу N А41-16573/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.А. Бархатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16573/2023
Истец: ООО "Гуслица"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ