г. Тула |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А54-3886/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.04.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дайнеко М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Осиповой Д.И., при участии от истца - Мирманова А.Ж. (доверенность от 20.04.2022, паспорт, диплом), от ответчика - Чернобровкина Н.С. (доверенность от 30.11.2021, паспорт, диплом), в отсутствие иных лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Захаровское ЖКХ" на определение Арбитражного суда Рязанской области от 10.01.2022 по делу N А54-3886/2021 (судья Медведева О.М.), вынесенное иску администрации муниципального образования - Захаровский муниципальный район Рязанской области (Рязанская область, Рязанский район, с. Захарово, ОГРН 1026200597103, ИНН 6202000808) к обществу с ограниченной ответственностью "Захаровское ЖКХ" (Рязанская область, Захаровский район, с. Захарово, ОГРН 1086219000625, ИНН 6202004810), третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Эко - Пронск" (Рязанская область, ОГРН 1106214000683, ИНН 6211007461), Приокское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (г. Тула, ОГРН 1047101134475, ИНН 7107084990) о расторжении договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 62:02:0020530:152 и 62:02:0020530:153 NА-118-17 от 31.10.2017,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования - Захаровский муниципальный район Рязанской области (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Захаровское ЖКХ" (далее - ответчик, общество) о расторжении договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 62:02:0020530:152 и 62:02:0020530:153 N А-118-17 от 31.10.2017.
30.12.2021 в материалы дела от администрации муниципального образования - Захаровский муниципальный район Рязанской области поступило заявление о принятии обеспечительных мер в виде запрета ООО "Захаровское ЖКХ" принятия и размещения отходов I-IV классов на арендованных земельных участках с кадастровыми номерами:
- 62:02:0020530:152 площадью 1500 кв.м, вид разрешенного использования: специальная деятельность;
- 62:02:0020530:153 площадью 62500 кв.м, вид разрешенного использования: для временного размещения твердых бытовых отходов, месторасположение участков: Рязанская область, Захаровский район, восточнее с. Захарово вблизи автодороги "Калуга-Тула-Михайлов-Рязань",
не относящихся к ТКО и образованных в результате жизнедеятельности физических и юридических лиц не на территории Захаровского района Рязанской области.
Определением от 10.01.2022 заявление удовлетворено.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с заявлением о его отмене. В обоснование своей позиции указывает на отсутствие правовых оснований для принятия обеспечительных мер, их необходимость не аргументирована истцом. Также считает, что при принятии испрашиваемых обеспечительных мер судом области нарушен баланс интересов сторон, поскольку испрашиваемые обеспечительные меры, по сути, воспроизводят исковые требования и подменяют разрешение спора по существу.
В судебном заседании 19.04.2022 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 26.04.2022.
Представитель ответчика доводы жалобы поддержал в полном объеме, определение просил отменить.
Представитель истца с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, определение просил оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Согласно части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Согласно пункту 9 постановления Пленума N 55, при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии обоих оснований, указанных в части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если заявителем представлены доказательства их обоснованности (пункт 9).
Заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер. Обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения. При оценке доводов заявителя следует иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. Кроме того, рассматривая подобное заявление, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер (пункт 10).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.11.2003 N 390-О, целью обеспечительных мер в арбитражном процессе, применяемых арбитражным судом по заявлению лица, участвующего в деле, и являющихся срочными, временными мерами, направленными на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя, является недопущение затруднения или невозможности исполнения судебного акта, а также предотвращение причинения значительного ущерба заявителю.
Положения главы 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяют, что оценка необходимости применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении обстоятельств дела.
При этом правила доказывания оснований для принятия обеспечительных мер не аналогичны тем, что применяются при доказывании обстоятельств по существу судебного спора, когда от стороны требуется представить ясные и убедительные доказательства обстоятельств дела либо доказательства, преобладающие над доказательствами процессуального оппонента. Для применения обеспечительных мер достаточно подтвердить разумные подозрения наличия предусмотренных в части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований; основания обеспечительных мер сами по себе носят вероятностный характер.
В обоснование заявления о принятии обеспечительных мер, истец указывает на следующие обстоятельства.
Между истцом и ответчиком заключен договор аренды земельных участков от 31.10.2017 с кадастровыми номерами 62:02:0020530:152 и 62:02:0020530:153 N А-118-17, согласно которому истец передает, а ответчик принимает в аренду вышеуказанные земельные участки для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, образованных в результате жизнедеятельности физических и юридических лиц на территории Захаровского района Рязанской области.
На основании обращений жителей с. Захарово Захаровского района Рязанской области в период с 19.01.2021 по 16.02.2021 ТОУ Роспотребнадзора по Рязанской области в Старожиловском районе проведено административное расследование в отношении Арендатора в связи с нарушениями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе:
- 29.01.2021 ТОУ Роспотребнадзора по Рязанской области в Старожиловском районе проведен осмотр помещения Арендатора по адресу: Рязанская область, Захаровский район, с. Захарово, ул. Подгорная, д.16, офис 2, при котором установлено отсутствие у последнего документов: Устава, лимитов на размещение отходов, программы производственного контроля за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния деятельности по размещению отходов на территории объекта размещения отходов, протоколы лабораторно-инструментальных испытаний/исследований за 2020 год, подтверждающие выполнение программы производственного контроля, регламенты, инструкция, режим деятельности на территории объекта размещения отходов, журнал учета размещаемых отходов, паспорта на размещаемые отходы;
- 08.02.2021 в связи выявлением нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ТОУ Роспотребнадзора по Рязанской области в Старожиловском районе произведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами 62:02:0020530:152 и 62:02:0020530:153, находящихся в пользовании Арендатора;
- 16.02.2021 ТОУ Роспотребнадзора по Рязанской области в Старожиловском районе составлен Протокол о временном запрете деятельности Арендатора по размещению отходов на объекте размещения отходов на указанных выше земельных участках (указанные документы представлены в суд);
- постановлением Михайловского районного суда Рязанской области от 01 марта 2021 года, согласно которому Арендатор признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.4 статьи 6.35 КоАП РФ - несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов производства и потребления, выразившееся в размещении на арендованном земельном участке отходов неизвестного состава и класса опасности открытым способом, без проведения производственного, в том числе лабораторного, контроля, не предусмотренные "Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Рязанской области" с приостановлением деятельности на 60 дней (материалы проверок, постановление Михайловского районного суда Рязанской области представлены в суд и исковым заявлением Администрации от 18.05.2021 г. исх.N 1 Неуказанное постановление оставлено без изменения решением Рязанского областного суда от 19 марта 2021 года;
- постановлением Михайловского районного суда Рязанской области от 06.09.2021 согласно которому Арендатор признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.4 статьи 6.35 КоАП РФ - за неустранеиие нарушений, указанных в постановлении от 01.03.2021 - несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов производства и потребления, выразившееся в размещении на арендованном земельном участке отходов неизвестного состава и класса опасности открытым способом, без проведения производственного, в том числе лабораторного, контроля, не предусмотренные "Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Рязанской области" и на него наложен штраф в размере 390 000 руб.;
- решением Михайловского районного суда Рязанской области от 27.10.2021, обязавшего Арендатора устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об отходах производства и потребления на объекте захоронения. Согласно данному решению Арендатор не устранил "нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на объекте размещения отходов", установленные постановлением Михайловского районного суда Рязанской области от 01.03.2021, "не представил документы, подтверждающие происхождение, объем и класс опасности отходов, размещенных на арендуемом объекте".
Также арендодатель указывает на размещение арендатором отходов, не образованных на территории Захаровского района Рязанской области (обращает внимание на несоответствия в путевых листах ООО "Экопласт"), что также является нарушением условий договора.
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В силу этого народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов
Федеральный закон "Об охране окружающей среды", определяя правовой режим охраны природных объектов, запрещает хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду и ведущую к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной (статья 59).
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" к основным принципам государственной политики в области обращения с отходами относит: охрану здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" определены национальные цели развития, в том числе в области обращения с отходами, предусматривающие эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая, в том числе, создание и эффективное функционирование во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок, а также создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидацию наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда.
Регулируя отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации в статье 12 устанавливает, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Таким образом, на ответчика, как арендатор должен соблюдать вышеназванные требования в целях обеспечения охраны здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды, в противном случае истцу, как собственнику земельного участка причиняется значительный ущерб.
Истцом заявлено требование о запрете ответчику принятие и размещение отходов на спорных земельных участков, не относящихся к ТКО и образованных в результате жизнедеятельности не на территории Захаровского района Рязанской области.
Пунктом 1.1 договора аренды от 31.10.2017 N А-118-17 установлено, что земельные участки переданы для размещения отходов, образованных в результате жизнедеятельности именно на территории Захаровского района Рязанской области.
Ответчиком в нарушение требований ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представлено доказательств того, что Постановление Минприроды Рязанской области от 15.11.2017 N 31 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Рязанской области", предусматривает размещение отходов, образованных на территории иных субъектов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции находит очевидным, что накопление отходов доставленных с территорий других территориальных образований до принятия судебного акта по существу спора может привести к последствиям, которые будет затруднительно устранить в случае удовлетворения иска. Иной подход позволял бы в течение длительного периода (на протяжении всего судебного разбирательства) беспрепятственно нарушать право неограниченного круга граждан (населения муниципального образования) на благоприятную окружающую среду.
Вместе с тем, заявитель не лишен права в случае отказа в иске обратиться с требованием о взыскании убытков, причиненных неправомерными требованиями истца.
Испрашиваемые обеспечительные меры непосредственно связаны с предметом спора, направлены на защиту права граждан на благоприятную окружающую среду и предотвращение причинения возможно большего ущерба. Принятые обеспечительные меры, вопреки утверждению ответчика, не предрешают рассмотрения спора по существу, поскольку не лишают его права на осуществление деятельности, установленной договором - сбор отходов, образованных на территории Захаровского района.
Руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Рязанской области от 10.01.2022 по делу N А54-3886/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-3886/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ЗАХАРОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Захаровское ЖКХ"
Третье лицо: ООО "Эко - Пронск", Приокское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, МОМВД России "Михайловский"