г. Владивосток |
|
28 апреля 2022 г. |
Дело N А24-5881/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Абдумажидова Эркина Бурхановича,
апелляционное производство N 05АП-1944/2022
на решение от 16.02.2022
судьи А.А. Копыловой
по делу N А24-5881/2021 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Абдумажидова Эркина Бурхановича (ИНН 410119623673, ОГРНИП 315410100009052)
к муниципальному казенному учреждению "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа" (ИНН 4101118486, ОГРН 1074101005660)
о признании незаконными действия по освобождению земельного участка и вывозу объекта, не являющегося объектом капитального строительства,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Абдумажидов Эркин Бурханович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий муниципального казенного учреждения "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее - учреждение, МКУ "Служба благоустройства") по освобождению земельного участка и вывозу принадлежащего ему объекта, не являющегося объектом капитального строительства.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 16.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает на ошибочность вывода учреждения, поддержанного судом первой инстанции, о невозможности установления собственника спорного объекта. Полагает, что спорный объект не является нестационарным торговым объектом, а кроме того, объект находился в пределах земельного участка, собственником которого является предприниматель. Считает, что судом первой инстанции не учтен факт отсутствия у комиссии на момент издания приказа от 20.08.2021 и вынесения заключения от 25.08.2021 N 117 сведений об отсутствии у предпринимателя правоустанавливающих документов на размещение объектов некапитального строительства. Оспаривает законность состава комиссии, уполномоченной на проведение рейдового осмотра, созданной приказом от 20.08.2021 N130-П\КЗ "О проведении рейдового осмотра".Также предприниматель приводит доводы о ненадлежащем уведомлении его о необходимости освобождения занятого земельного участка.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) провела судебное заседание в их отсутствие.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На основании приказа Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 20.08.2021 N 130/П/ЗК "О проведении рейдового осмотра" проведено обследование части земельного участка в кадастровом квартале 41:01:0010116 в районе жилого дома N 1 по ул. Молчанова в г. Петропавловске-Камчатском.
По результатам рейдовой проверки Контрольным управлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение составлено заключение от 25.08.2021 N 117 об обследовании земель (земельных участков) с приложенными фотоматериалами.
Согласно указанному заключению, на момент проведения осмотра 25.08.2021 на обследуемой территории выявлено наличие объекта, не являющегося объектом капитального строительства, в количестве 1 (одной) единицы, прямоугольной конфигурации, обшитого фасадным металлопрофилем желтого цвета по всему периметру, с лицевой стороны имеется шесть решетчатых окон, выделенных красным контуром и металлическая дверь серого цвета с внутренним замком, покрытая надписями. С одной из боковых сторон имеется металлическая дверь серого цвета, покрытая ржавчиной и закрытая на внутренний замок. С другой стороны присутствует окно, идентичное описанным выше. Крыша плоская, из металлопрофиля красного цвета. Корпус объекта местами деформирован. С лицевой стороны имеется вывеска голубого цвета с надписью "Блеск, парфюмерия, бытовая химия, хозтовары" (далее - объект). Свободный доступ внутрь объекта ограничен, торговой деятельности не выявлено.
В связи с отсутствием действующих правоустанавливающих документов на размещение объекта, в соответствии с пунктом 6.1 и на основании пункта 5.9.1 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 28.02.2012 N 490-нд Контрольным управлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение принято решение о направлении материалов рейдового осмотра в адрес МКУ "Служба благоустройства" для проведения мероприятий в соответствии с разделом 6 указанного Решения.
Учреждением подготовлено сообщение от 06.09.2021 о необходимости в срок до 12.09.2021 освободить земельный участок путем демонтажа и (или) вывоза данного объекта и находящегося в нем имущества, либо представить в учреждение документы, определенные действующим законодательством и (или) соответствующими муниципальными правовыми актами Петропавловск-Камчатского городского округа, подтверждающие соблюдение установленного порядка при установки (создании, размещении) объекта либо его эксплуатации.
В данном сообщении также разъяснено, что в случае его неисполнения самовольно размещенный объект будет демонтирован и (или) вывезен на площадку временного хранения с последующем возмещением расходов, связанных с демонтажем и (или) вывозом с владельца указанного объекта.
Согласно фототаблице, сообщение от 06.09.2021 размещено учреждением на спорном объекте (л.д. 37, 38).
13.09.2021 учреждением проведено обследование земельного участка, ранее размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, земельный участок, расположенный по ул. Молчанова, д.1, кадастровый квартал 41:01:0010116, и составлен акт N 238/21 об освобождении самовольно занятого земельного участка, демонтаже и (или) вывозе самовольно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства.
Не согласившись с действиями учреждения по освобождению земельного участка и вывозу нестационарного торгового объекта, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями, в удовлетворении которых обжалуемым решением суда было отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными действий органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемые действия должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Одним из способов защиты гражданских прав по условиям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу подпункта 2 пункта 1 и подпункта 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (пункты 2, 3 статьи 76 Кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Как установлено пунктом 1.2 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 28.02.2012 N 490-нд "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее - Решение N 490-д), под муниципальным земельным контролем понимается деятельность администрации в лице ее уполномоченного органа по контролю за использованием земли как природного объекта и природного ресурса, земельных участков и частей земельных участков на территории городского округа, включая организацию и проведение проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами, законами Камчатского края и муниципальными правовыми актами городского округа.
Уполномоченным органом администрации, осуществляющим муниципальный земельный контроль на территории городского округа, является контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (пункт 1.3 Решения N 490-нд).
Одной из целей муниципального земельного контроля в отношении земель на территории городского округа является выявление признаков нарушения использования земельных участков, а также установления лиц, являющихся возможными нарушителями - в форме обследования территории городского округа посредством организации и проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий, земельных участков (подпункт 1.6.3 Решения N 490-нд).
В порядке пункта 5.1 названного Решения муниципальный земельный контроль в отношении земель на территории городского округа осуществляется в форме плановых (рейдовых) осмотров, обследований в соответствии с ежегодно разрабатываемыми планами, а также на основании заявлений и сообщений физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления городского округа, содержащих сведения о нарушениях земельного законодательства, а также правовых актов городского округа в сфере земельных отношений.
По результатам обследования земель (земельных участков) оформляется заключение об обследовании по форме согласно приложению 5 к настоящему Решению (пункт 5.5 Решения N 490-нд).
На основании пункта 5.9 Решения N 490-нд в случае обнаружения в ходе планового (рейдового) осмотра, обследования земельных правонарушений комиссией принимается решение: о самозащите права в рамках гражданского законодательства, о направлении результатов планового (рейдового) осмотра, обследования в управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа для восстановления нарушенного права в судебном порядке.
Пунктом 6.1 указанного Решения определено, что самовольное занятие земельного участка - это размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, проведение строительных работ на не предоставленном в установленном порядке земельном участке.
При этом под объектами, не являющимися объектами капитального строительства, понимаются хозяйственные постройки, металлические гаражи, торговые объекты, строительные материалы, механизмы и кузова автомашин, размещенные на земельных участках без правоустанавливающих документов на их размещение, либо на основании правоустанавливающих документов, срок действия которых истек.
В соответствии с пунктом 6.3 Решения N 490-нд освобождение самовольно занятого земельного участка, демонтаж и (или) вывоз, хранение материалов демонтажа, самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и иного имущества, организуемое с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", осуществляется учреждением на основании решения комиссии, указанного в подпункте 5.9.1 данного Решения.
По правилам подпункта 6.10.1 Решения N 490-нд в случае отсутствия сведений о лице, самовольно занявшим земельный участок, самовольно разместившим объект, не являющийся объектом капитального строительства, учреждение размещает на таком объекте сообщение, в котором указываются: - реквизиты (включая адрес и номер телефона) органа, составившего сообщение; - реквизиты данного Решения (номер, дата, наименование); - номер и дата решения, указанного в подпункте 5.9.1 данного Решения; - срок, в который необходимо осуществить действия по освобождению самовольно занятого земельного участка, демонтажу и (или) вывозу самовольно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства.
Учреждение осуществляет фотофиксацию земельного участка либо объекта, необходимым условием надлежащего оформления которой является видимость даты осуществления фотофиксации и видимость размещения вышеуказанного сообщения на фиксируемых земельном участке либо объекте (подпункт 6.10.2 Решения N 490-нд).
В день осуществления действий, указанных в подпунктах 6.10.1, 6.10.2 названного Решения, учреждение уведомляет уполномоченный орган о размещении сообщения на земельном участке либо объекте (подпункт 6.10.3 Решения N 490-нд).
Согласно пункту 6.11 названного Решения уполномоченный орган не позднее двух рабочих дней после дня получения от учреждения информации о размещении сообщения на земельном участке либо объекте, направляет информацию о необходимости осуществления действий по освобождению самовольно занятого земельного участка, демонтажу и (или) вывозу самовольно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, в Управление делами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Управление делами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа не позднее пяти рабочих дней со дня получения от уполномоченного органа информации о необходимости осуществления действий по освобождению самовольно занятого земельного участка, демонтажу и (или) вывозу самовольно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, обеспечивает размещение данной информации на официальном сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из подпункта 6.12.1 Решения N 490-нд следует, что в случае если в течение срока, установленного сообщением, указанным в подпункте 6.10.1 данного Решения, самовольно занятый земельный участок не будет освобожден, самовольно размещенные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства не будут демонтированы и (или) вывезены, учреждение освобождает самовольно занятый земельный участок, осуществляет демонтаж и (или) вывоз самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в соответствии с пунктами 6.2 и 6.3 данного Решения.
Освобождение самовольно занятого земельного участка, демонтаж самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также вывоз на временное хранение материалов демонтажа и иного имущества осуществляется учреждением и оформляется актом об освобождении самовольно занятого земельного участка, демонтаже и (или) вывозе самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства (подпункт 6.12.3 Решения N 490-нд).
Из материалов дела усматривается, что в результате рейдового осмотра части земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в кадастровом квартале 41:01:0010116 в районе жилых домов N 1 по ул. Молчанова в г. Петропавловске-Камчатском проведенного 25.08.2021 в соответствии с пунктом 5.5 Решения N 490-нд Контрольным управлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа выявлено нахождение спорного объекта.
В связи с отсутствием сведений о лице, самовольно занявшем земельный участок и разместившим данный объект, не являющейся объектом капитального строительства, учреждением по результатам анализа материалов рейдового осмотра на объекте было размещено сообщение от 06.09.2021 о необходимости в срок до 12.09.2021 освободить земельный участок путем демонтажа.
Между тем в срок, указанный в сообщении, правоустанавливающие документы на размещенный объект представлены не были, а равно владельцем спорного объекта не были совершены действия по освобождению самовольно занятого земельного участка.
В этой связи 13.09.2021 учреждение на основании заключения от 25.08.2021 N 117 и в соответствии с пунктом 6.3 Решения N 490-нд демонтировало данный объект и вывезло его со спорной территории, о чем свидетельствует акт от 13.09.2021 N 238/21.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии действующему законодательству, а также положениям Решения N 490-нд действий учреждения по освобождению самовольно занятого земельного участка, демонтаже и (или) вывозу самовольно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств обращения комиссии в управление федеральной службы регистрации, кадастра и картографии с целью получения правоустанавливающих документов на размещенный объект коллегией отклоняется, поскольку вне зависимости от указанных доводов в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие капитальный характер объекта, и документы, подтверждающие законность размещения спорного объекта в пределах спорной территории.
Довод предпринимателя о том, что спорный объект размещен на земельном участке с кадастровым номером 41:01:0010116:96, принадлежащем предпринимателю на праве собственности, подлежит отклонению как не подтвержденный материалами дела.
Согласно представленного предпринимателем в материалы дела в обоснование прав на спорный павильон договора купли-продажи от 30.07.2021, заявитель приобрел нестационарный объект "Блеск" на участке по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Проспект Победы, дом 51.
При этом согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, местоположением земельного участка, принадлежащего предпринимателю, является Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Кавказская, 63.
Согласно представленной схеме размещения нестационарного торгового объекта на кадастровом плане территории спорный объект расположен за пределами земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010116:96.
Как следует из заключения об обследовании земель (земельных участков) от 25.08.2021 N 117, акта от 13.09.2021 N 238/21 спорный объект был размещен на земельном участке, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Молчанова, д.1. Документальные доказательства обратного суду не представлены.
Доводы предпринимателя о проведении проверки с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), в частности, доводы апеллянта о том, что судом первой инстанции не исследован вопрос о том, имеются ли заявления или сообщения, сведения о нарушениях земельного законодательства, а также правовых актов городского округа в сфере земельных отношений, на основании которого была осуществлена рейдовая проверка, кроме того не представлены доказательства о согласовании руководителя Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа для создании комиссии, уполномоченной на проведение рейдовой проверки, и иные доводы относительно персонального состава комиссии судебной коллегией отклоняются, поскольку коллегия приходит к выводу о том, что должностными лицами нарушений положений Закона N 294-ФЗ не допущено.
Статьей 8.3 Закона N 294-ФЗ установлен порядок организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 1 части 1 данной статьи к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ).
При этом для указанных мероприятий установлен особый (специфический) порядок реализации, который отличается от порядка проведения плановых и внеплановых проверок, установленного статьями 9 - 20 Закона N 294-ФЗ. Факта поступления заявления или сообщения, сведений о нарушениях земельного законодательства для целей проведения рейдового осмотра не требуется. Нарушение порядка персонального формирования комиссии коллегией не установлено.
Утверждение предпринимателя о том, что размещение на киоске сообщения о необходимости освобождения занятого земельного участка, не означает, что он был уведомлен о надлежащим образом о необходимости освобождения занятого земельного участка, коллегией отклоняется в силу следующего.
Согласно пунктам 6.10 и 6.10.1 Решения N 490-нд установлено, что в случае отсутствия сведений о лице, самовольно занявшем земельный участок, самовольно разместившем объект, не являющийся объектом капитального строительства, учреждение:
размещает на таком объекте сообщение, в котором указываются:
- реквизиты (включая адрес и номер телефона) органа, составившего сообщение;
- реквизиты настоящего Решения (номер, дата, наименование);
- номер и дата решения, указанного в подпункте 5.9.1 указанного Решения.
Как следует из материалов дела и указывалось ранее, учреждением на спорном объекте размещено сообщение от 06.09.2021, содержащее указанные реквизиты, что подтверждается фототаблицей к акту N 238/21 от 13.09.2021 (л.д. 37, 38).
Принимая во внимание, что оспариваемые предпринимателем действия были совершены учреждением в соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных ему полномочий и не привели к нарушению прав и законных интересов заявителя, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствуют нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Ссылка предпринимателя о неправомерном отказе суда в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение, судебной коллегий отклоняется, поскольку предметом рассматриваемого спора являются действия МКУ "Служба благоустройства" по освобождению земельного участка и вывозу принадлежащего ему объекта, не являющегося объектом капитального строительства. Следовательно, решение по рассматриваемому делу не принято о правах или обязанностях указанного лица по отношению к одной из сторон спора.
При таких обстоятельствах отсутствуют условия, предусмотренные статьей 51 АПК РФ для привлечения к участию в деле Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение.
Таким образом, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Соответственно основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 16.02.2022 по делу N А24-5881/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5881/2021
Истец: ИП Абдумажидов Эркин Бурханович
Ответчик: муниципальное казенное учреждение "Служба благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа"
Третье лицо: Восканян Мгер Жораевич, Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа