г. Санкт-Петербург |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А56-38554/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Кульбертинова А.Н. по доверенности от 10.01.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3205/2022) ПАО "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2021 по делу N А56-38554/2021, принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Россети Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, административный орган) от 15.04.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-459/2021, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением суда 30.12.2021 оспариваемое постановление изменено в части назначенного наказания, штраф снижен до 400 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Общество указывает, что задержка размещения счета и Технических условий была вызвана необходимостью разработки технических решений для оптимизации мероприятий по технологическому присоединению Предпринимателя в целях недопущения нарушения сроков Договора после его заключения. Также Общество ссылается на наличие оснований для признания правонарушения малозначительным.
В судебном заседании представитель Управления выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, письменный отзыв не представил.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Управление поступила жалоба ИП Кузьмина С.В. (вх. N 1503 от 15.02.2021) на действия ПАО "Россети Ленэнерго" в связи с несвоевременным заключением договора на технологическое присоединение.
Управлением возбуждено дело об административном правонарушении N 047/04/9.21-459/2021, проведено административное расследование.
В ходе административного расследования установлено, что ИП Кузьмин С.В. 07.10.2020 посредством личного кабинета на сайте в адрес ПАО "Россети Ленэнерго" направил заявку N 20-531548 на заключение договора об осуществлении технологического присоединения объекта "административное здание", расположенного по адресу: Ленинградская область, Волосовский район, кадастровый номер 47:22:0715001:29.
30.12.2020 Сетевой организацией в адрес ИП Кузьмина СВ. направлен ответ о невозможности рассмотрения заявки N 20-531548 и подготовки документов в связи с отсутствием Объекта в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетевой организации ПАО "Россети Ленэнерго".
Ленинградским УФАС России осуществлены запросы информации в Администрацию Волосовского муниципального района о принадлежности Объекта к зоне обслуживания определенной сетевой организации, а также в Администрацию муниципального образования Рабитицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области.
10.03.2021 в адрес Ленинградского УФАС России поступил ответ Администрации Волосовского района о местонахождении Объекта в зоне обслуживания ПАО "Россети Ленэнерго" "Гатчинские электрические сети".
Усмотрев в действиях Общества нарушение требований пункта 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Управлением 01.04.2021 составлен протокол N047/04/9.21/459/2021 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя Управления от 15.04.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-459/2021 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества в его совершении, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, вместе с тем посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания и снизить штраф до 400 000 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Указанные Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
В соответствие с пунктом 105 Правил N 861 сетевая организация в течение 10 рабочих дней с момента поступления заявки, в отношении заявителей, указанных в п. 12(1) и 14 настоящих Правил, обязана разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством РФ в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):
1)условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
2) счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил присоединения;
3)технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25 (1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
4)инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
В ходе рассмотрения административного дела Обществом были даны пояснения, согласно которым им предпринимались своевременные меры для исполнения поданной Предпринимателем заявки на подключение.Задержка в выдаче проекта договора связана с тем, что объект присоединения находится в труднодоступном месте на расстоянии 8 900 м от сетей ПАО "Россети Ленэнерго". Для технологического присоединения ЭПУ необходимо выполнение работ по строительству ЛЭП10/0,4 кВ (ориентировочная длина линии 10,700 км) и новой ТП-160/10/0,4 кВ. Кроме того, ввиду того, что земельный участок заявителя находится на территории Госслесфонда, строительство сетей возможно только по отведенным зонам для коммуникации автомобильных дорог, что увеличивает необходимую для подключения длину линии.
Кроме того, Сетевой организацией 30.12.2020 направлен запрос в Администрацию Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о необходимости предоставления информации в границах какой сетевой организации расположен объект заявителя.
28.01.2021 направлено письмо N ЛЭ/01-23/55 в адрес Председателя Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области в целях изыскания наиболее оптимальных путей решения вопросов по осуществлению технологического присоединения объектов по заявке ИП Кузьмина С.В. о рассмотрении данной заявки на рабочей группе по проблемным вопросам технологического присоединения на базе Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области с участием представителей ПАО "Россети Ленэнерго".
После проведения соответствующих исследований и разработки оптимальных технических решений сетевой организацией была исполнена обязанность по размещению счета и технических условий по заявке N 20-531548 в соответствии с требованием пункта 105 Правил.
Договор между Сетевой организацией и Предпринимателем заключен 31.03.2021.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено, что Сетевая организация обязана рассмотреть заявку заявителя и разместить в личном кабинете информацию в соответствии с пунктом 105 Правил. При этом в установленный срок Сетевой организацией информация не размещена. По прошествие 70 дней с даты окончания направления проекта договора Сетевая организация отказала Заявителю в рассмотрении заявки N 20-531548 и подготовки документов письмом исх. 30.12.2020 N ЭСКЛ/16-01/27704.
Представленная переписка и запросы Сетевой организацией выполнены за сроками рассмотрения заявки Заявителя, что подтверждается, в том числе уведомлением Заявителю об увеличении срока рассмотрения обращения исх. 03.02.2021 N ЭСКЛ/16-01/1398.
Таким образом, Управлением и судом первой инстанции правомерно установлено нарушение Обществом Пункта 105 Правил N 861.
Судом также обоснованно установлено, что в течение 2020-2021 Общество неоднократно привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, а также факт неоднократного привлечения Общества к ответственности за аналогичные правонарушения, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначенного Предприятию наказания и снизить размер административного штрафа.
Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции изменил оспариваемое постановление в части назначенного наказания, снизив размер штрафа до 400 000 руб.
По мнению суда апелляционной инстанции, избранная судом мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, является справедливой и соразмерной характеру совершенного заявителем правонарушения и согласуется с принципами юридической ответственности.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 декабря 2021 года по делу N А56-38554/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38554/2021
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области