г. Москва |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А40-215628/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Левченко Н.И., Валюшкиной В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2022 по делу N А40-215628/21 по иску ЗАО "Медортекс" (ИНН 7710355113, ОГРН 1027700323860) к Департаменту городского имущества г. Москвы (ИНН 7704515009, ОГРН 1037739510423) третье лицо: Правительство Москвы о признании права на применение льготной арендной ставки,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Талызина Н.В. по доверенности от 10.03.2022, уд. адвоката N 8549 от 12.05.2014;
от ответчика: Полещук С.С. по доверенности от 13.12.2021, диплом 107704 0131085 от 09.07.2018;
от третьего лица: Полещук С.С. по доверенности от 10.12.2021, диплом 107704 0131085 от 09.07.2018;
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Медортекс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права на применение льготной арендной ставки по Договору аренды N 06-01266/07 от 19.11.2007 г. в период с 01.08.2015 г. по 31.12.2016 г. исходя из ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв.м./год, в период с 01.01.2017 г. по 31.12.2019 г. исходя из ставки арендной платы 4 500 руб. за 1 кв.м./год, в период с 01.01.2020 г. по 31.12.2021 г. исходя из ставки арендной платы 4 750 руб. за 1 кв.м./год.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 февраля 2022 года исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, при принятии решения по делу, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Представитель ответчика и третьего лица доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалобы возражал, направил отзыв на жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 08 февраля 2022 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Медортекс" на основании договора аренды N 06-01266/07 от 19.11.2007 г. заключенного с Департаментом городского имущества г. Москвы, арендует нежилое помещение общей площадью 131,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Борисовские Пруды, д. 6, корп. 2.
Арендуемое имущество из владения Общества не выбывало.
06.10.2015 г. на основании дополнительного соглашения к договору N 06-01266/07 от 19.11.2007 г., срок договора аренды продлен до 30.06.2025 года.
30.06.2021 г. ЗАО "Медортекс" обратилось с заявлением N 3006 в Департамент городского имущества г. Москвы по вопросу предоставления имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы в период с 06.10.2015 г. по 31.12.2016 г. в размере 3500 руб. за кв.м./год, в период с 01.01.2017 г. по 31.12.2019 г. в размере 4 500 руб. за кв.м./год, в период с 01.01.2020 г. по 31.12.2021 г. в размере 4 750 руб. за кв.м./год (Претензия).
28.07.2021 г. Департамент городского имущества г. Москвы письмом N ДГИ-1-78148/21-1 в ответ на обращение ЗАО "Медортекс" сообщил об отсутствии оснований для установления льготной ставки арендной платы (ответ на претензию).
ЗАО "Медортекс" является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", редакцией от 24.02.2015 Постановления 800-ПП предусмотрено установление льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м./год с 01.01.2014, редакцией 02.12.2016 Постановления 800-ПП предусмотрено установление льготной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв.м./год с 01.01.2017, редакцией от 03.12.2019 Постановления 800-ПП предусмотрено установление льготной ставки арендной платы в размере 4 750 руб. за кв.м./год с 01.01.2020 в зависимости, как от площади арендуемого помещения (аренда до 300 кв.м.), так и от вида осуществляемой субъектом малого предпринимательства деятельности, либо от факта использования субъектом малого предпринимательства труда инвалидов.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к выводу, что ЗАО "Медортекс" имеет право на получение имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы в период с 01.08.2015 г. по 31.12.2016 г. в размере 3500 руб. за кв.м./год, в период с 01.01.2017 г. по 31.12.2019 г. в размере 4 500 руб. за кв.м./год, в период с 01.01.2020 г. по 31.12.2021 г. в размере 4 750 руб. за кв.м./год, по следующим основаниям:
-ЗАО "Медортекс" включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
-ЗАО "Медортекс" арендует помещение площадью до 300 кв.м., находящееся в имущественной казне города Москвы, что подтверждают сведения указанные в договоре аренды N 06-01266/07 от 19.11.2007 г. заключенного с Департаментом городского имущества города Москвы, без проведения торгов.
-ЗАО "Медортекс" не имеет задолженностей, что подтверждает копия расчета суммы переплаты по договору аренды N 06-01266/07 от 19.11.2007 г.;
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Одним из видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18 данного Закона).
Как следует из части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами,
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (пункты 1, 4 части 3 статьи 6 Закона N 209-ФЗ, статья 3 Закона города Москвы N 60).
В целях реализации данных положений Закона N 209-ФЗ и Закона N 60-ФЗ Правительство Москвы в декабре 2012 года приняло Постановление N 800-ПП, в котором определило условия предоставления имущественной поддержки в виде установления с 01.10.2013 ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв. м в год следующим группам субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов:
-арендующим объекты площадью до 300 кв. м;
-арендующим объекты площадью свыше 300 кв. м, осуществляющим деятельность в области здравоохранения и образования.
На основании постановления N 800-ПП в редакции от 24.02.2015 г. льготная ставка арендной платы применялась арендодателем самостоятельно ко всем субъектам малого предпринимательства - добросовестным арендаторам объектов площадью до 300 кв. м, не нарушающим условия договоров.
Системное толкование приведенных норм постановления N 800-ПП (в редакции, действовавшей с 20.10.2015 по 31.12.2016) и пунктов 2.1.1, 2.1.2, а также пунктов 5.1 - 5.2 раздела V (устанавливающих перечень документов, необходимых для представления в Межведомственную комиссию) Положения о Межведомственной комиссии позволяет сделать вывод о том, что обращение в данную комиссию для получения имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы необходимо субъектам малого предпринимательства, осуществляющим один или несколько видов деятельности, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 постановления N 800-ПП, с представлением подтверждающих такую деятельность документов.
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции Постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" с 01.01.2017 установлена ставка арендной платы в размере 4 500 руб. за кв. м./год, а с 01.01.2020 (в ред. постановлений Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1554-ПП, от 16.12.2020 N 2262-ПП) установлена ставка арендной платы в размере 4 750 руб. за кв.м./год.
Норма пункта 1.1 постановления N 800-ПП содержит два условия:
-сведения о субъекте малого предпринимательства включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и находятся в свободном доступе
-площадь арендуемого им помещения меньше 300 кв.м.
В рамках выделенной группы субъектов малого предпринимательства каждому из таких субъектов предоставлен равный доступ к имущественной поддержке в виде установления ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв. м в год в период 2017-2019 гг. и в размере 4 750 руб. за кв.м/год в период 2020-2021 гг.
Право на имущественную поддержку у Общества появляется на основании подписания и принятия Постановления N 800-ПП. Данное Постановление закрепляет круг субъектов, которые наделяются правом на льготную ставу арендной платы.
При этом подпункт 1.1 пункта 1 постановления N 800-ПП не содержит обязанности обращения в Межведомственную комиссию. Поскольку действующая редакция указанного постановлении не содержит требований о представлении в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также о принятии комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, последняя должна применяться арендодателем (собственником нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы) автоматически (Определение Верховного суда РФ от 01.10.2020 г. по делу N 305-ЭС20-1800).
В силу условий договора аренды N 06-01266/07 от 19.11.2007 г. и дополнительного соглашения к нему величина арендной платы определяется на основании действующих в городе Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке, в этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло
Заключение Обществом и Департаментом дополнительного соглашения о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ не исключило при определении размера арендной платы по договору применение положений постановления N 800-ПП, в том числе пункта 1.1.
Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума N 73, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Поскольку по условиям договора аренды от N 06-01266/07 от 19.11.2007 г. и дополнительного соглашения к данному договору размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению в спорный период льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пункте 1.1 постановления N 800-ПП.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции, ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности в части требований за период с 01.08.2015 по 07.10.2018.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно п. 2 ст. 200 ГК РФ, по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
На основании ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно п. 1 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку.
В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры.
В ч. 5 ст. 4 АПК РФ установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора по денежным требованиям, возникающим из договоров, неосновательного обогащения в течение тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования).
При этом суд учитывал, что согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку.
В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры (п. 16 Постановления).
Федеральным Законом от 01.07.2017 N 147-ФЗ были внесены изменения в часть 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Заявленное истцом требование было подано в суд 06.10.2021 г. посредством электронной системы подачи документов "Мой арбитр", т.е. после изменения редакции статьи 4 АПК РФ устанавливающей обязательный досудебный порядок урегулирования, для указанной в нем категории споров, и не относится к тем, к которым данное правило не применяется.
Таким образом, период, на который приостанавливалось течение срока исковой давности, составляет 30 дней календарных дней со дня направления претензии (требования).
Истцом соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что срок исковой давности, частично истек, в связи с чем, заявленные требования в части периода до 05.10.2018 г. не подлежат удовлетворению.
При этом, суд учитывал, что в отношении вышеуказанных обязательств специальный срок исковой давности не установлен.
Таким образом, с учетом изложенного, суд удовлетворил только требования истца о признании права истца на применение льготной арендной ставки по договору аренды N 06-01266/07 от 19.11.2007 г. с 06.10.2018 г. по 31.12.2019 г. в размере 4500 рублей за кв.м./год; с 01.01.2020 г. по 31.12.2021 г. в размере 4 750 рублей за кв.м./год.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" с 1 января 2019 г. ставка арендной платы в размере 4 500 руб. за кв. м в год установлена субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом.
Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (пункт 5 статьи 3 Закона N 209-ФЗ).
В части 1 статьи 16 Закона N 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие).
Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18 данного Закона).
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Субъект Российской Федерации - город Москва принял Закон от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве. Данным Законом определены формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
В пунктах 2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Законом N 209-ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относится установление регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (пункты 1, 4 части 3 статьи 6 Закона N 209-ФЗ, статья 3 Закона города Москвы N 60).
Постановлением N 809-ПП утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
Правительство Москвы, осуществляющее от имени города Москвы полномочия по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, Закона N 209-ФЗ и Закона города Москвы N 60 в декабре 2012 года приняло Постановление N 800-ПП предоставлении имущественной поддержки в виде установления с 01.10.2013 ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год следующим группам субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов:
-арендующим объекты площадью до 300 кв. м;
-арендующим объекты площадью свыше 300 кв. м, осуществляющим деятельность в области здравоохранения и образования.
На основании Постановления N 800-ПП в данной редакции льготная ставка арендной платы применялась арендодателем самостоятельно ко всем субъектам малого предпринимательства - добросовестным арендаторам объектов площадью до 300 кв. м, не нарушающим условия договоров.
В последующем редакция Постановления N 800-ПП была изменена 16 раз.
При этом, Правительством Москвы введены новые группы субъектов малого предпринимательства, которым предоставлялась имущественная поддержка в виде льготной ставки в размере 3 500 руб., условия и порядок предоставления поддержки. Льготная арендная плата субъектам, арендующим помещения площадью до 300 кв. м, согласно редакциям Постановления N 800-ПП, действовавшим до 20.10.2015, предоставлялась без соблюдения специального порядка (обращения в Межведомственную комиссию и наличия заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы), установленного для арендаторов, получающих поддержку в связи с осуществлением ими социально значимой деятельности, приведенной в названном нормативном правовом акте, или с использованием труда инвалидов.
В редакциях Постановления N 800-ПП, действовавших с 20.10.2015 по 02.12.2016, указано на необходимость обращения всех субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, приведенным в пунктах 1.1 (аренда помещений площадью до 300 кв. м) и 1.2, 1.3 (использование помещений для осуществления видов деятельности, приведенных в этих пунктах, а также использование труда инвалидов), претендующих на льготную ставку арендной платы в размере 3500 руб., в Межведомственную комиссию, которая принимает решение о предоставлении льготы.
При этом непринятие Межведомственной комиссией в отношении субъекта малого предпринимательства, обратившегося в данную комиссию или в Департамент с заявлением о предоставлении льготы и соответствующего критериям, установленным Постановлением N 800-ПП, не лишает такого арендатора возможности защитить право на предоставление поддержки в судебном порядке.
В Постановлении N 800-ПП приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду).
В пункте 2.4 указанного постановления во всех редакциях предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" с 01.01.2017 установлена ставка арендной платы в размере 4 500 руб. за кв. м в год:
-субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 постановления);
-субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.2 постановления);
-субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий: используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области: торговли товарами продовольственных групп; социального питания; бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства; ремесленной деятельности (пункт 1.3.1 постановления); используют труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (пункт 1.3.2 постановления).
Постановлением N 812-ПП из пункта 1.1 Постановления N 800-ПП исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.
Постановление N 800-ПП дополнено пунктом 1(1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного постановления.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) этого постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) данного постановления.
Таким образом, исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв. м; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3 500 руб. за кв. м.
Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Таким образом, поскольку по условиям договора аренды и дополнительного соглашения размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению с 01.01.2017 льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пункте 1.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с указанной даты, и не требует подписания соглашения о применении указанной ставки.
В том случае, если истец перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в Постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правового акта, предоставившего льготу, подлежит применению ставка арендной платы, установленная дополнительным соглашением, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
Аналогичная правовая позиция изложена и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2020 N 305-ЭС19-26856.
Доказательств утраты ЗАО "Медортекс" статуса субъекта малого предпринимательства в материалы дела не представлено.
В п. 1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 г. N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" с 01.01.2017 г. установлена ставка арендной платы в размере 4 500 руб. за кв. м в год:
-субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (п. 1.1 постановления);
-субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (п. 1.2 постановления);
-субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий: используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области: торговли товарами продовольственных групп; социального питания; бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства; ремесленной деятельности (п. 1.3.1 постановления); используют труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (п. 1.3.2 Постановления).
ЗАО "Медортекс", являясь субъектом малого предпринимательства, арендующим помещения менее 300 кв.м. на основании договора, заключенного без проведения торгов, не утрачено право на применение льготной ставки по арендной плате.
Таким образом, само по себе заключение ЗАО "Медортекс" и Департаментом городского имущества г. Москвы дополнительного соглашения о продлении срока аренды в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не исключило при определении размера арендной платы по договору аренды предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной арендной ставки; фактическое поведение арендодателя в лице уполномоченных органов не соответствует разумным ожиданиям арендатора - субъекта малого предпринимательства, добросовестно исполняющего условия договора аренды.
Кроме того, апелляционная коллегия обращает внимание на то, что одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18 данного Закона).
В пп. 2.1 Постановления N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" устанавливает обязательность рассмотрения указанного вопроса Межведомственной комиссией по предоставлению Межведомственной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее ведомственная комиссия).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Постановление N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", Постановление N 678-ПП от 20.10.2015 г. "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" не содержат положений о распространении требований указанных постановлений на отношения, возникшие до введения их в действие, требований о необходимости дополнительного обращения в ведомственную комиссию в целях предоставления или подтверждения права на льготную ставку арендной платы по договорам, заключенным до 20.10.2015 г. для рассматриваемой категории субъектов малого предпринимательства.
Договор между ответчиком и истцом заключен 19.11.2007 г.
Следовательно, порядок предоставления льготной ставки арендной платы, для рассматриваемой категории субъектов малого и среднего предпринимательства Постановлением N 678-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" (то есть путем обращения в Межведомственную комиссию) в данном случае применению не подлежит.
Постановление N 678-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" не содержит переходных положений и иных норм, устанавливающих обязательность пересмотра принятых ранее решений о предоставлении льготных ставок арендной платы по новым правилам.
Таким образом, отсутствуют основания для применения п. 5.3 приложения к Постановлению 424-ПП об обязательности ежегодного подтверждения решений о предоставлении льготной ставки арендной платы.
Постановлением Правительства от 03.12.2019 г. N 1598-ПП "О внесении изменений в постановления правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 809-ПП" ставка арендной платы установлена в размере 4 750 руб. за кв. м в год, в связи с чем, именно эта ставка обоснована и подлежит применению.
Таким образом, с учетом изложенного, суд апелляционной инстанции установил наличие необходимого состава права на получение преференции в форме льготной оплаты аренды, учитывая, что срок действия договора аренды не истек, в связи с чем, истец имеет право на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды N 06-01266/07 от 19.11.2007 г. в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" на 2020-2021 год в размере 4 750 руб. за кв.м.
Такой правовой подход по применению положений законодательства о поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства (в том числе нормативно-правовых актов Москвы) соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2020 N 305-ЭС20-1800, 305-ЭС19-26856, от 23.10.2020 N 305-ЭС20-4888, 305-ЭС20-7258.
Указанное выше, также подтверждается постановлениями Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2022 г. по делу N А40-82664/2021 и от 17.01.2022 г. по делу N А40-44247/2021.
Довод заявителя жалобы о том, что с 01.09.2019 г. по 31.12.2020 г. на стороне истца имеется задолженность, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку исходя из представленного ответчиком расчета следует, что Департамент городского имущества г. Москвы исчисляет размер арендной платы исходя из условий договора и дополнительного соглашения к нему, в то время как ответчик должен был предоставить истцу льготную ставку по арендным платежам, следовательно на стороне истца при применении льготной ставки задолженность отсутствует.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2022 по делу N А40-215628/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-215628/2021
Истец: ЗАО "МЕДОРТЕКС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ