г. Пермь |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А71-9927/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Васильевой Е.В., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Камбарское РАЙПО",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 22 декабря 2021 года
по делу N А71-9927/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Камбарское РАЙПО"
к судебному приставу-исполнителю Ленинского районного отделения судебных приставов г. Ижевска Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Шадриной О.С., судебным приставам-исполнителям Камбарского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Хариной Я.И., Горбуновой Е.С., начальнику отдела - старшему судебному приставу Камбарского РОСП УФССП России по УР Скуратову В.В.,
Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике (ОГРН 1041805001391, ИНН 1835062680)
о признании незаконными действий, выразившихся в вынесении постановлений о взыскании исполнительского сбора,
заинтересованные лица: Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска, Межрайонная ИФНС России N 12 по Удмуртской Республике, Межрайонная ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике, Администрация МО "Камбарский район",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Камбарское РАЙПО" (далее - ООО "Камбарское РАЙПО, заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Ленинского районного отделения судебных приставов г. Ижевска Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Шадриной О.С. г. Ижевск, судебных приставов-исполнителей Камбарского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Хариной Я.И., Горбуновой Е.С., выразившихся в вынесении постановлений о взыскании исполнительского сбора от 21.09.2020 N 18032/20/74806, от 22.07.2020 N 18032/20/56299, от 21.09.2020 N 18032/20/74815, от 21.09.2020 N 18032/20/74816; от 09.03.2021 N 18020/21/225970, от 09.03.2021 N 18020/21/225968, от 09.03.2021 N 18020/21/225967, от 09.03.2021 N 18020/21/225966, от 09.03.2021 N 18020/21/225973, от 09.03.2021 N 18020/21/225969, от 04.06.2020 N 18032/20/38831, от 22.07.2020 N 18032/20/56300 и об отмене указанных постановлений (с учетом уточнения требования, принятого судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.12.2021 (резолютивная часть решения объявлена 15.12.2021) признаны незаконными: постановления судебного пристава-исполнителя Камбарского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Хариной Я.И. о взыскании исполнительского сбора от 21.09.2020 N 18032/20/74806, от 22.07.2020 N 18032/20/56299, от 21.09.2020 N 18032/20/74815, от 21.09.2020 N 18032/20/74816; постановления судебного пристава-исполнителя Ленинского районного отделения судебных приставов г. Ижевска Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике: от 09.03.2021 N 18020/21/225970, от 09.03.2021 N 18020/21/225968, от 09.03.2021 N 18020/21/225967, от 09.03.2021 N 18020/21/225966, от 09.03.2021 N 18020/21/225973, от 09.03.2021 N 18020/21/225969, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Камбарское РАЙПО" г. Камбарка, а также действия судебных приставов-исполнителей по вынесению указанных постановлений. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части оставления без удовлетворения требований о признании незаконными постановлений от 04.06.2020 N 18032/20/38831, от 22.07.2020 N 18032/20/56300 о взыскании исполнительского сбора, а также действий судебных приставов-исполнителей по вынесению указанных постановлений.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что представленные в материалы дела списки почтовых отправлений от 07.05.2020 N 321, от 04.06.2020 N 373 в подтверждение отправки обществу постановлений о возбуждении исполнительного производства N 6885/20/18032-ИП от 04.04.2020, N 10704/20/18032-ИП от 02.06.2020 по адресу регистрации: г. Камбарка, Камбарский район, ул. Н. Манохина, 158 заказной корреспонденцией, не являются надлежащими доказательствами получения обществом указанных документов, так как почтовые идентификаторы 42795047007513 и 42795048005808 в списках прописаны вручную; не доказано, что в почтовых отправлениях находились именно вышеуказанные постановления. Таким образом, выводы суда о получении ООО "Камбарское РАЙПО" постановлений о возбуждении исполнительного производства N 6885/20/18032-ИП от 04.04.2020, N 10704/20/18032-ИП от 02.06.2020 являются ошибочными.
Межрайонная ИФНС России N 12 по Удмуртской Республике с жалобой не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 04.04.2020 на основании Постановления Межрайонной ИФНС России N 12 по Удмуртской Республике от 20.03.2020 N 5 о взыскании налогов и сборов, включая пени в размере 5726134,22 руб. судебным приставом - исполнителем Камбарского РОСП Горбуновой Е.С. вынесено постановление N 18032/20/25815 о возбуждении исполнительного производства N 6885/20/18032-ИП в пользу взыскателя - Межрайонной ИФНС России N 12 по Удмуртской Республике, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с момента получения указанного постановления.
04.06.2020 заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Камбарского РОСП Горбуновой Е.С. вынесено постановление N 18032/20/38831 о взыскании исполнительского сбора в размере 400829,40 руб. за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок.
25.08.2020 на основании исполнительного листа N ФС 031254004 от 23.09.2019, выданного Арбитражным судом Удмуртской Республики по делу N А71-12581/2019 о взыскании государственной пошлины, присужденной судом в размере 2304,71 руб., судебным приставом - исполнителем Камбарского РОСП Жанич О.А. вынесено постановление N 18032/20/66615 о возбуждении исполнительного производства N 17323/20/18032-ИП в пользу взыскателя - Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с момента получения указанного постановления.
21.09.2020 судебным приставом-исполнителем Камбарского РОСП Хариной Я.И. вынесено постановление N 18032/20/74806 о взыскании исполнительского сбора в размере 10000 руб. за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок.
02.06.2020 на основании исполнительного листа N ФС 026675971 от 13.05.2020, выданного Арбитражным судом Удмуртской Республики по делу N А71-639/2020, предмет исполнения: взыскание налога, пени, штрафа за счет имущества в размере 3925 руб., судебным приставом - исполнителем Камбарского РОСП Жанич О.А. вынесено постановление N 18032/20/37783 о возбуждении исполнительного производства N 10703/20/18032-ИП в пользу взыскателя - Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с момента получения указанного постановления.
22.07.2020 судебным приставом-исполнителем Камбарского РОСП Хариной Я.И. вынесено постановление N 18032/20/56299 о взыскании исполнительского сбора в размере 10000 руб. за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок.
02.06.2020 на основании исполнительного листа N ФС 026675965 от 13.05.2020, выданного Арбитражным судом Удмуртской Республики по делу N А71-648/2020, предмет исполнения: взыскание налога, пени, штрафа за счет имущества в размере 6733 руб., судебным приставом - исполнителем Камбарского РОСП Жанич О.А. вынесено постановление N 18032/20/37786 о возбуждении исполнительного производства N 10704/20/18032-ИП в пользу взыскателя - Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с момента получения указанного постановления.
22.07.2020 судебным приставом-исполнителем Камбарского РОСП Хариной Я.И. вынесено постановление N 18032/20/56300 о взыскании исполнительского сбора в размере 10000 руб. за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок.
25.08.2020 на основании исполнительного листа N ФС 031254002 от 14.07.2020, выданного Арбитражным судом Удмуртской Республики по делу N А71-12584/2019, предмет исполнения: задолженность по договору аренды земельного участка в размере 118231,83 руб., судебным приставом - исполнителем Ленинского РОСП Жанич О.А. вынесено постановление N 18032/20/66592 о возбуждении исполнительного производства N 17367/20/18032-ИП в пользу взыскателя - Администрации МО "Камбарский район", должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с момента получения указанного постановления.
21.09.2020 судебным приставом-исполнителем Камбарского РОСП Хариной Я.И. вынесено постановление N 18032/20/74815 о взыскании исполнительского сбора в размере 10000 руб. за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок.
25.08.2020 на основании исполнительного листа N ФС 031254003 от 14.07.2020, выданного Арбитражным судом Удмуртской Республики по делу N А71-12581/2019, предмет исполнения: задолженность по договору аренды земельного участка в размере 57609,18 руб., судебным приставом - исполнителем Камбарского РОСП Жанич О.А. вынесено постановление N 18032/20/66593 о возбуждении исполнительного производства N 17368/20/18032-ИП в пользу взыскателя - Администрации МО "Камбарский район", должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с момента получения указанного постановления.
21.09.2020 судебным приставом-исполнителем Камбарского РОСП Хариной Я.И. вынесено постановление N 18032/20/74816 о взыскании исполнительского сбора в размере 10000 руб. за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок.
21.07.2020 на основании исполнительного листа N ФС 026675964 от 13.05.2020, выданного Арбитражным судом Удмуртской Республики по делу N А71-648/2020, предмет исполнения: задолженность по договору аренды земли в размере 191116,43 руб., судебным приставом - исполнителем Ленинского РОСП Шадриной О.С. вынесено постановление N 18020/20/486354 о возбуждении исполнительного производства N 64798/20/18032-ИП в пользу взыскателя - Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с момента получения указанного постановления.
09.03.2021 судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП Шадриной О.С. вынесено постановление N 18020/21/225970 о взыскании исполнительского сбора в размере 13378,15 руб. за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок.
09.11.2020 на основании исполнительного листа N ФС 031253883 от 05.10.2020, выданного Арбитражным судом Удмуртской Республики по делу N А71-8045/2020, предмет исполнения: государственная пошлина, присужденная судом в размере 6506 руб., судебным приставом - исполнителем Ленинского РОСП Хариной Я.С. вынесено постановление N 18032/20/85906 о возбуждении исполнительного производства N 23186/20/18032-ИП в пользу взыскателя - Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с момента получения указанного постановления.
09.03.2021 судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП Шадриной О.С. вынесено постановление N 18020/21/225969 о взыскании исполнительского сбора в размере 10000 руб. за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок.
09.11.2020 на основании исполнительного листа N ФС 031253885 от 05.10.2020, выданного Арбитражным судом Удмуртской Республики по делу N А71-8044/2020, предмет исполнения: государственная пошлина, присужденная судом в размере 10143 руб., судебным приставом - исполнителем Ленинского РОСП Хариной Я.С. вынесено постановление N 18032/20/85907 о возбуждении исполнительного производства N 23188/20/18032-ИП в пользу взыскателя - Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с момента получения указанного постановления.
09.03.2021 судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП Шадриной О.С. вынесено постановление N 18020/21/225968 о взыскании исполнительского сбора в размере 10000 руб. за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок.
21.07.2020 на основании исполнительного листа N ФС 026675970 от 13.05.2020, выданного Арбитражным судом Удмуртской Республики по делу N А71-639/2020, предмет исполнения: задолженность по договору аренды земли в размере 98113,88 руб., судебным приставом - исполнителем Ленинского РОСП г. Ижевска Шадриной О.С. вынесено постановление N 18020/20/486351 о возбуждении исполнительного производства N 64796/20/18020-ИП в пользу взыскателя - Управления имущественных отношений Администрации г. Ижевска, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с момента получения указанного постановления.
09.03.2021 судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП Шадриной О.С. вынесено постановление N 18020/21/225967 о взыскании исполнительского сбора в размере 10000 руб. за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок.
09.11.2020 на основании исполнительного листа N ФС 031253886 от 05.10.2020, выданного Арбитражным судом Удмуртской Республики по делу N А71-8044/2020, предмет исполнения: задолженность по договору аренды земли в размере 357150,17 руб., судебным приставом - исполнителем Ленинского РОСП г. Ижевска Хариной Я.С. вынесено постановление N 18032/20/85924 о возбуждении исполнительного производства N 23209/20/18020-ИП в пользу взыскателя - Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с момента получения указанного постановления.
09.03.2021 судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г. Ижевска Шадриной О.С. вынесено постановление N 18020/21/225966 о взыскании исполнительского сбора в размере 25000,51 руб. за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок.
09.11.2020 на основании исполнительного листа N ФС 031253884 от 05.10.2020, выданного Арбитражным судом Удмуртской Республики по делу N А71-8045/2020, предмет исполнения: задолженность по договору аренды земли в размере 183526,63 руб., судебным приставом - исполнителем Ленинского РОСП г. Ижевска Шадриной О.С. вынесено постановление N 18032/20/85920 о возбуждении исполнительного производства N 23205/20/18020-ИП в пользу взыскателя - Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с момента получения указанного постановления.
09.03.2021 судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г. Ижевска Шадриной О.С. вынесено постановление N 18020/21/225973 о взыскании исполнительского сбора в размере 12846,86 руб. за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок.
Считая незаконными постановления о взыскании исполнительского сбора, а также действия судебных приставов-исполнителей по вынесению указанных постановлений, ООО "Камбарское РАЙПО" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 329 АПК РФ действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 АПК РФ.
В силу действия ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными суду необходимо установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу абзаца 3 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах) на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) актов других органов и должностных лиц.
В статье 2 Закона об исполнительном производстве установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона о судебных приставах в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (пункт 1 статьи 13 Закона о судебных приставах).
Статьей 30 Закона об исполнительном производстве определено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве.
В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни (ч. 2 ст. 15 Закона об исполнительном производстве).
Положения статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В силу части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с частью 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя.
Частями 6, 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Юридическая сила выносимого судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.
Согласно пункту 2.1. Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 08.07.2014 N 0001/16, уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
Вопреки доводам заявителя жалобы, судом установлено и материалами дела подтверждено, что постановление о возбуждении исполнительного производства N 6885/20/18032-ИП от 04.04.2020 направлено должнику по адресу регистрации: г. Камбарка, Камбарский район, ул. Н. Манохина, 158 заказной корреспонденцией 14.05.2020, что подтверждается списком почтовых отправлений от 07.05.2020 N 321 с указанием почтового идентификатора - 42795047007513 (т. 1 л.д. 29).
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с идентификатором 42795047007513, оно было вручено адресату ООО "Камбарское РАЙПО" 20.05.2020.
Кроме того, судом установлено и иного в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано, что в ответ на указанное постановление о возбуждении исполнительного производства общество 22.04.2020 направило в адрес Камбарского РОСП УФССП по УР письмо исх. N 11/20 с просьбой о замене обеспечительных мер. В данном письме ООО "Камбарское РАЙПО" прямо ссылается на то, что 04.04.2020 Камбарским РОСП УФССП по УР было возбуждено исполнительное производство N 6885/20/18032-ИП (т. 1 л.д. 53).
Соответственно, заявителю было известно о возбуждении указанного исполнительного производства уже 22.04.2020, а соответствующее постановление получено по почте 20.05.2020.
Принимая во внимание, что постановление о возбуждении исполнительного производства N 6885/20/18032-ИП от 04.04.2020 было получено должником 20.05.2020, срок для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа истекал 27.05.2020. В установленный срок, требования исполнительного документа обществом не были исполнены, в связи с чем 04.06.2020 судебным приставом-исполнителем Камбарского РОСП УФССП по УР Горбуновой Е.С. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора N 18032/20/38831.
Также судом установлено, что постановление о возбуждении исполнительного производства N 10704/20/18032-ИП от 02.06.2020 направлено в адрес должника (г. Камбарка, Камбарский район, ул. Н. Манохина, 158) заказной корреспонденцией 08.06.2020, что подтверждается списком почтовых отправлений от 04.06.2020 N 373 с указанием почтового идентификатора - 42795048005808, а также номера и даты постановления о возбуждении исполнительного производства (т. 1 л.д. 30). Указанное почтовое отправление согласно отчету об отслеживании "Почты России" вручено адресату 16.06.2020.
Учитывая, что постановление о возбуждении исполнительного производства N 10704/20/18032-ИП от 02.06.2020 было получено должником 16.06.2020, срок для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа истекал 23.06.2020. В установленный срок, требования исполнительного документа обществом не были исполнены, в связи с чем 22.07.2020 судебным приставом-исполнителем Камбарского РОСП УФССП по УР Хариной Я.И. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора N 18032/20/56300.
Таким образом, оспариваемые постановления от 04.06.2020 N 18032/20/38831, от 22.07.2020 N 18032/20/56300 о взыскании исполнительского сбора вынесены судебными приставами-исполнителями по истечении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Должник, действуя разумно и осмотрительно, имел возможность в пределах 5 дневного срока, установленного частью 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, совершить действия для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В указанные сроки требование исполнительного документа должником исполнено не было, а доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, судебному приставу не предоставлялись. Иное из материалов дела не следует, суду не доказано.
В силу статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Поскольку должником требования исполнительного документа не были исполнены в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, то судебным приставом обоснованно, на основании статьи 112 закона об исполнительном производстве были приняты оспариваемые постановления от 04.06.2020 N 18032/20/38831, от 22.07.2020 N 18032/20/56300 о взыскании исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые постановления о взыскании исполнительского сбора соответствуют требованиям законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку у должника имелась возможность для исполнения требований исполнительного документа в установленный срок, оспариваемые постановления о взыскании исполнительского сбора, были вынесены по причине неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок.
В рассматриваемом случае, судебный пристав уведомил должника в установленном законом порядке о необходимости добровольного исполнения исполнительного документа в определенный срок. Обстоятельства получения постановлений о возбуждении исполнительного производства заявителем не опровергнуты. Должник не был лишен возможности произвести оплату взыскиваемых сумм в установленный пятидневный срок, а, следовательно, его права, связанные с добровольным исполнением требований исполнительного документа не нарушены. Ответственность в виде исполнительского сбора за неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа, применена к должнику обоснованно.
Приведенные в жалобе доводы о том, что представленные в материалы дела списки почтовых отправлений от 07.05.2020 N 321, от 04.06.2020 N 373 в подтверждение отправки обществу постановлений о возбуждении исполнительного производства N 6885/20/18032-ИП от 04.04.2020, N 10704/20/18032-ИП от 02.06.2020 по адресу регистрации: г. Камбарка, Камбарский район, ул. Н.Манохина, 158 заказной корреспонденцией, не являются надлежащими доказательствами получения обществом указанных документов, так как почтовые идентификаторы 42795047007513 и 42795048005808 в списках прописаны вручную; не доказано, что в почтовых отправлениях находились именно вышеуказанные постановления, апелляционным судом проверены и отклонены.
На основании статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом установленная частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность органов, осуществляющих публичные полномочия, доказывать законность принятых ими ненормативных правовых актов не освобождает заявителя от бремени доказывания тех обстоятельств, на которые он ссылается в обоснование своих требований.
Вместе с тем, доказательств, опровергающих установленные обстоятельства и сделанные выводы суда первой инстанции, заявителем в нарушение статей 65, 198, 200 АПК РФ не представлено.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу положений части 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 декабря 2021 года по делу N А71-9927/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Камбарское РАЙПО" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9927/2021
Истец: ООО "Камбарское РАЙПО"
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г. Ижевска УФССП России по Удмуртской Республике Шадрина О.С., Управление Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N12 по Удмуртской Республике, Судебный пристав - исполнитель Камбарского РОСП УФССП России по УР Скуратов В.В., Судебный приста-исполнитель Камбарского РОСП Горбунова Е.С.