г. Ессентуки |
|
28 апреля 2022 г. |
Дело N А18-5461/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Семенова М.У. при ведении протокола секретарём судебного заседания Руковицкой Е.О., с участием в судебном заседании: от заявителя - ООО "БизнесЮг" - Алмазова А.М. (доверенность от 01.09.2021), от заинтересованного лица - Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Ингушетия - Арсельгова И.Х-Б. (доверенность от 10.02.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 28.01.2022 по делу N А18-5461/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Юг" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Ингушетия (далее -административный орган, Росздравнадзор) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 11.10.2021 N 125 по части 4 статьи 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде административного штрафа в размере 1 663 243,54 руб.
Решением суда от 28.01.2022 оспариваемое постановление изменено в части размера назначенного штрафа, который уменьшен до 166 325 руб.
В апелляционной жалобе и в судебном заседании административный орган просил отменить решение суда и оставить оспариваемое постановление без изменения, общество просило отказать в удовлетворении жалобы.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании письма Управления Федеральной службы безопасности по Республике Ингушетия от 09.06.2021 N 157/5 и приказа Территориального органа Росздравнадзора по Республике Ингушетия от 15.06.2021 N 125-Пр/21 в период с 15.06.2021 по 27.07.2021 проведена проверка исполнения законодательства при поставках обществом лекарственных препаратов в медицинские учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения Республики Ингушетия.
В ходе проверки выявлены нарушения обществом обязательных требований, установленных пунктом 2 статьи 63 Федерального закона " от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ), которые указаны в справке Росздравнадзора от 27.07.2021, а именно - превышение предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на сумму 831 621,77 руб.
По результатам проверки в отношении общества в присутствии его руководителя Чемурзиева М.У. составлен протокол об административном правонарушении от 31.08.2021 N 125.
Определением от 31.08.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 10.09.2021, о чем Чемурзиев М.У. уведомлен под расписку.
По ходатайству общества, рассмотрение дела неоднократно откладывалось.
Постановлением от 11.10.2021 N 125 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.4.2 Кодекса в виде 1 663 243,54 руб. штрафа.
О рассмотрении дела представитель общества был надлежаще уведомлен, что подтверждается его подписями в определениях от 10.09.2021, 24.09.2021, 27.09.2021 и постановлении от 11.10.2021.
Полагая, что постановление и представление административного органа являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 4 статьи 14.4.2 Кодекса (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 N 99-ФЗ) реализация либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части установления предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты, или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Согласно части 2 статьи 63 Закона N 61-ФЗ организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по ценам, уровень которых не превышает сумм фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены, и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-р.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 утверждены Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации (далее - Правила N 865), согласно пункту 2 которых органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 3 Правил N 865 под фактической отпускной ценой производителя на лекарственный препарат понимается цена (без налога на добавленную стоимость), указываемая российским производителем лекарственного препарата в сопроводительной документации на товар.
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 19.01.2011 N 5 утверждены предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, реализуемых на территории Республики Ингушетия.
Исследовав и оценив представленные доказательства, установив фактические обстоятельства, связанные с нарушением обществом законодательства в сфере обращения лекарственных средств, выразившемся в осуществлении в 2020 году оптовых поставок лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, с превышением предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на сумму 831 621,77 руб., суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.4.2 Кодекса и законности оспариваемого постановления административного органа.
Снижая размер штрафа до 166 325 руб., суд счел возможным учесть в качестве смягчающих ответственность обстоятельств, признание обществом факта правонарушения и вины в его совершении, совершение правонарушения впервые, отсутствие негативных последствий и умысла в совершении правонарушения.
Вывод суда о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения апелляционная инстанция считает обоснованным.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о наличии оснований для снижения размера ответственности.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением являются действия или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 постановления N 10).
Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное обществом административное правонарушение как малозначительное, в рамках настоящего дела не установлено, ссылки на наличие таких обстоятельств в решении суда отсутствуют.
На основании части 3.2 статьи 4.1 Кодекса при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3.3 статьи 4.1 Кодекса).
Возможность применения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса и назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела.
Оценив в совокупности обстоятельства совершения правонарушения, его последствия и степень вины общества, суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте не указал основания для снижения размера административного наказания ниже низшего предела, установленного санкцией части 4 статьи 14.4.2 Кодекса.
Указание судом на признание обществом факта правонарушения и вины в его совершении, совершение правонарушения впервые, отсутствие негативных последствий и умысла в совершении правонарушения, само по себе не свидетельствует о наличии исключительных обстоятельств, поименованных в части 3.2 статьи 4.1 Кодекса.
Совершенное обществом административное правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в сфере оборота жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов медицинского назначения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своей публично-правовой обязанности. Общество знало о недопустимости осуществления оптовых поставок лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, с превышением предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей, однако не исполнило обязательные требования закона при осуществлении хозяйственной деятельности.
В материалы дела не представлены доказательства того, что имущественное и финансовое положение общества не позволяют ему уплатить назначенный управлением административный штраф. Не представлены в материалы дела и доказательства того, что уплата штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия.
Общество не обосновало доводы о возможности изменения размера административной ответственности документами финансовой отчетности, бухгалтерской документацией, отражающей его тяжелое материальное положение.
Пунктом 1 статьи 4.1.1 Кодекса предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Очевидно, что поставка лекарственных препаратов с завышением регулируемых государством цен, влечет причинение ущерба контрагентам общества (лечебным учреждениям), а также возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Таким образом, основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, замены штрафа на предупреждение или снижения штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 4 статьи 14.4.2 Кодекса, отсутствуют.
В тоже время заслуживают внимания доводы общества о пропуске административным органом срока давности привлечения к административной ответственности, которые суд первой инстанции не исследовал и не оценил.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 Кодекса, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.4.2 Кодекса, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемым постановлением от 11.10.2021 обществу вменяется нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами в части установления предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов.
Следовательно, по эпизодам реализации лекарственных средств с нарушением части 2 статьи 63 Закона N 61-ФЗ, имевшим место до 11.10.2020, общество не могло быть привлечено к административной ответственности по постановлению от 11.10.2021 ввиду пропуска срока давности.
Вместе с тем выводы Росздравнадзора о допущенных обществом правонарушениях сделаны на основании протоколов согласования цен и товарных накладных, часть из которых датирована до 11.10.2020.
Так из справки Росздравнадзора от 27.07.2021 усматривается, что реализация отдельных лекарственных средств (Ацикловир лиофелизад, Дигоксин, Прозерин, Зиртек, Цефазолин, Аминазин, Кеторолак, Кордарон, Глюкоза, Ципрофлоксацин, Цефтриаксон, Диксаметазон, Омепразол, Клексан, Диклофенак, Димедрол, Пентоксифиллин, Верапамил, Аскорбиновая кислота, Фуросемид, Ацикловир, Дюфалак сироп, Калия хлорид, Хлоропирамин, Цитофлавин, Калия йодид, Берлитион, Мельдоний, Беродуал, Гордокс, Маннитол, Спиранолоктон, Спирт этиловый, Диакарб, Каптоприл, Новокаин, Урсодезоксихолиевая кислота, Панкреатин форте) произведена до 11.10.2020.
По расчетам апелляционного суда, сделанного на основании справки от 27.07.2021, излишне полученная обществом выручка от реализации указанных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен составила 178 737,43 руб.
Таким образом, общество правомерно привлечено к административной ответственности по эпизодам реализации лекарственных средств, имевших место после 11.10.2020 и излишне полученная выручка от реализации которых составила 652 884,34 руб. (831 621,77 - 178 737,43).
С учетом санкции части 4 статьи 14.4.2 Кодекса размер штрафа за допущенные обществом правонарушения составляет 1 305 768,68 руб. (652 884,34 х 2).
Постановление Росздравнадзора от 11.10.2021 в части назначения административного наказания в виде штрафа, превышающего указанную сумму, является незаконным и подлежит отмене.
Доводы о том, что правонарушение является длящимся, отклоняются. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.4.2 Кодекса, состоит в реализации лекарственных средств с нарушением требований к ценообразованию. Правонарушение является законченным после согласования цены, рассчитанной с превышением норматива, и передачи товара покупателю.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 28.01.2022 по делу N А18-5461/2021 отменить.
Постановление Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Ингушетия от 11.10.2021 N 125 в части назначения обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес Юг" административного наказания в виде штрафа на сумму, превышающую 1 305 768,68 руб. признать незаконным и отменить.
В остальной части требований общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Юг" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-5461/2021
Истец: ООО "Бизнес-Юг"
Третье лицо: Арсельгов Исраил Хаваш-Багаудинович, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РИ