город Чита |
|
21 февраля 2024 г. |
Дело N А10-5547/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 февраля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой И.Н.,
судей Мациборы А.Е., Горбатковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юнусовой К.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 декабря 2023 года по иску муниципального унитарного предприятия "Водоканал" города Улан-Удэ (ОГРН 1150327010426, ИНН 0326540932) к Забайкальскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047550021936, ИНН 7536056390) о взыскании денежных средств,
в отсутствие участвующих в деле лиц
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с вышеуказанным иском, мотивируя следующим. Сторонами заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 2765 от 01.07.2020. Принятые ответчиком обязательства (п.п. 1 контракта) не исполнены в полном объеме, за ним числится задолженность оплаты за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения в размере 18723,38 руб. за 3, 4 кварталы 2020 года, 1-4 кварталы 2021 года, 1 квартал 2022 года, апрель-декабрь 2022 года. В соответствии с подпунктом 6.1 контракта и пунктом 6.2 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" ответчик обязан уплатить неустойку в размере 759,02 руб. за период с 24.06.2023 по 24.08.2023.
Решением от 18 декабря 2023 года арбитражный суд исковые требования удовлетворил, с ответчика в пользу истца взыскано в счет основного долга 18 723 руб. 38 коп., в счет неустойки 759 руб. 02 коп. за период с 24.06.2023 по 24.08.2023 и 2 000 руб. в счет расходов по оплате государственной пошлины.
Ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке, просит его отменить, в удовлетворении иска отказать. Указывает, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки его доводам, истец не доказал несоответствие принятых сточных вод требованиям действующего законодательства, не представил доказательств осуществления контроля, расчет платы произведен неправильно, у истца была возможность произвести контроль свойства сточных вод с помощью канализационного колодца N 5347.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указывает на несостоятельность заявленных ответчиком доводов, просит отказать в удовлетворении требований жалобы.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
О месте и времени судебного заседания, участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах изложенных в ней доводов (абз. 3 п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что 01.07.2020 МУП "Водоканал" г. Улан-Удэ (организация ВКХ) и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (абонент) заключен государственный контракт N 2765. Договоры водоотведения по административному зданию, расположенному по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, д.57 отсутствуют.
Исходя из условий контракта, организация ВКХ обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект (п. 1.1 контракта).
Абонент обязуется оплачивать холодную воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере которые предусмотрены настоящим договором (п.п. 1 контракта).
Заявляя настоящие требования, истец указал на обязанность ответчика оплатить задолженность за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения, произвел расчет неустойки.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции со ссылками на статьи 329, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее Правил холодного водоснабжения и водоотведения N 644), исходил из того, что требования обоснованы по праву и размеру. Расчет неустойки является верным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не установил.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
На основании пункта 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ к договору о водоотведении применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Согласно части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу части 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения (ч. 10 ст. 7 Закона, п. 118 Правил).
Согласно пункту 25 Правил N 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с пунктом 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в центральную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в центральную систему водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу центральной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (п. 111 Правил N 644).
Согласно пункту 118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В силу пункта 119 Правил N 644, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:
- по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
- по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Согласно положениям пункта 123(4) Правил N 644 для объектов абонентов среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых менее, указанного в абзаце первом пункта 124 Правил определяется по формуле:
П = К x Т x Qnp1 где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qnpl - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Таким образом, положения пунктов 119, 123(4) Правил N 644 предусматривают, что для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод, с которых суммарно по всем канализационным выпускам каждого объекта меньше 30 куб. м. в сутки, расчет платы за негативное воздействие на ЦСВ производится ежемесячно по формуле, как произведение следующих величин: объем сброшенных в расчетный период сточных вод, ставка тарифа на водоотведение, коэффициент компенсации (равный для большинства абонентов 0,5).
Для объектов абонентов при наличии любого из условий, указанных в абзацах 2-5 пункта 123(4) Правил N 644, расчет и взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644, без установления факта несоответствия сточных вод, принимаемых от объекта абонента, требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, в том числе отбора проб сточных вод.
Аналогичное разъяснение дано в Письме Минстроя России от 28.01.2021 N 2812-ИА/04 "О плате за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения".
Как установлено судом первой инстанции, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод ответчиком меньше 30 куб. м, в сутки, исходя из этого истцом произведен расчет за негативное воздействие на ЦСВ, который проверен судом первой инстанции и признан обоснованным, с чем соглашается и суд апелляционной инстанции, равно как и с правомерным выводом о том, что законодателем установлена презумпция наличия загрязняющих веществ, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения, в сточных водах абонентов, категории которых определены в пункте 119 Правил N 644.
Ответчик является абонентом в отношении которого действующим законодательством установлен упрощенный порядок определения спорной платы.
Действующее законодательство предусматривает возможность расчета платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения по формуле, предусмотренной в пункте 123(4) Правил N 644, без проведения контроля состава к свойству сточных вод абонентов и подтверждения превышения нормативов в случаях, предусмотренных указанным пунктом.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции обоснованно приняты требования истца и произведено взыскание спорной платы.
Установив, что расчет основного долга произведен по формуле, указанной в пункте 123(4) Правил N 644, а также установив факт просрочки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска в полном объеме.
Возражения, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе относительно того, что истцом неправомерно начислена спорная плата, в отсутствие надлежащих доказательств, поскольку не произведен отбор проб сточных вод, отклоняются судом апелляционной инстанции по вышеизложенным основаниям, поскольку данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, подлежащих применению в настоящем деле, иные доводы жалобы не могут повлиять на правомерность вынесенного по делу решения.
С учетом изложенного, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 декабря 2023 года по делу N А10-5547/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Филиппова |
Судьи |
А.Е.Мацибора |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5547/2023
Истец: МУП ВОДОКАНАЛ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
Ответчик: ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ