г. Саратов |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А57-22170/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Савенковой Н.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Акчуриной Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГКУ "Приволжско Уральского территориального управления имущественных отношений" Минобороны РФ на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 февраля 2022 года по делу N А57-22170/2021
по иску фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области (ОГРН 1146400001351 ИНН 6450999440, город Саратов далее Фонд)
к территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (ОГРН 1106454003028 ИНН 6454101145, город Саратов), ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ (ОГРН: 1086671005838, ИНН: 6671257260), Министерству обороны России
о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества за период с октября 2014 года по июль 2021 года в размере 570653,24 руб.,
при участии в судебном заседании представителя территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области - Дяденко О.А. по доверенности от 10.01.2022, в отсутствие иных участников судебного процесса, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области (далее - истец, фонд) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с иском к территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, ФГКУ "Приволжско Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ, Министерству обороны России (далее - ответчики, ТУ ФАУГИ в СО, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО Минобороны РФ, Минобороны России) о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества за период с октября 2014 года по июль 2021 года в размере 570653,24 руб.
В последующем истец уточнил заявленные требования в порядке ст. 49 АПК РФ, которые приняты судом к рассмотрению, о взыскании задолженности с ФГКУ "Приволжско Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14 февраля 2022 года по делу N А57-22170/2021 с ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в пользу Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области взыскана задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества за период с 02.10.2018 по июль 2021 года в размере 285326,62 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 14413 руб.
Не согласившись с решением суда, ФГКУ "ПУ ТУИО Минобороны РФ обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права: ответчику лимиты бюджетных обязательств для оплаты взносов за капитальный ремонт жилых помещений не выделяются; согласно Письму Минфин России от 13 декабря 2011 года N 14-01-07/151-1301-1455, положения статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации не допускают предоставление бюджетных средств на цели, неуказанные в ней; жилые помещения, расположенные по адресу: Саратовская область, г. Энгельс-1, дом 79, квартиры 3, 37, 45, 52, 57, 65, 72, 78, 82, 89, 99, 111, 126, 140, 146, 165, 187, 191, 192, 194, 202, 211, 215 не закреплены на каком-либо вещном праве за ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России; в материалах дела отсутствуют доказательства передачи в оперативное управление ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России спорных квартир, а потому оно не несет обязанность по оплате задолженности по взносам на капитальный ремонт, поскольку не является правообладателем спорных жилых помещений.
В соответствии со статьёй 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представителем ТУ ФАУГИ в СО в суд представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Доводы отзыва поддержаны в судебном заседании представителем управления.
Иные участники судебного процесса отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а жалоба - удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, предметом судебного разбирательства является задолженность правообладателя квартир (по списку) в жилом доме: г. Энгельс, ул. Энгельс-1, д. 79 перед Фондом, образованная неуплатой взносов на капитальный ремонт за период с октября 2014 года по июль 2021 года.
Удовлетворяя исковое требование в полном объеме, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что во исполнение закона обязательства по внесению взносов на капитальный ремонт возложены на ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений", осуществляющее оперативное управление.
Суд апелляционной инстанции, подтверждая сделанные судом первой инстанции выводы, приходит к следующим выводам.
Саратовское управление агентства федерального имущества доказало факт непричастности к поименованным в иске квартирам.
На основании выписок из единого государственного реестра суд обоснованно пришел к выводу о том, что территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области не является надлежащим ответчиком. Таковым является ФГКУ "Приволжско Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ. Об этом свидетельствует последовательность действий, отраженных в соответствующих распорядительных документах.
Распоряжением N 3400-р от 04.08.2003 квартиры в доме 79 г. Энгельс, ул. Энгельс-1, поименованные в исковом заявлении и приложении к распоряжению, закреплялись за Энгельсской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России. В 2010 году произошла реорганизация федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ.
Согласно пункту 6 Приказа Министерства обороны РФ от 17.12.2010 N 1871 ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" реорганизовано путем присоединения к нему квартирно-эксплуатационных учреждений, в том числе Энгельсской квартирно-эксплуатационной части (приложение N 4 к приказу).
Приказом Министерства обороны РФ N 1871 руководителям территориальных управлений имущественных отношений предписано в установленном порядке опубликовать сведения о реорганизации территориальных управлений; провести в срок до 20.01.2011 инвентаризацию имущества и обязательств учреждений, указанных в приложении; в установленном порядке принять на баланс территориальных управлений объекты недвижимого имущества, а также прием необходимой информации; оформить регистрацию прав оперативного управления на федеральное недвижимое имущество и прав постоянного бессрочного пользования земельными участками в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Исходя из функционального назначения казенного учреждения, а также принимая во внимание, что в результате реорганизации такое учреждение приобрело права и обязанности присоединившегося учреждения, за которым ранее на праве оперативного управления закреплялись поименованные в иске квартиры, суд первой инстанции признал надлежащим ответчиком по делу - ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом и в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу положений пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения.
Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного и Гражданского кодексов Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.07.2016 N 267-ФЗ, от 29.07.2017 N 258-ФЗ);
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 пункта 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) коммунальные услуги.
Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Довод апеллянта об отсутствии выделений ответчику лимитов бюджетных обязательств для оплаты взносов за капитальный ремонт жилых помещений апелляционным судом признан несостоятельным, поскольку взносы на капитальный ремонт объектов общего имущества являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, как исполнения его расходных обязательств.
Согласно части 2 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в ч.3 ст.175 Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" порядок организации проведения капитального ремонта был изменен.
Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В силу статьи 166 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества финансируется за счет средств фонда капитального ремонта.
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно положениям части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.
Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Действующее законодательство предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домах для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора, либо на специальном счете собственников помещений.
В силу части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необоснованном взыскании взносов на капитальный ремонт с казенного учреждения, поскольку спорные помещения ему не принадлежат, отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
В силу статьи 296 ГК РФ ответчик, являясь бюджетным учреждением, может владеть имуществом на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, обладатель права оперативного управления с момента с его возникновения обязан нести расходы на содержание общего имущества, в том числе взносы на капитальный ремонт (аналогичная позиция содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 по делу N 304-ЭС15-6285, от 26.01.2018 N 305-ЭС17-21689).
Из материалов дела следует, что региональным оператором на территории Саратовской области в соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от 19 июля 2013 года N 171-Пр, является специализированная некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области". Обязанность по администрированию взносов на капитальный ремонт у Фонда возникла с 1 октября 2014 года.
Судом установлено, что поименованные в иске квартиры принадлежат Российской Федерации, оперативное управление которыми осуществляет ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений", в связи с чем у такого казенного учреждения в силу ч. 1 ст. 169 ЖК РФ возникла обязанность погасить задолженность по взносам на капитальный ремонт.
Выписками из Единого государственного реестра недвижимости и свидетельствами о государственной регистрации права дела подтверждается, что правообладателем спорных квартир является РФ (л. д. 37-99 т. 1).
СудамиqQ@ установлено, что распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 04.08.2003 N 3400-р жилой дом по адресу: г. Энгельс, ул. Энгельс-1, д.79 закреплен за Энгельсской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России.
Приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010 N 1871 реорганизовано ФГУ "Приволжско-Уральское ТУИО" МО РФ путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений и федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений Министерства обороны РФ, указанных в приложении N4 к настоящему приказу (указана ФГКЭУ "Энгельсская квартирно-эксплуатационная часть района").
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ФГКЭУ "Энгельсская квартирно-эксплуатационная часть района" 19.08.2011 прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником является ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Следовательно, ответчику ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ на праве оперативного управления принадлежат спорные жилые помещения (квартиры).
На основании изложенного судебная коллегия, отклоняя доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ.
Ответчиком не исполнены обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 02.10.2018 по июль 2021 года в размере 285326,62 руб. Расчет задолженности судом произведен, исходя из площади помещений, и минимальных размеров взноса на капитальный ремонт. Судами расчет проверен и признан верным, апеллянтом не опровергнут.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока для обращения в суд.
С учетом заявленного ответчиком ходатайства о пропуске срока исковой давности и взаимосвязанных положений ст. 195, 196, п. 2 ст. 199, 200 ГК РФ, даты обращения истца в Арбитражный суд Саратовской области - 01.10.2021, суд определил период с 2 октября 2018 года по июль 2021 года. Указанному периоду соответствует задолженность в размере 285326,62 руб., исходя из площади дома - 1269,7 кв. м, тарифа - 5,52 руб. и количества месяцев в установленном периоде - 33 месяца.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда о взыскании с ответчика задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 2 октября 2018 года по июль 2021 года в размере 285326,62 руб. (с применением последствий пропуска срока исковой давности) является законным и обоснованным.
При принятии решения судом правильно применены нормы материального и процессуального права, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Таким образом, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционную жалобу ФГКУ "ПУ ТУИО Минобороны РФ следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 февраля 2022 года по делу N А57-22170/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
Н.В. Савенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-22170/2021
Истец: Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области, Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в СО
Ответчик: Министерство обороны РФ, Тер.упр. фед.агенства по управ.гос. имущ. в Сар. обл., Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, ФГКУ "Приволжско-Уральское тер.управ. имущ.отнош." Минобороны РФ, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в СО