г. Санкт-Петербург |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А56-12033/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего С.В. Изотовой,
судей Ю.С. Баженовой, М.А. Ракчеевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.И. Логиновым, рассмотрев в судебном заседании при участии:
от Общества представителя Волкова А.М. (доверенность от 18.10.2021),
от Комитета представителя Зидировой Ю.А. (доверенность от 10.01.2022)
апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2021 по делу N А56-12033/2020 (судья А.Г. Сайфуллина) по заявлению:
общества с ограниченной ответственностью "Экология-Экспресс" (191025, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 80, лит. А, пом. 5.4; ОГРН 1027806061645, ИНН 7811121016)
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А, пом. 2-Н; ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076)
о признании недействительным отказа от заключения договора,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экология-Экспресс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет), оформленного уведомлением от 06.11.2019 N 82264-32, в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 139 кв. м с кадастровым номером 78:12:0006310:13158, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, участок 4 (севернее д. 9, корп. 1, лит. Б), и обязании Комитета устранить допущенные нарушения путем принятия в течение 30 дней с даты вступления в законную силу судебного акта решения о заключении с Обществом договора на размещение нестационарного торгового объекта на указанном земельном участке сроком на 5 лет.
Решением от 04.03.2021 заявленные требования удовлетворены, признан незаконным изложенный в уведомлении от 06.11.2019 N 82264-32 отказ Комитета от заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, Комитет обязан устранить нарушение прав и законных интересов Общества путем принятия решения о заключении с Обществом договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 139 кв. м с кадастровым номером 78:12:0006310:13158, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, участок 4 (севернее д. 9, корп. 1, лит. Б), сроком на 5 лет в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу; с Комитета в пользу Общества взыскано 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Общество не соответствует условиям, установленным пунктом 1 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 08.04.2015 N 165-27 "О размещении нестационарных торговых объектов" (далее Закон N 165-27), поскольку имеет задолженность по арендной плате, судебные акты по делу N А56-83679/2019, на основании которых вынесен обжалуемый судебный акт, отменены постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.03.2021.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал апелляционную жалобу, представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (правопредшественник Комитета, арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 23.09.2009 N 13/ЗК-04330 аренды земельного участка площадью 38 кв. м с кадастровым номером 78:12:6310:1068, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, уч. 17 (севернее дома 9, корпус 1, литера Б), земельного участка площадью 43 кв. м с кадастровым номером 78:12:6310:1077, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, уч. 16 (севернее дома 9, корпус 1, литера Б), земельного участка площадью 40 кв. м с кадастровым номером 78:12:6310:1069, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, уч. 4 (севернее дома 9, корпус 1, литра Б), части земельного участка общей площадью 433 кв. м земельного участка площадью 8 200 кв. м с кадастровым номером 78:12:6310:40, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, уч. 1 (юго-восточнее дома 3, корпус 1, литера А по пр. Большевиков) (зоны, обозначенные под N 1, 2, 3 на кадастровом паспорте от 05.05.2009 N 7661), для использования под размещение комплекса мелкорозничной торговли.
Договор действует по 06.09.2012 (пункт 3.1 договора).
На основании распоряжения Комитета от 31.03.2017 N 1291-рзк осуществлено перераспределение четырех земельных участков: земельного участка площадью 547 кв. м с кадастровым номером 78:12:6310:40, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, уч. 1 (юго-восточнее дома 3, корпус 1, литера А по пр. Большевиков), земельного участка площадью 43 кв. м с кадастровым номером 78:12:6310:1077, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, уч. 16 (севернее дома 9, корпус 1, литера Б), земельного участка площадью 38 кв. м с кадастровым номером 78:12:6310:1068, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, уч. 17 (севернее дома 9, корпус 1, литера Б), земельного участка площадью 40 кв. м с кадастровым номером 78:12:6310:1069, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, уч. 4 (севернее дома 9, корпус 1, литра Б), образованы следующие земельные участки: земельный участок площадью 148 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, уч. 1 (юго-восточнее дома 3, корпус 1, литера А), земельный участок площадью 139 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, уч. 16 (севернее дома 9, корпус 1, литера Б), земельный участок площадью 150 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, уч. 16 (севернее дома 9, корпус 1, литера Б), земельный участок площадью 141 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, уч. 17 (севернее дома 9, корпус 1, литера Б).
Находящийся в аренде у Общества земельный участок площадью 139 кв. м с кадастровым номером 78:12:0006310:13158, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большевиков, участок 4 (севернее д. 9, корп. 1, лит. Б) включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, утвержденную распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 20.10.2017 N 5371-р (раздел "Невский район, подраздел "В сфере мелкорозничной торговли: павильоны", пункт 75)
В порядке переоформления заключенного договора аренды на договор на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) Общество обратилось в Комитет с заявкой от 07.10.2019 (входящий N 76477-32/19) о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона на основании подпункта 5 статьи 6 Закона N 165-27 и в соответствии с требованиями, установленными распоряжением комитета от 22.09.2016 N 115-р "Об утверждении Перечня документов, представляемых заявителем для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона".
Комитет направил обществу уведомление от 06.11.2019 N 82264-32 об отказе заключить договор на размещение НТО в связи с наличием задолженности по арендной плате по договору аренды в размере 7 608 482 руб. 48 коп.
Ссылаясь на своевременное внесение арендной платы по договору аренды, соответствие Общества критериям добросовестности, установленным распоряжением Комитета от 13.12.2016 N 148-р "О порядке принятия решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона", полагая, что отказ Комитета в заключении договора на размещение НТО в порядке переоформления договора аренды, является незаконным и нарушает его права, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции с учетом судебных актов по делу N А56-83679/2019 установил, что Общество надлежащим образом исполняло обязательства по договору, удовлетворил заявленные требования.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии со статьей 1 Закона N 165-27 размещение НТО на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на землях и земельных участках, находящихся на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, осуществляется на основании схемы размещения НТО (далее - Схема) в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и договором на размещение НТО.
Согласно статье 2 названного Закона предоставление права на размещение НТО в местах, определенных Схемой, производится на основании договора на размещение НТО, заключаемого по результатам аукциона либо в случаях, установленных настоящим Законом, без проведения аукциона на срок, указанный в заявке хозяйствующего субъекта, но не более чем на три года.
Статьей 6 Закона Санкт-Петербурга N 165-27 предусмотрены случаи, когда заключение договора на размещение НТО в местах, определенных Схемой, возможно без проведения торгов (аукциона).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 6 Закона N 165-27 без проведения аукциона договор на размещение НТО в местах, определенных Схемой, заключается в случае размещение НТО хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнявшим свои обязательства по действующему договору аренды того же земельного участка, заключенному до 1 марта 2015 года, предоставленного для размещения НТО.
Комитетом издано распоряжение от 13.12.2016 N 148-р "О порядке принятия решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона", которым утверждено Положение об организации аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта и принятия решений о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона, утверждена форма заявки о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона и перечень документов, предоставляемых заявителем.
В соответствии с пунктом 3.2.1 названного Положения не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения 30 рабочих дней с даты поступления заявки Управление по работе с земельными участками Агентства государственного казенного учреждения "Имущество Санкт-Петербурга" (далее - УРЗУ Агентства ГКУ) готовит проект решения о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона по форме, предусмотренной приложением N 5 к Положению (далее - Решение), в случае соответствия Заявителя на дату подачи заявки следующим требованиям:
- у заявителя отсутствует задолженность по внесению арендной платы по заключенному с Комитетом договору аренды земельного участка для размещения НТО/платы по заключенному с Комитетом договору на размещение НТО;
- в УРЗУ Агентства ГКУ отсутствуют сведения о нарушениях заявителем правил промышленного производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, установленных законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга, вне зависимости от их устранения;
- в УРЗУ Агентства ГКУ отсутствуют сведения об имеющихся неустраненных нарушениях иных условий договора аренды земельного участка для размещения НТО/договора на размещение НТО;
- НТО размещен в границах земельного участка, предоставленного заявителю по договору аренды земельного участка для размещения НТО/в границах места размещения НТО, используемого заявителем по договору на размещение НТО;
- размещенный заявителем на земельном участке НТО соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 N 1045 "О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Санкт-Петербурга" для данного вида НТО.
Согласно пункту 3.2.2 Положения в случае несоответствия заявителя требованиям, указанным в пункте 3.2.1 Положения, не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения 30 рабочих дней с даты поступления заявки готовит проект уведомления об отказе в заключении договора на размещение НТО по форме, предусмотренной приложением N 4 к Положению.
Отказывая в заключении договора, Комитет сослался на наличие у Общества задолженности по арендной плате.
Между тем, вступившими в законную силу судебными актами по делу N А56-83679/2019 Комитету отказано в иске к Обществу о взыскании задолженности по арендной плате и неустойки по договору аренды от 23.09.2009 N 13/ЗК-04330, установлено отсутствие у Общества задолженности по арендной платы в связи с неправомерным применением Комитетом корректирующего коэффициента К4 в значении 2.
Нарушение Обществом пункта 7.7.6 договора в редакции дополнительного соглашения от 25.02.2015, согласно которому Общество приняло на себя обязательство в срок до 23.05.2018 привести параметры арендованного участка и размещенного на нем временного объекта в соответствие с требованиями, установленными пунктом 2.10 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1830 "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством", не являлось основанием для отказа в заключении договора.
Указанный довод в суде первой инстанции не заявлялся и предметом его оценки не являлся, появился только в апелляционной жалобе, при том, что Комитет не обосновал невозможность ссылаться на данное обстоятельство в суде первой инстанции.
Между тем в силу статей 65, 200 АПК РФ именно Комитет обязан представить доказательства в обоснование законности оспариваемого уведомления.
Доказательства, подтверждающие нарушение Обществом пункта 7.7.6 договора, Комитет в материалы дела не представил, а представленные в материалы дела N А56-83679/2019 документы (ведомости ГУП "ГУИОН" по состоянию на 01.10.2018 и 02.09.2019 и акт обследования Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 17.05.2021) содержат противоречивые сведения относительно параметров объекта, размещенного на спорном земельном участке.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных Обществом требований.
Между тем в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче организацией в арбитражный суд заявления о признании недействительным ненормативного акта государственного органа государственная пошлина уплачивается в размере 3 000 руб.
В данном случае Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта государственного органа (пункт 2 статьи 29 АПК РФ). Каких-либо исковых требований имущественного характера в заявлении не содержится.
В просительной части заявления Общество указало наиболее приемлемый для него способ восстановления нарушенных административным органом прав - обязание Комитета устранить допущенные нарушения путем принятия в течение 30 дней с даты вступления в законную силу судебного акта решения о заключении с Обществом договора на размещение нестационарного торгового объекта на указанном земельном участке сроком на 5 лет, что однако с учетом приведенных нормативных положений не позволяет считать это указание самостоятельным требованием.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу приведенной нормы в случае признания ненормативного акта недействительным такое указание должно содержаться в резолютивной части решения суда независимо от просьбы об этом заявителя.
При таких основаниях у суда первой инстанции не имелось оснований для взыскания с Комитета в пользу Общества 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2021 по делу N А56-12033/2020 отменить в части распределения судебных расходов.
Взыскать с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экология-Экспресс" 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Экология-Экспресс" 3 000 руб. излишне уплаченной по платежному поручению от 07.02.2020 N 25 государственной пошлины.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Изотова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12033/2020
Истец: ООО "ЭКОЛОГИЯ-ЭКСПРЕСС"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА